Математика, 4 класс
Учитель : Нестеренко Людмила Николаевна
Раздел программы: « Умножение и деление»
Тема урока: Письменное деление на числа , оканчивающиеся нулями.
Цели урока:
Познакомить с письменным приемом деления на числа, оканчивающиеся нулями, когда в частном две цифры; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Способствовать развитию мыслительных операций, воображения детей, интереса к предмету.
Воспитывать положительное отношение к труду, способствовать расширению кругозора детей, формировать сообразительность, смекалку.
Задачи урока:
Образовательные:
Закреплять знания деления многозначных чисел;
Развивать умения читать многозначные числа;
Развивающие:
Развитие памяти, внимания, творческого воображения, образного мышления;
Развитие речи, словарного запаса;
Воспитательные:
Воспитание стремления к получению новых знаний;
Воспитание коммуникативных качеств, умения слушать и высказывать своё
мнение;
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная;
Приёмы: устный счёт, решение задач, примеров.
Технология: личностно- ориентированная.
Оборудование: компьютер, экран, презентация, карточки, письменные принадлежности.
Ход урока.
I.Организационный момент. 1-2 минуты;
- Здравствуйте, ребята.
-Прозвенел уже звонок-
Начинается урок.
Все друг к другу повернитесь,
А теперь все улыбнитесь,
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
Слайд 2
Великая радость - работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта-
Всё счастье земли – за трудом!
- Я не случайно начала наш сегодняшний урок стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова. Сегодня нас ждёт большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.
- Откройте тетради и запишите число.
-У меня в руках кисть. Кистью пользуются художники. Ребята, а зачем она нам на уроке математики?(ответы детей)
Слайд 3
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует,
Что вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, …
Всё нарисуем – были б краски…
- А нашими красками на уроке будут наши знания. И только от нас зависит, какую картину урока мы сегодня создадим . Все в наших руках. И пусть девизом сегодняшнего урока станут эти слова.
Слайд 4
II.Актуализация знаний 4-5 минут;
- Оценивать свою работу вы будете в карточках самооценки.
Карточка самооценки работы на уроке (у каждого ученика):
Виды работы: | Выполнение: |
1 Устный счет |    |
2 Решение примеров |   |
4 Решение задачи |  |
5 Деление с остатком |  |
Слайд 5
Устный счёт.
- Любая в математике работа не обходится без устного счёта.
Игра «Облако»
- Вам предстоит совершить путешествие по облакам. Выбирать нужно то облако, где первое число является ответом предыдущего примера.
18 х 4 72 : 6 12 х 5 60 : 4 15 х 5 75 : 3 25 х 2 50 : 10
-Молодцы !
-Ребята, а что нам приносят облака зимой?(снег)
- А что такое снег? ( это вода)
- А в каких еще состояниях бывает вода?(ответы детей)
- Очень хорошо.
Слайд 6
-А теперь проведем небольшой блицтурнир.
- Перед вами капельки, в которые вы сейчас должны записать выражения для решения задач.
-Маленькая дождевая капелька отправилась в гости к радуге со скоростью b м/ мин. Сколько времени она потратил на дорогу, если до радуги с м?(c : b)
-Солнечный лучик полетел к радуге со скоростью n км/ мин. В пути он был с мин. Какое расстояние до радуги? (n х с)
Проверяем
- Ребята, а скажите мне кто из животных больше всего радуется лужицам?(ответы детей)
- Ну конечно это поросята.
Слайд 7
- А теперь я предлагаю вам логическую задачу, а задание нам приготовили именно эти замечательные животные.
Три поросенка построили три домика: из соломы, из прутьев, и из камней. Каждый из поросят построил один домик, Ниф- Ниф построил домик не из камней и не из прутье, Нуф – Нуф – не из камней. Какой домик построил Наф – Наф?
| Солома | Прутья | Камни |
Ниф- Ниф | + | - | - |
Нуф – Нуф | - | + | - |
Наф – Наф | - | - | + |
-Молодцы! Оцените свою работу в карточках самооценки.
III. Постановка учебной задачи. 4-5 мин
- А теперь вернемся к нашим краскам.
Слайд 8
- Ребята, мне кажется, что на картине обязательно должен быть желтый цвет. Скажите, пожалуйста, что мы можем изобразить при помощи желтой краски?(ответы детей)
- Конечно - это солнышко! Которое нам дарит тепло и хорошее настроение.
Картина
- Давайте посмотрим какое задание на карточке желтого цвета
Слайд 9
- Сравните примеры.
560 : 80 2 170 : 70 3 600 : 900 6 480 : 90
- Распределите примеры по двум группам. (Предположения детей)
Слайд 10
560 : 80 2 170 : 70
3 600 : 900 6 480 : 90
- Чем похожи примеры в каждой группе? (В первой группе в частном будет одна цифра , а во второй - две)
- Примеры какой группы вы уже умеете решать? (Первой)
- Решите примеры. (7, 4)
-Кто хочет попробовать решить первый пример второй группы?
