Урок биологии в 9 классе
Тема: Пищеварительная система человека.
Цели: 1.Достичь знаний о строении пищеварительной системы. Сформировать правила ухода за пищеварительным трактом .
2.Развивать мыслительные способности учащихся анализа , синтеза , сравнения , обобщения, конкретизация , работы в группах и парах.
3. Воспитывать привитие навыков самоконтроля по соблюдению правил приёма пищи , её качества , сроков хранения , чистоты посуды . Воспитание СГТ и ЗОЖ .
Тип урока: комбинированный .
Методы: деление на группы , физминутка , разминка , презентация урока , работа в группах ( составление синквейна на флипчарте ) ,индивидуальная работа с тестами , сообщение интересного факта , рефлексия .
Оборудование: электронная презентация по теме , интерактивная доска , компьютер , видеокамера , фотоаппарат .
Ход урока.
І Психологический настрой на учебный процесс.
ІІ Создание коллаборативной среды и при помощи игры «Атомы и молекулы » разделение на группы.
ІІІ Введение в урок – проверка готовности учащихся к уроку , сообщение темы и целей урока ( 5 мин ) .
Вступительное беседа.
Актуализация знаний:
- Какие органические вещества входят в состав пищи?
- Назовите национальные блюда?
- Какие продукты надо принимать для обеспечения организма белками, жирами, углеводами ?
Сегодня ребята у нас с вами новая тема «Пищеварительная система человека».
ІV Презентация нового материала
Измельчение пищи при жевании называется механической обработкой , а расщепление пищи под влиянием ферментов пищеварительных соков называется химической обработкой .
Ферменты – это биологические катализаторы , т.е. вещества , во много раз ускоряющие химические реакции . К пищеварительному каналу относятся – ротовая полость , глотка , пищевод , желудок , тонкий и толстый кишечник . Длина этого канала достигает 8 – 10 м .
Функции питания:
Строительная
Энергетическая
Снабжение организма БАВ
Питательные вещества:
Белки
Жиры
Углеводы
Минеральные соли
Витамины
Пищеварение является начальным этапом обмена веществ. Человек получает с пищей энергию и все необходимые вещества для обновления и роста тканей. ( Слайд № 2 )
Ротовая полость – имеет язык , зубы , слюнные железы ,формирует пищевой комок и проталкивает в глотку .
Глотка– мышечный орган длиной 11 – 13 см – это общая часть пищеварительных и дыхательных путей , переходит в пищевод .В глотке расположены миндалины .
Пищевод – полый мышечный орган длиной около 25 см. Ритмически сокращаясь , мышцы пищевода проталкивают пищу в желудок .
Желудок –Полый мышечный орган объём 2 – 3 л. Объёмистое расширение пищеварительного канала . Он лежит в брюшной полости под диафрагмой и имеет форму груши или башмака . В желудке вырабатывается желудочный сок .
Кто хорошо жует, тот долго живет
ЗУБЫ
СЛЮННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ
ЯЗЫК ( слайд № 4 )
4 РЕЗЦЫ ,2 КЛЫКИ , 4 МАЛЫЕ КОРЕННЫЕ , 6 БОЛЬШИ КОРЕННЫЕ ( слайд № 5 )
Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!
И.П. Павлов
1 . Подъязычная
2. Поднижнечелюстная
3 . Околоушная ( слайд № 6 )
Язык не лопатка: знает, что горько, что сладко .
ГОРЬКОЕ
КИСЛОЕ
СОЛЕНОЕ
СЛАДКОЕ ( слайд № 7 )
Желудок
0,5% раствор HCl повышение активности ферментов бактерицидное действие
Пепсин расщепление белков , количество, состав сока и время сокоотделения
зависят от состава пищи .
Слизеподобное вещество расщепление углеводов 20-30мин ( 8 слайд )
защита стенок от HCl
Пищеварительные железы ( Слайд № 9 )
Тонкий кишечник – полый мышечный орган его длина у взрослого человека около 5 м, который делится на двенадцатиперстную , тощую, подвздошную .
Толстый кишечник около 1,3 м заканчивается прямой кишкой и анальным отверстием .
( Слайд 10 )
V Работа в группах
Составить синквейна
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
(Человек )
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
( Молодой , здоровый )
3 строка – описание действия (три глагола);
( Развивается , питается ,живёт )
4 строка – фраза из четырех слов, выражающих отношение к предмету;
( Может радоваться, познавать окружающий мир )
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово);
( Организм )
( слайд № 13 – 14 )
VІ Создание коллаборативной среды
Физминутка « Зарядка для глаз »
VІІ Индивидуальная работа ( работа с тестами ) Слайд № 15-16
VІІІ Работа в парах ( проверка тестов друг у друга ) С лайд № 17
ІХ Решение разноуровневых задач.
Биологическая задача №1
У человека в сутки вырабатывается 500 - 1500 мл желчи. Процесс желчеобразования идет непрерывно, а желчевыделение происходит периодически, в основном в связи с приемом пищи. Натощак желчь в кишечник почти не поступает. Объясните, куда же девается
избыточный секрет.
Правильный ответ : Образование желчи идет непрерывно, а поступление желчи в ДПК происходит периодически. Натощак желчь в кишку поступает в соответствии с голодной периодической деятельностью. В периоды покоя она направляется в желчный пузырь, где концентрируется, несколько изменяет свой состав .
Биологическая задача № 2
Почему человек испытывает изжогу ?
Правильный ответ : Происходит непроизвольный выброс HCl соляной кислоты в пищевод , тем самым человек испытывает жжение в области пищевода .
Слайд № 18- 21
Х Сообщение интересного факта . Врач диетолог « О здоровой и полезной пище »
Х І Подведение итога урока .
ХІІ Д \ З параграф 40 в РТ записать режим питания школьника .
Х ІІІ Весёлый позитивчик на целый день
ХІІІ Рефлексия .Смайлики весёлые и грустные .Оценивание работы на уроке
( самооценивание и взаимооценивание ). Обратная связь на стикерах закончить
предложение « сегодня на уроке мне особенно …»
понравилось ….
не понравилось ……
вызвало затруднение …...» ( 3 мин )