1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности). | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Варвара Олеговна. Сегодня я проведу у вас урок. На парте у вас должны лежать учебник, тетрадь, пенал, раздаточный материал. -Ребята, какой у нас сейчас урок? -Чем мы обычно занимаемся на уроке математики? -А как вы думаете, на математике мы можем совершать какие-то открытия? -Какие открытия мы можем совершать? -Начать наш урок я бы хотела с высказывания известного русского ученого-физика Александра Леонидовича Чижевского: «Самые простые вещи, встречающиеся на каждом шагу, могут стать источником научного открытия». -Как вы понимаете это высказывание? -Как вы думаете, почему мы начали урок с этого высказывания? -Давайте начнем наш урок! | -Приветствуют учителя -Проверяют готовность к уроку -Сейчас у нас урок математики -Мы решаем задачи, вычисляем значение выражений, решаем уравнения… -Да, возможно -Это могут быть новые понятия в математике, какие-то свойства -Каждый из нас может открывать что-то новое, информация о новых понятиях может содержаться в объектах, которые находятся рядом -Мы будем открывать что-то новое сами | Коммуникативные: будут уметь вести диалог, проявлять инициативу и активность Личностные: будут проявлять активность в учебной деятельности, проявлять интерес к математике. |
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии. | - Ребята, возьмите карточку под номером 1 -Как вы думаете, какое задание вам нужно будет сделать с этими геометрическими фигурами? -На какие группы можно разбить эти геометрические фигуры? -Какие фигуры относятся к плоским? -Какие фигуры относятся к объемным? -А как вы думаете, все геометрические фигуры мы прошли? -Молодцы! А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик. После просмотра я задам вам вопросы https://www.youtube.com/watch?v=mLz4wPBsUbo -Ребята, какая страна была представлена на видео? -Какие геометрические фигуры вы увидели? -А знаете ли вы элементы пирамиды? -Возникло затруднение, что нужно сделать? -Где возникло затруднение? -Почему оно возникло? -Объясните причину затруднения, используя слова «я не смог это сделать, потому что…» -Что нам поможет выйти из ситуации затруднения? | -Берут карточку номер 1 в руки -Можно разбить фигуры на группы -На плоские и объемные фигуры -Четырехугольник, треугольник, пятиугольник -Куб и параллелепипед -Нет, не все -Египет -Пирамиды, куб, окружность, прямоугольник, квадрат -Возникло затруднение -Нужно остановиться и подумать -В названии элементов пирамиды -Мы не знаем, какие элементы имеет пирамида -Я не смог назвать элементы пирамиды, потому что я ничего не знаю о ней -Нам поможет учебник, учитель, новая информация | Личностные: будут проявлять активность в учебной деятельности, проявлять интерес к математике. Коммуникативные: будут уметь строить речевое высказывание в соответствии с задачами, будут уметь вести диалог, проявлять инициативу и активность. Познавательные: будут уметь делать выводы, находить ответ на проблемный вопрос Предметные: учащиеся будут иметь представление о понятии «пирамида» как объемной геометрической фигуре; представление об элементах и свойствах пирамиды; будут уметь различать плоские и объемные фигуры. |
3. Действие целеполагание. | -Ребята, давайте откроем учебник на странице 46 и прочитаем тему урока -Вернемся к нашему видеоролику, какие фигуры там были изображены? -Обратим внимание на поля в учебнике на странице 46, какие фигуры изображены здесь? -Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам поработать с рабочим листом, пододвиньте его к себе - На рабочем листе найдите цели на наш урок -Вам нужно расположить цели на урок в правильном порядке, расставив цифры в пустые квадратики -Прежде чем, вы проговорите порядок наших целей на урок, начинайте свою фразу так: «Сегодня на уроке я…» -Итак, «…» прочитай первую цель нашего урока -«…» прочитай вторую цель нашего урока -«…» прочитай третью цель нашего урока -«…» прочитай четвертую цель нашего урока -Молодцы! -Ребята, помимо целей сегодня на рабочем листе нам нужно выполнить 5 заданий -В процессе нашей работы, мы будем обращаться к рабочему листу, и заполнять его | -Открывают учебник на странице 46 и читают тему урока «Пирамида» -Там были изображены Древнеегипетские пирамиды -На рисунке на полях тоже Древнеегипетские пирамиды -Пододвигают к себе рабочий лист -Находят цели на рабочем листе -Расставляют цели в правильном порядке -Сегодня на уроке я узнаю, что такое пирамида и ее элементы -Сегодня на уроке я узнаю виды пирамид -Сегодня на уроке я узнаю свойства пирамиды -Сегодня на уроке я научусь находить предметы окружающего мира, имеющие форму пирамиды | Регулятивные: будут уметь формулировать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока |
