Тема: ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ «ф»
Ц е л и : сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-
двигательный образ строчной буквы «ф»; учить находить в слове парные согласные звуки;
продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный звук в слове;
учить перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; совершенствовать
умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); закреплять
графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме; развивать
внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания; при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением; конструировать письменные буквы из элементов-шаблонов; писать строчную букву г на основе двигательных элементов по определенному алгоритму; перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; находить в слове парные согласные звуки.
Метапредметные (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя; самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные: выполнять моделирование прописных букв.
Коммуникативные: демонстрировать социальную компетентность и учитывать позицию других людей, партнеров по общению или деятельности; слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные: понимать важность нового социального статуса – «ученик»; раскрывать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»; осуществлять ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту).
Оборудование: " Азбука. Тетрадь по письму № 3" , демонстрационные карточки печатных и письменных букв.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Учитель читает стихотворения:
С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.
Е. Тарлапан
Федя ходит руки в боки.
Значит, выучил уроки.
Г. Виеру
– На что похожа буква «ф»?
– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «ф», которая обозначает твердый согласный [ф] и мягкий [ф’] звуки.
III. Повторение звуков [ф], [ф’], изученных на уроках чтения.
– Встаньте, если услышите звук [ф], [ф’] в словах: кофта, ваза, шарф, Вася, ширма, ферма, вагон, фазан, вилка. И г р а «Твердый – мягкий».
– Показывайте синюю карточку, если звук [ф] твердый; зеленую – если звук [ф’] мягкий.
[ф]
фабрика
фуфайка
светофор
фонари
[ф’]
Федя
шофер
фикус
филин
IV. Формирование зрительного образа строчной буквы «ф» в памяти учащихся.
Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «ф»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.– Сравните малую печатную и строчную письменную буквы «ф».– Чем они похожи? Чем отличаются?
– Назовите элементы, из которых состоит строчная буква «ф». (Две полоски в форме полуовала
и полоска в форме прямой линии.)
– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых
состоит строчная буква «ф».
V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.
1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания строчной
буквы «ф» на доске. Начинаем выше нижней линейки. Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись нижней линейки (1). Поднимаем ее вверх (2), закругляем влево, коснувшись верхней
линейки (3). Опускаем вниз, «закрываем» овал (4). Делаем повтор в нижней части овала (5). Вправо
прописываем полуовальную линию, коснувшись нижней линейки (6). Поднимаем ее вверх (7),
закругляем влево, коснувшись верхней линейки (8), опускаем вниз, «закрываем» овал (9) и пишем
прямую линию вниз до дополнительной линейки (10).Слева направо (1), вверх (2), влево (3), вниз (4), вправо (5), вправо (6), вверх (7), влево (8), вниз
(9), вниз (10).
2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания строчной буквы «ф» под счет.
3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 30).
4. Имитация учащимися начертания буквы «ф» по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).
ФИЗМИНУТКА
Подготовка руки к письму.
VI. Письмо учащимися в тетради.
– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.
При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.
1. П и с ь м о у ч а щ и м и с я в т е т р а д и двигательных элементов их комплексов и строчной буквы «ф» по алгоритму.
2. П и с ь м о соединений: а) нижнего соединения – оф, еф, фо; б) верхнего – фи.
ФИЗМИНУТКА
VII. Выполнение речеязыкового задания. Письмо слов по образцу.
– Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Кто здесь нарисован?
– Что делает мальчик?
– Как называют человека, который показывает фокусы?
– Какое растение здесь нарисовано? (Фикус.)
– Где растут фикусы?
– Проанализируйте пару слов «фикус» и «фокус». Рассмотрите звукобуквенную схему каждого слова.
– Перекодируйте звуки в письменные буквы.
– Рассмотрите виды соединений букв и запишите эти слова по образцу.
– Прочитайте остальные пары слов и проанализируйте их по п л а н у :
1. Сколько звуков в слове?
2. Сколько букв?
3. Сколько слогов?
4. Какой слог ударный?
5. Виды соединений букв.
Далее учащиеся анализируют остальные слова и записывают их по образцу.
VIII. Выполнение логических заданий с буквами.
– Какие буквы написал Почемучка?
– Проанализируйте данные буквы и выделите в них общий элемент. (Полоска в форме овала.)
IX. Итог урока. Рефлексия.
- Чему научились сегодня на уроке?
- Какую букву учились писать?
- Из скольких элементов состоит эта буква?
- Как называются эти элементы?
- Что вам больше всего удалось?
- Что вам помогло на уроке?
- За что вы себя можете похвалить?
- Что вам не удалось?
- Мне урок понравился. Спасибо вам за активную работу.
- Как вы себя чувствовали сегодня на уроке?
- Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то у меня настроение такое (показывает солнце). А у вас какое?