Основы формирования письменной речи
у детей в начальной школе.
Хочется в своей статье написать о том, что послужило выбором данной темы. Ведь именно в начальной школе закладываются основы формирования письменной речи. Несоответствие почерка детей нормам письма, множество ошибок при письме, неумение проверять написанное, неправильное составление предложений, написание сочинений на уроках русского языка, пропуск, замена и искажение букв при письме – это те причины, которые наталкивают меня на написание этой статьи.
Письмо – непростой навык, который требует сложной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.
Какие же нарушения письма могут быть?
1. Проблемы, связанные с нарушением моторики, пространственного восприятия и зрительно – моторных координаций (почерк, качество письма).
2. Проблемы, связанные с задержкой речевого развития, с нарушениями фонетико – фонематического восприятия (замена, пропуск, слияние слов).
3. Комплексные проблемы – сочетание нарушения первого и второго вида.
Причины: дети не различают на слух звуки, заменяют слова в устной речи, не владеют навыком звуко – слогового состава слова, определяют количество звуков в слове и порядок их следования, имеют бедный словарный запас, не умеют составлять предложения, видят разницы в написании и путают буквы по форме.
Что же такое правильное письмо? Это и одинаковая высота букв, и наклон вправо, и правильная форма букв, и отсутствие ошибок на изученные правила…
К, сожалению, радуют дети нас не всегда. Почему у детей может быть неправильное письмо?
1) Неправильное положение пальцев: например, ребёнок держит пишущий предмет «щепотью», собрав пальцы «горсткой».
2) Неправильное положение руки: кисть жёстко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, локоть фиксирован на месте.
3) Слишком сильный или наоборот слабый нажим при письме.
4) Неправильное положение тела: ребёнок изгибает тело в сторону, подкладывает ногу под себя, приподнимается со стула.
Но какие бы причины ни были, всегда нужно помнить, что почерк – это индикатор функционального состояния ребёнка. В первую очередь, нужно разобраться, что мешает писать красиво, правильно и без ошибок, а потом принимать меры.
Мои дети сейчас в третьем классе, уже большие и почерк у них уже почти сформировался. Зная детей, которых я учу уже третий год могу сказать, что на благополучное письмо влияет ещё и атмосфера в семье (об этом говорит нестабильность почерка, непостоянность размера букв).
Формированием у детей начальной школы письменной речи являются и написание сочинений. Сочинения пишем разные, но особенно учимся описывать природу, картины различных художников. Такой вид работы на уроках приобщает к прекрасному, учит понимать, любить и ценить произведения искусства, формирует художественный вкус. Также сочинения служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащихся, развивают наблюдательность и творческую фантазию.
Закончить свою статью мне хотелось бы следующими словами, что не только заслуга учителя в том, как ребёнок пишет и выражает свои мысли, но и большая помощь родителей своим детям.