Технологическая карта урока с использованием УУД
Проектная деятельность
как средство реализации системно-деятельностного подхода
ФИО учителя Кришталь Н.И.
Предмет литература
Класс 5-А
Тема урока: Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе. И.А.Бунин «Помню — долгий зимний вечер...». Дм. Кедрин «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка». Н.М.Рубцов «Родная деревня». Дон-Аминадо «Города и годы»
Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Тип урока: адаптивно-преобразующий
Цели урока:
образовательная учить анализировать художественный текст;
находить главное и тропы; сопоставлять
пейзажные образы в поэзии с такими же
образами в других видах искусств;
развивающая развивать навыки выразительного чтения
стихотворения, в том числе и наизусть; словесного
рисования, развития устной и письменной речи, навыки
работы в группе;
воспитательная прививать любовь к поэзии, к родине, высказывать
свое мнение о прочитанном произведении.
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Методы, приёмы, формы | УУД |
Организационный момент | Повторение стихотворения Бунина наизусть | Ознакомление с темой урока и целями его | Мотивация | Целеполагание |
Проверка дом. задания. Актуализация знаний | Стихотворение Бунина наизусть | Организация соревнования | Ролевая игра «На сцене» | Творческое мышление |
Изучение нового материала | Работа в группах по предложенному плану(см. ниже) | Помощь, подсказка, объяснение | Выразительное чтение, поиск, определение, коммуникативная деятельность, сопоставление | Анализ, поиск главного, сравнение умение договариваться в группе о совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; |
Закрепление нового материала | Защита проектов в группах | Наблюдение за правильностью высказываний, поправки. Оценка проектов. | Метод проектов | Составление текстов: развитие устной речи |
Контроль | Написание небольших творческих работ: впечатление или синквейн | Объяснение, поправки | Творческое задание | Творческое мышление, развитие письменной речи |
Рефлексия. Итог | Самопознание. | Вопросы | Беседа | ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал) |
Ход урока
1. Слово учителя о теме урока и его целях.
2. Проверка домашнего задания: чтение стихотворения И.А.Бунина «Помню — долгий зимний вечер...»:
а) по строфам 3 ученика;
б) с каждого ряда по ученику – конкурс на лучшего чтеца;
в) конкурс среди девочек;
г) конкурс среди мальчиков.
3. Изучение нового материала. Проектная деятельность.
Работа в группах. Класс делится на 5 групп – по количеству изучаемых стихотворений, данных в учебнике.
Задания для обучающихся:
1.Выразительно прочитать свою строфу в стихотворении.
2. Найти в стихотворении выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения.
3. Определить тему стихотворения.
4.Определить главную мысль стихотворения.
5. Словесно нарисовать картинку по тексту стихотворения.
6. Что общего между стихотворением «Алёнушка» и картиной Васнецова?
7.Ответить на вопрос: о чём заставило задуматься стихотворение?
4. Защита проектов.
5. Описание впечатления об услышанных стихотворениях или синквейна.
Пример синквейна
Стихи
Проникновенные, щемяшие
Рассказывают, рисуют, волнуют.
Поэты пробуждают наши чувства.
Литература
6. Д/з: прочитать рассказы Саши Чёрного «Кавказский пленник», «Игорь — Робинзон».