СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Питание и здоровье» Программа элективного курса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса на тему «Питание и здоровье» рассчитана на 8 часов. Здоровье это правильное питание

 

Просмотр содержимого документа
««Питание и здоровье» Программа элективного курса»

МБОУ «Куженерская основная общеобразовательная школа»











«Питание и здоровье»

Программа элективного курса

Для учащихся 9 класса









Составила учитель

Химии и биологии

Желонкина И. А.

















Куженер

Пояснительная записка

Биология как учебный предмет в числе других задач призвана давать учащимся представление о научно обоснованных правилах и нормах использования окружающей среды и живой природы, а совместно с другими естественнонаучными предметами. Формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения людей в быту.

Здоровый образ жизни – это. Прежде всего, сбалансированное питание, от которого напрямую зависит наше здоровье. Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека – одна из главных задач биологии. Наиболее систематично и последовательно данная работа может быть проведена на занятиях элективного курса.

Предлагаемая мною программа элективного курса на тему «Питание и здоровье» рассчитана на 8 часов.

Цель элективного курса:

- расширение знаний о свойствах важнейших органических соединений, способах их извлечения.

Задачи элективного курса:

- углубить знания о процессах пищеварения в организме человека;

- углубить знания об основных питательных веществах их значении;

- дать понятие о пищевых добавках и их биологической роли;

- ознакомить с лечебно – профилактической ролью питания.

Формы обучение: лекция, семинарские занятия, беседа, практическая работа.

В программе предусмотрено изучение теоретических вопросов, формирование практических навыков для более глубокого овладения знаниями. Формой итогового контроля является защита презентаций и рефератов













.



Содержание программы.

Тема 1. «Общая характеристика питания человека» (1 час)

Питание и культура. Решение проблемы питания в процессе развития цивилизации. Современный взгляд на питание человека и его энергетическую целесообразность.

Вегетарианской, видовое, саттвическое, естественное. Раздельное, целебное и другие виды питания. Работы И. П. Павлова, И. И. Мечникова и других по проблеме питания.

Тема 2. «Биохимические основы питания» ( 1час )

Состав пищи: вода, белки, углеводы, липиды, минеральные вещества, витамины и витаминоподобные вещества: ферменты, ароматические вещества, фитонциды, дубильные вещества, органические кислоты и др. пластические и энергетические вещества.

Основные этапы переваривания пищи в желудочно- кишечном тракте человека. Ферменты пищеварения. Симбиозное пищеварение.

Тема 3. «Белки как важнейшие питательные вещества» ( 1 час)

Биологическая роль, состав и строение белков. Потребность человека в белках и аминокислотах.

Основная белковосодержащая пища. Химические реакции при утилизации белков. Белковая недостаточность, её причины и симптомы. Определение белков в продуктах.

Тема 4. «Углеводы и их роль в питании» (1 час)

Биологическая роль углеводов. Их строение, классификация и основные свойства. Углеводосодержащие продукты. Потребность в углеводах организма человека.

Тема 5. « Липиды и их роль в питании»

Биологическая роль липидов. Их строение, классификация и свойства. Потребность организма в липидах, основная липидосодержащая пища.

Химические реакции, происходящие при усвоении липидов в организме человека. Основные нарушения липидного обмена.

Тема 6. «Витамины, ферменты, их биологическая роль и значение в питании» ( 1 час)

Общая характеристика, номенклатура и классификация витаминов. Основные жиро- и водорастворимые витамины. Биологическая роль основных витаминов. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. Авитаминоз и их причины.

Ферменты в живом организме. Их характеристика, классификация и основные свойства. Роль ферментов в процессе переваривания и усвоения пищи.

Тема 7. «Минеральные вещества. Пищевые добавки и их биологическая роль» (1 час)

Минеральные элементы. Макро-, микро- и ультрамикроэлементы. Биологическая роль отдельных элементов (кальций, магний, натрий, калий, фосфор, железо и др.) Причины недостаточности минеральных элементов. Основные продукты питания, содержащие минеральные элементы.

Содержание, состояние и роль воды в организме человека. Структурированная вода (магнитная, талая и др.)

Основные пищевые добавки, используемые в продуктах питания. Классификация пищевых добавок.

Тема 8. «Способы приготовления пищи. Итоговое занятие»

Голод и аппетит. Кулинарная обработка пищевых продуктов, «живая» и «мертвая» пища. Правильное сочетание пищевых продуктов. Питание и продолжительность жизни.

Защита рефератов, презентаций.





































Учебно-тематический план.

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Вид деятельности

1

Общая характеристика питания человека

1

Лекция, беседа

2

Биохимические основы питания

1

Беседа, составление таблицы

3

Белки как важнейшие питательные вещества

1

Лекция, беседа

4

Углеводы и их роль в питании

1

Лекция. Беседа, составление таблицы

5

Липиды и их роль в питании

1

Лекция, беседа, решение кросворда

6

Витамины, ферменты, их биологическая роль и значение в питании

1

Беседа, рассказ, работа с дополнительной литературой

7

Минеральные вещества. Пищевые добавки и их биологическая роль

1

Лекция, семинар, самостоятельная работа

8

Способы приготовления пищи. Итоговое занятие

1

Беседа, защита рефератов, презентаций.

























Заключение.

Предпрофильная подготовка учащихся позволяет учащимся, определиться в выборе профессии. Посещение элективных курсов позволяет расширить кругозор знаний в разных областях наук, подготавливает школьников к сдаче ОГЭ.

Элективный курс завершается итоговым занятием, что позволяет добиться конечных результатов обучения. На итоговом занятии защита рефератов, презентаций (темы раздаются заранее). В результате этого происходит углубление знаний по данному предмету.













































Список используемой литературы.

  1. Атасова Л. П., Зверев И. Д., Утешинский Д. Д. Разноуровневые программы по биологии.//Биология в школе. -1994.-№4.-С. 24 – 25

  2. Андреев Ю. А. Три кита здоровья. Екатеринбург. Среднеуральское кН. Изд-во. 1993.

  3. Колычева З. И. Химия и питание.//Химия в школе.-1997.-№ 4-С. 86 – 88.

  4. Петровский К. С. Витамины круглый год. М., Россельхозиздат, 1983.

  5. Ресурсы интернета.