4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения. | -Ребята, начнем работу, обратимся к рабочему листу, какова первая цель нашего урока? -Сейчас положите перед собой куб и пирамиду -Давайте сравним эти фигуры -Давайте найдем сходства этих фигур -Что представляет собой грань пирамиды? -Верно, такую грань мы называем боковой -Что еще есть у пирамиды? -Итак, сделаем вывод, пирамида состоит из боковой грани, вершин, ребер и основания -Обратимся к рабочему листу, а именно к заданию номер 1 -Вам нужно заполнить пустые окошки, вписав туда элементы пирамиды -Ребята, а теперь в парах, основываясь на своих записях в рабочем листе, покажите своему соседу на своей пирамиде ее элементы -Ребята, посмотрите на данную развертку, возможно ли из этой развертки сделать пирамиду? -Почему невозможно сделать из этой развертки пирамиду? -Ребята, у вас на столах лежат развертки, возьмите их. Как вы думаете, сможем ли мы из этих разверток сложить пирамиду? -На развертке покажите основание пирамиды -А теперь своему соседу расскажите по вашей развертке элементы пирамиды -Поднимите ручки у кого в основании треугольник -Как вы думаете, как называют такие пирамиды? -Поднимите ручки, у кого в основании квадрат -Как вы думаете, как называют такие пирамиды? -Сделаем вывод, от чего зависит вид пирамиды? -Умницы! Давайте склеим нашу пирамиду. Я буду показывать, а вы повторяйте за мной. -Ребята, у всех получилась пирамида? -Молодцы! -Рассмотрим второе задание, что нам нужно сделать? -Какое слово нам нужно вписать вместо первого пропуска? -Запишите в свой рабочий лист это слово -Какое слово нам нужно вписать вместо второго пропуска? -Запишите в свой рабочий лист это слово -Ребята, посмотрите на 3 задание, как вы думаете, что нам нужно сделать? -Рассмотрим зеленую пирамиду, какой это вид пирамиды? -Рассмотрим красную пирамиду, какой это вид пирамиды? -Рассмотрим синюю пирамиду, какой это вид пирамиды? -Заполните виды пирамид на рабочем листе -Ребята, какую цель мы с вами выполнили? -Что мы узнали? -Перечислите элементы пирамиды -Поставьте плюсик рядом с первой целью -А что еще мы с вами узнали? -От чего зависит вид пирамиды? -Поставьте плюсик рядом со второй целью | -Наша первая цель, узнать, что такое пирамида и ее элементы -Кладут перед собой куб и пирамиду -Наличие вершин, ребер, граней -Грань пирамиды представляет собой треугольник -У пирамиды есть основание -Обращают внимание на номер 1 в рабочем листе -Работают на рабочем листе, вписывают в пустые окошки элементы пирамиды -Рассказывают соседу по парте элементы пирамиды и показывают их -Нет, невозможно -Потому что в пирамиде должны быть соответствующие основание -Да, сможем \ -Показывают основание -Показывают соседу по развертке элементы пирамиды -Поднимают руки -Такие пирамиды называют треугольные -Поднимают руки -Такие пирамиды называют четырехугольные пирамиды -Вид пирамиды зависит от ее основания -Да -Нам нужно вставить слова вместо пропусков -Вместо первого пропуска нужно вставить слово треугольники -Записывают пропущенное слово в рабочий лист -Вместо второго пропуска нужно вставить слово многоугольники -Записывают пропущенное слово в рабочий лист -Нам нужно определить вид пирамид -Это четырехугольная пирамида -Это треугольная пирамида -Это пятиугольная пирамида -Заполняют рабочий лист -Мы выполнили первую цель -Мы узнали элементы пирамиды -Боковая грань, вершина, ребра, основание -Ставят плюс рядом с первой целью -Мы узнали виды пирамид -Вид пирамиды зависит от ее основания -Ставят плюсик рядом со второй целью | Личностные: будут проявлять активность в учебной деятельности, проявлять интерес к математике. Коммуникативные: будут уметь строить речевое высказывание в соответствии с задачами, будут уметь вести диалог, проявлять инициативу и активность. Познавательные: будут уметь делать выводы, находить ответ на проблемный вопрос Предметные результаты: учащиеся будут иметь представление о понятии «пирамида» как объемной геометрической фигуре; представление об элементах и свойствах пирамиды; будут уметь различать плоские и объемные фигуры. |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | -Итак, мы с вами познакомились с новой геометрической фигурой – пирамидой. Узнали её виды. -Сейчас нам предстоит узнать ее свойства -Обратимся к заданию номер 4 на рабочих листах, сейчас мы с вами немного поисследуем -Ребятки, у кого треугольная пирамида, посчитайте, сколько у этой пирамиды вершин? -А теперь посчитаем, сколько у треугольной пирамиды граней? -И сколько же ребер -Впишем результаты в таблицу -Ребятки, у кого четырехугольная пирамида, посчитайте, сколько у этой пирамиды вершин? -А теперь посчитаем, сколько у четырехугольной пирамиды граней? -И сколько же ребер -Впишем результаты в таблицу -Ребятки, у кого пятиугольная пирамида, посчитайте, сколько у этой пирамиды вершин? -А теперь посчитаем, сколько у пятиугольной пирамиды граней? -И сколько же ребер -Впишем результаты в таблицу -Ребята, обратим внимание на формулу в верхней строчке в 5 столбике, если мы к количеству вершин прибавим количество граней и вычтем из этой суммы количество ребер, получится одно и то же число -Какое это число? -Какой вывод мы можем сделать? -Какую цель мы сейчас достигли? -Поставьте плюсик рядом с 3 целью -Ребята, а что же у нас делается в окружающем нас мире -Сейчас я прочитаю вам стихотворение, ваша задача внимательно его послушать -О чем говорится в стихотворении? -Посмотрите на экран, в мире нас окружает большое количество пирамид, и это могут быть не только предметы в форме пирамиды. Пирамиды бывают в природе, в архитектуре, в растениях и даже в литературе -Поработайте в парах. Приведите примеры соседу по парте, что еще может быть в форме пирамиды. -Ребята, какую цель мы с вами выполнили? -Поставьте плюсик рядом с 4 целью | -У треугольной пирамиды 4 вершины -У треугольной пирамиды 4 грани -У треугольной пирамиды 4 ребра -Записывают в таблицу количество вершин, граней и ребер у треугольной пирамиды -У четырехугольной пирамиды 5 вершин -У четырехугольной пирамиды 5 граней -У четырехугольной пирамиды 8 ребер -Записывают в таблицу количество вершин, граней и ребер у четырехугольной пирамиды -У пятиугольной пирамиды 6 вершин -У пятиугольной пирамиды 6 граней -У пятиугольной пирамиды 10 ребер -Записывают в таблицу количество вершин, граней и ребер у пятиугольной пирамиды -Это число 2 -Какое бы количество вершин и граней не прибавляли и не вычитали количество ребер, мы будем получать число 2. -Мы узнали свойства пирамиды -Ставят плюс рядом с 3 целью -Когда играли, ходили в магазин и т.д. -Игрушка пирамидка, палатка, гора, крыша дома -О пирамидах и где мы можем их встретить -Работают в парах -Мы научились находить предметы окружающего мира, имеющие форму пирамиды -Ставят плюсик рядом с 4 целью | Личностные: будут проявлять активность в учебной деятельности, проявлять интерес к математике. Познавательные: будут уметь делать выводы, находить ответ на проблемный вопрос Предметные результаты: учащиеся будут иметь представление о понятии «пирамида» как объемной геометрической фигуре; представление об элементах и свойствах пирамиды; будут уметьразличать плоские и объемные фигуры. |
6. Самостоятельная работа. | -Ребята, сейчас вам нужно поработать самостоятельно. Возьмите карточку под номером 3 -Что нужно сделать в 1 задании? -Что нужно сделать во 2 задании? -Приступаем к выполнению -Ребята, а теперь проверим вашу работу по эталону, если задание выполнено верно, поставьте плюс, если есть ошибки поставьте - | -Подписать элементы пирамиды -Соединить пирамиду с ее видом -Проверяют свою работу по эталону | Личностные: будут проявлять активность в учебной деятельности, проявлять интерес к математике. Регулятивные: будут осуществлять контроль и оценку своей деятельности Предметные результаты:учащиеся будут иметь представление о понятии «пирамида» как объемной геометрической фигуре; представление об элементах и свойствах пирамиды; будут уметьразличать плоские и объемные фигуры. |
7. Итог урока (рефлексия учебной деятельности). | -Ребята, какая тема была сегодня на уроке? -Какие цели на урок мы ставили? -Получилось ли нам достичь всех целей? -Какие элементы имеет пирамида? -От чего зависит вид пирамиды? -Какие были трудности? -Ребята, у вас на парте лежит пирамида. -Выйдите к доске и прикрепите ее к тому облачку, к которому считаете нужным -«…», почему ты выбрал именно это облачко | -Пирамида - -Да, получилось -Пирамида имеет вершины, рёбра, боковые грани и основание -Вид пирамиды зависит от ее основания -Высказывают свое мнение -Прикрепляют пирамиды на доску -Объясняют свой выбор | Личностные: будут проявлять активность в учебной деятельности, проявлять интерес к математике. Регулятивные: будут осуществлять контроль и оценку своей деятельности, выполнять рефлексию. Коммуникативные УУД: включаться в диалог; проявлять инициативу и активность, вежливо общаться, признавать свои ошибки. |