Слайд 11
(Решаем с комментированием).(31)
- Посмотрите на данный пример. Назовите тему урока.
Слайд 12
Тема: Письменное деление на числа , оканчивающиеся нулями.
Слайд 13
- Назовите цели урока:
-познакомиться ……(познакомиться с письменным приемом деления на числа, оканчивающиеся нулями).
- совершенствовать ….(совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи).
IV. Работа по теме урока
Составление алгоритма деления
Слайд 14
– Дополним алгоритм, который мы составили на прошлом уроке. Какой шаг будем делать первым?(Определять первое неполное делимое и количество цифр в частном)
Алгоритм деления на круглое число
1. Находим первое неполное делимое.
2. В частном … цифр.
3. Делим.
4. Умножаем.
5. Вычитаем.
6. Сравниваем остаток с делителем.
7. Читаем ответ.
2. Работа по теме.
Решение примеров
- Возвращаемся к нашей картине. И сейчас мне кажется пришло время нам добавить зеленого цвета. Что можно изобразить при помощи зеленой краски?(ответы детей)
Слайд 15
Картина
- Давайте посмотрим какое задание на карточке зеленого цвета.(Первую строчку коллективно, остальные – самостоятельно. Взаимопроверка, самооценка)
Слайд 16
1задание
47 360 : 80 3340 : 20 750: 50 – 40 : 5
33 210 : 90 6 020 : 70
- Решаем 1 строчку коллективно.
Слайд 17,18
Самостоятельная работа
Обмен тетрадями и проверка
Слайд 19
-Данный прием деления можно применять и при решении примеров на деление с остатком. Выполните деление.
Слайд 20
2 задание (Выполнить деление с остатком.)
7 940: 40 6 780 : 90
(Самостоятельное решение. проверка, самооценка)
Слайд 21
-Молодцы! Оцените свою работу в карточках самооценки.
Слайд 22
V. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками потопали,
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
VI. Закрепление изученного материала
Слайд 23
Картина
- Возвращаемся к нашим краскам. Добавим в картину немного синего цвета. Следующее задание на карточке синего цвета.
Картина
Слайд 24
- Прочитайте задачу.
- Как лучше записать условие? (С помощью таблицы)
- Составим таблицу. Какие были вагоны (Большие – по 90 т и маленькие – по 60 т)
- Что обозначают числа 60 и 90? (Массу груза в одном вагоне.)
- Что обозначает число 3 600? (Общую массу груза.)
- Что надо узнать в задаче? (Каких вагонов потребовалось больше и на сколько больше.)
Масса груза в одном вагоне | Количество вагонов | Общая масса груза |
60 т | ? в. | На ? в. | 3 600 т |
90 т | ? в. | 3 600 т |
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
- Почему?(Потому что мы не знаем сколько вагонов было в отдельности по
60 т и по 90 т)
- Можем ли мы это узнать? ( Это узнать мы можем, потому что мы знаем, что всего было по 3 600 т загружено в вагоны по 60 т.)
- Это будет первое действие в задаче.
- Что мы узнаем вторым действием в задаче? ( Вторым действием мы узнаем сколько было загружено в вагоны по 90 т. Потому что, также знаем, что масса вагона теперь 90 т и отправили 3 600 т)
- Что мы узнаем третьим действием в задаче?(Третьим действием в мы узнаем каких вагонов потребовалось больше и на сколько больше.)
- Запишите решение задачи самостоятельно.
- Проверяем.
Решение
3 600 : 60 = 60 (в.) – потребовалось по 60 т.
3 600 : 90 = 40 (в.) – потребовалось по 90 т.
60 – 40 = 20 (в.) –потребовалось больше по 60 т.
Ответ: на 20 вагонов.
- Оцените свою работу в карточках самооценки.
VII. Подведение итогов урока
-Наш необычный урок подходит к концу. Мы смогли заглянуть лишь одним глазком в жизнь замечательных красок и попробовали хоть на один урок почувствовать себя создателями замечательного шедевра.
Слайд 25
Картина
- Ну и напоследок предлагаю внести последний завершающий штрих в нашу картину.
- Выполните деление с остатком и сделайте проверку.
Слайд 26
48 900 : 80
Слайд 27
- Оцените работу на уроке.
Вот и кончился урок.
Подведем теперь итог.
-Чем сегодня занимались?
-В чем вы, дети, затруднялись?
- Ребята, понравился ли сегодня вам урок? Чему мы учились сегодня? Что повторили?
Слайд 28
- Посмотрите на экран и закончите предложения.
Незаконченные предложения:
- Узнали........
- Запомнили.......
- Повторили...........
- Вызвало затруднение.......
Слайд 29
- За хорошую работу все награждаетесь закладкой в виде картины созданной на уроке.
Слайд 30
- А закончить наш урок мне хочется дополнением нашей картины цветочком , капелькой или тучкой, которые отражают ваше настроение от нашего урока.( цветочки» - на уроке не было затруднений, «капельки» - были затруднения, но я справился, «тучка» - было трудно, не справлялся с заданиями).
-Урок окончен. Спасибо всем!