Формирование вычислительных умений: алгоритмы письменных вычислений
Полуписьменные вычисления характеризуются частичным использованием признаков устных и письменных вычислений и чаще всего используются в особых приемах вычислений:
328 · 25 = 328 · 100 : 4 = 328 : 4 · 100 = 8200.
К полуписьменным вычислениям относят и деление в столбик, поскольку этот вид вычислений обладает признаками письменных и устных вычислений.
Письменные вычисления характеризуются тем, что в процессе вычислений производится запись как результата действия, так и промежуточных операций, которая имеет особую форму «в столбик». Вычисления выполняются по установленным правилам (алгоритмам) и начинаются с единиц низших разрядов (кроме деления). Письменные вычисления формируются на уровне умений и выполняются с опорой на усвоенный алгоритм действия, который постепенно сокращается, приобретая некоторые операциональные характеристики. Но усвоенный алгоритм всегда остается регулирующей основой вычислительного действия.
Обучение вычислениям происходит через усвоение алгоритма вычислительного приема.
В методике преподавания математики существует два подхода в изучении алгоритмов письменных вычислений.
3. Применение алгоритма
Цель этапа – отработка алгоритма в знакомых (при варьировании исходных данных) и незнакомых ситуациях.
2. Введение алгоритма
Цель этапа – отработка операций, входящих в алгоритм, и усвоение их последовательности;
Подготовительный этап
Цель этапа – актуализация знаний, необходимых для введения и обоснования алгоритма, а также знакомство с алгоритмом;
При втором подходе работа с учащимися по овладению алгоритмом обычно включает три основных этапа:
При втором подходе к изучению алгоритмов письменных вычислений в основу положено не постепенное усложнение изучаемых случаев, а постепенное усвоение этапов алгоритма.
При первом подходе положен принцип от простого к сложному. При изучении вычислительных приемов каждому новому случаю посвящен отдельный урок, причем этапы алгоритмов как таковые не закрепляются и не выделяются.
1. Записывают второе слагаемое под первым так, чтобы соответствующие разряды находились друг под другом.
2. Складывают числа в разряде единиц. Если сумма меньше 10, ее записывают в разряде единиц и переходят к следующему разряду.
4. Повторяют те же действия с десятками, потом с сотнями и т.д. Процесс сложения заканчивается, когда произведено сложение чисел в старших разрядах.
3. Если сумма чисел в разряде единиц больше или равна 10, то ее представляют в виде: 10+С0, где С0 – однозначное число; записывают С0 в разряд единиц ответа и прибавляют 1 к числу десятков первого слагаемого, после чего переходят к разряду десятков.
При сложении многозначных чисел в основе действий учащихся лежит алгоритм, суть которого сводится к следующему:
Алгоритм вычитания многозначных чисел можно представить в таком виде:
6. Процесс вычитания заканчивается, когда произведено вычитание из старшего разряда уменьшаемого.
5. В следующем разряде описанный процесс повторяется.
4. Если число единиц в разряде единиц вычитаемого больше числа единиц в разряде единиц уменьшаемого, а числа, стоящие в разряде десятков, сотен и т.д. уменьшаемого, равны нулю, то берут первое, отличное от нуля, число после разряда единиц в уменьшаемом, уменьшают его на 1, все числа в младших разрядах до разряда десятков включительно увеличивают на 9, а число в разряде единиц – на 10, вычитают b0 из 10+a0, записывают результат в разряде единиц разности и переходят к следующему разряду.
1.Записывают вычитаемое
bnbn-1….b1b0 под уменьшаемым
anan-1...a1a0 так, чтобы соответствующие разряды находились друг под другом.
3. Если число в разряде единиц вычитаемого превосходит соответствующее число в разряде единиц уменьшаемого, т.е. a0 b0, а число десятков в разряде десятков уменьшаемого отлично от нуля, то уменьшают число десятков в разряде десятков уменьшаемого на 1, одновременно увеличивают число единиц в разряде единиц уменьшаемого на 10, после чего вычитают из числа 10+a0 число b0 и записывают результат в разряде единиц разности. Далее переходят к следующему разряду.
2.Если число в разряде единиц вычитаемого не превосходит соответствующего числа в разряде единиц уменьшаемого, то его вычитают из соответствующего числа уменьшаемого, после чего переходят к следующему разряду.
Письменное деление всегда начинают с высших разрядов, в отличие от письменного умножения.
Для получения цифр частного используют прием подбора. Письменное деление может быть с остатком и без остатка.
сложение полученных данных
деление на делитель каждого слагаемого (неполного делимого)
замену делимого суммой удобных слагаемых (неполных делимых)
Прием письменного деления включает такие операции:
овладеть техникой запоминания и добавления излишних разрядных единиц, получаемых при умножении однозначных чисел, в следующий по старшинству разряд.
запомнить правильный порядок выполнения действия: умножение начинаем с младших разрядов (справа налево);
запомнить правильную запись: разряд подписывается под соответствующим разрядом;
Для прочного усвоения письменных приемов умножения ребенок должен: