На тему: «Угол. Прямой угол»
г. Орел, 2023 г.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности (1 мин) | -Здравствуйте! Меня зовут Елизавета Викторовна, сегодня я проведу у вас урок математики. Садитесь. - Откройте тетради и запишите число, классная работа. - Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по стране Геометрии. Что это за страна? В ней будем решать, соображать, удивляться, думать и обязательно считать. - Посмотрите, кого мы возьмем с собой? Почему? (На доске изображены лица – веселое, грустное, злое. Дети делают выбор и объясняют его) - Улыбнемся друг другу и с хорошим настроением отправимся в путь. | Здороваются, садятся. Записывают число, классная работа. Дети думают и объясняют выбор. |
2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цель: актуализация знаний (3 мин) | - Урок у нас необычный, а «Кошкин». И класс сегодня не класс, а «Кошкина гостиная», и дети у нас не ученики, а котята. - У нас в гостях один из котов - героев ваших любимых сказок. Отгадайте, кто? Добрый, ласковый, доброжелательный, поучал неразумных мышат. -Я хочу, чтобы и вы были добрыми, ласковыми, доброжелательными. Мы поможем вспомнить коту Леопольду его любимую фразу. Для этого нам нужно выполнить задания. 1) На доске числовой ряд с перепутанными числами и их моделями. - Восстанови числовой ряд, проложите дорожку к дому кота Леопольда; (У доски 2 человека. Остальные выкладывают на парте числовой ряд). - Из каких геометрических фигур составлен дом? (Многоугольники) - Сосчитай от 3 до 8, от 9 до 1. - Назови последующее число для 1, 3. - На сколько последующее число больше предыдущего? - Назови предыдущее число для 4, 2. - На сколько предыдущее число меньше последующего? - Какое число стоит справа от 2? Слева от 4? 2) Работа с веерами Задачи в стихах. Сидит у окошка серая кошка, Лежит на рогожке рыжая кошка, Играет с мышонком черная кошка, Залезла в лукошко белая кошка. Сколько же кошек? Не сбейся, смотри. Сколько ты насчитал? Покажи. Мурка, кошка – мышеловка, Съела трех мышей в кладовке И опять к норе подкралась. Цап! Еще одна попалась. Вот так Мурка! Сколько ей Удалось поймать мышей? Леопольд - не просто кот, У него полно хлопот. На рыбалку он пошел – Был отличный, сильный клев. Хороша будет уха: Два ерша, два окунька! Сколько рыб поймал наш кот? - «4» - это сколько и сколько? | Учащиеся выполняют задание. Отгадывают Отвечают Отвечают Отвечают Отвечают Считают,отвечают |
3. Этап выявления места и причины затруднения Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения (3 мин) | -Посмотрите на доску. - Какая геометрическая фигура изображена на доске? (треугольник начерчен на доске). - Почему эту фигуру так называют? (замкнутая ломаная, 3 звена, 3 вершины) - В этих фигурах спрятана геометрическая фигура. А какая, это - тема сегодняшнего урока. Пока мы с вами отвечали на вопросы, проворные мышата подкрались к треугольнику – и вот что от него осталось. Мышата утверждают что это геометрические фигуры. -Что за фигуры у нас получились? (Углы) | Учащиеся рассматривают фигуру на доске. Отвечают на вопросы. Отвечат |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: постановка учебных задач урока (1 мин) | - Так кто же догадался, какая тема урока у нас сегодня? Тема: «Угол. Прямой угол» - Какую цель мы сегодня поставим перед собой? Цель: узнать что такое угол, прямой угол. - Чтобы достичь данной цели, мы будем работать по следующему плану: 1. Узнаем, что углы могут быть прямыми. 2. Научимся их выделять в различных фигурах. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Называют тему и цель урока, а также составляют план урока. |
5. Этап реализации построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. (10 мин) | -Однажды точка пошла на охоту. Взяла она лук, две стрелы подлинней Подумала точка: “Что будет, когда я Пущу от себя две стрелы подлиней?” Подумала точка и сделала это, И вот получился у нас… уголок Красивый, веселый, две стенки имеет И в точке игривой смешной хохолок. – Так что же, ребята, у нас получилось? На какие геометрические фигуры похожи эти “стрелы”? (Лучи) Вывод: Лучи – это стороны угла. (Карточка- ЛУЧИ – стороны угла) - Как назвать эту общую точку для двух лучей? (ВЕРШИНА – карточка) – Сколько проведено лучей из каждой точки? Как бы вы назвали эти фигуры? (2точки) - Что вы можете сказать об углах? (Угол имеет 1 вершину, 2 стороны). - Ребята, вы хорошо поработали, получите первое слово, которое забыл Леопольд. (Ребята,) | Учащиеся отвечают на вопросы усителя. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: зафиксировать во внешней речи полученные выводы и знания (5мин) | -Хорошо, ребята. Сейчас мы с вами попробуем сделать модель угла из бумаги. Посмотрите в № 1, кто – то может расскажет, как нам надо действовать? -У вас на парте лежит калька. Возьмите её в руки. - Перегните её пополам. Перегните ещё раз, совмещая стороны листа. - Как следует, прогладьте стороны. - Развернём и найдём точку пересечения в центре и обозначим ее красным фломастером. От точки пересечения проведите по линии сгиба синим фломастером по линейке линии. - Кто увидел, какие фигуры у нас получились? - Сколько углов? (4) - Эти углы называются прямые. Это ПРЯМОЙ УГОЛ. (Карточка) - Сверните лист. - Покажите вершину угла. - Покажите стороны угла. - Что такое угол? (Угол- геометрическая фигура, он имеет вершину и стороны. Стороны угла – лучи, исходящие из одной точки, а их общее начало – вершина угла.- прямые линии, прямой угол.) - Сейчас мы научимся проверять, действительно ли угол прямой. Для этого есть специальный чертежный угольник, который является моделью прямого угла. Он поможет находить прямые углы. - Я покажу, как проверить угол при помощи угольника. Прикладываем линейку так, чтобы совпали вершины и стороны. - Возьмите угольник. Проверьте какой угол у нас получился? (Прямой) | Учащиеся выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя. Решают задания |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: проверка умения применять полученные знания в других предметных областях (4 мин) | -Хорошо. Сейчас проверим модель в работе. Найдем на предметах в классе прямые углы. -Как нам их отыскать? (сравнить с моделью прямого угла. Если вершина и стороны совпадут – угол прямой) – Где, в каких предметах встретились прямые углы? – А нужны ли прямые углы в жизни? (Прямые углы очень часто встречаются в интерьере) - Ребята, вы хорошо поработали, получите второе слово, которое забыл Леопольд (давайте). | Самостоятельно выполняют задание. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Цель: повторение и закрепление пройденного материала (1-2 мин) | - Кот Леопольд приготовил для вас задание. Вам нужно на карточке найти прямые углы. -Как это сделать? (Наложить модель прямого угла на чертеж) - Как будем накладывать? (Так, чтобы вершины и стороны совпали) – Чем непрямые углы отличаются от прямых? (У непрямых углов одна сторона находится или внутри модели, или снаружи.) – Так как можно найти прямые углы? (наложить модель или угольник) Объяснить. (Проверить с помощью особого инструмента – угольника или моделью прямого угла наложением. Если, приложив угольник к углу, вершиной к вершине, стороны совпадут, то угол – прямой. Не совпадут – не прямой. Углы непрямые: острые, тупые. Угол, величина которого меньше величины прямого – острый, а если величина угла больше величины прямого – тупой.) - Ребята, вы хорошо поработали, получите третье слово, которое забыл Леопольд (жить). | Учащиеся выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя. |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности Информация о домашнем задании. | - На этом наш урок подходит к концу. - Что мы сегодня изучали на уроке? - Какую цель мы ставили с вами в начале урока? - Достигли ли мы ее? - Вернемся к плану урока. Что нам нужно было сделать? (1. Узнаем, что углы могут быть прямыми. 2. Научимся их выделять в различных фигурах.) - Какие затруднения испытывали при выполнении заданий? - Насколько вам бы понятны задания? - Кому было трудно, но интересно? -Молодцы. Закончи предложение: - На уроке я узнал ... - На уроке я повторил ... - На уроке я еще раз вспомнил ... - На уроке я научился... -Молодцы, ребята. Домашнее задание вам задаст учитель. Спасибо за урок, до свидания! | Подводят итоги. Отвечают на вопросы |