МБОУ «Куженерская основная общеобразовательная школа»
«Питание и здоровье»
Программа элективного курса
Для учащихся 9 класса
Составила учитель
Химии и биологии
Желонкина И. А.
Куженер
Пояснительная записка
Биология как учебный предмет в числе других задач призвана давать учащимся представление о научно обоснованных правилах и нормах использования окружающей среды и живой природы, а совместно с другими естественнонаучными предметами. Формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения людей в быту.
Здоровый образ жизни – это. Прежде всего, сбалансированное питание, от которого напрямую зависит наше здоровье. Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека – одна из главных задач биологии. Наиболее систематично и последовательно данная работа может быть проведена на занятиях элективного курса.
Предлагаемая мною программа элективного курса на тему «Питание и здоровье» рассчитана на 8 часов.
Цель элективного курса:
- расширение знаний о свойствах важнейших органических соединений, способах их извлечения.
Задачи элективного курса:
- углубить знания о процессах пищеварения в организме человека;
- углубить знания об основных питательных веществах их значении;
- дать понятие о пищевых добавках и их биологической роли;
- ознакомить с лечебно – профилактической ролью питания.
Формы обучение: лекция, семинарские занятия, беседа, практическая работа.
В программе предусмотрено изучение теоретических вопросов, формирование практических навыков для более глубокого овладения знаниями. Формой итогового контроля является защита презентаций и рефератов
.
Содержание программы.
Тема 1. «Общая характеристика питания человека» (1 час)
Питание и культура. Решение проблемы питания в процессе развития цивилизации. Современный взгляд на питание человека и его энергетическую целесообразность.
Вегетарианской, видовое, саттвическое, естественное. Раздельное, целебное и другие виды питания. Работы И. П. Павлова, И. И. Мечникова и других по проблеме питания.
Тема 2. «Биохимические основы питания» ( 1час )
Состав пищи: вода, белки, углеводы, липиды, минеральные вещества, витамины и витаминоподобные вещества: ферменты, ароматические вещества, фитонциды, дубильные вещества, органические кислоты и др. пластические и энергетические вещества.
Основные этапы переваривания пищи в желудочно- кишечном тракте человека. Ферменты пищеварения. Симбиозное пищеварение.
Тема 3. «Белки как важнейшие питательные вещества» ( 1 час)
Биологическая роль, состав и строение белков. Потребность человека в белках и аминокислотах.
Основная белковосодержащая пища. Химические реакции при утилизации белков. Белковая недостаточность, её причины и симптомы. Определение белков в продуктах.
Тема 4. «Углеводы и их роль в питании» (1 час)
Биологическая роль углеводов. Их строение, классификация и основные свойства. Углеводосодержащие продукты. Потребность в углеводах организма человека.
Тема 5. « Липиды и их роль в питании»
Биологическая роль липидов. Их строение, классификация и свойства. Потребность организма в липидах, основная липидосодержащая пища.
Химические реакции, происходящие при усвоении липидов в организме человека. Основные нарушения липидного обмена.
Тема 6. «Витамины, ферменты, их биологическая роль и значение в питании» ( 1 час)
Общая характеристика, номенклатура и классификация витаминов. Основные жиро- и водорастворимые витамины. Биологическая роль основных витаминов. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. Авитаминоз и их причины.
Ферменты в живом организме. Их характеристика, классификация и основные свойства. Роль ферментов в процессе переваривания и усвоения пищи.
Тема 7. «Минеральные вещества. Пищевые добавки и их биологическая роль» (1 час)
Минеральные элементы. Макро-, микро- и ультрамикроэлементы. Биологическая роль отдельных элементов (кальций, магний, натрий, калий, фосфор, железо и др.) Причины недостаточности минеральных элементов. Основные продукты питания, содержащие минеральные элементы.
Содержание, состояние и роль воды в организме человека. Структурированная вода (магнитная, талая и др.)
Основные пищевые добавки, используемые в продуктах питания. Классификация пищевых добавок.
Тема 8. «Способы приготовления пищи. Итоговое занятие»
Голод и аппетит. Кулинарная обработка пищевых продуктов, «живая» и «мертвая» пища. Правильное сочетание пищевых продуктов. Питание и продолжительность жизни.
Защита рефератов, презентаций.
Учебно-тематический план.
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Вид деятельности |
1 | Общая характеристика питания человека | 1 | Лекция, беседа |
2 | Биохимические основы питания | 1 | Беседа, составление таблицы |
3 | Белки как важнейшие питательные вещества | 1 | Лекция, беседа |
4 | Углеводы и их роль в питании | 1 | Лекция. Беседа, составление таблицы |
5 | Липиды и их роль в питании | 1 | Лекция, беседа, решение кросворда |
6 | Витамины, ферменты, их биологическая роль и значение в питании | 1 | Беседа, рассказ, работа с дополнительной литературой |
7 | Минеральные вещества. Пищевые добавки и их биологическая роль | 1 | Лекция, семинар, самостоятельная работа |
8 | Способы приготовления пищи. Итоговое занятие | 1 | Беседа, защита рефератов, презентаций. |
Заключение.
Предпрофильная подготовка учащихся позволяет учащимся, определиться в выборе профессии. Посещение элективных курсов позволяет расширить кругозор знаний в разных областях наук, подготавливает школьников к сдаче ОГЭ.
Элективный курс завершается итоговым занятием, что позволяет добиться конечных результатов обучения. На итоговом занятии защита рефератов, презентаций (темы раздаются заранее). В результате этого происходит углубление знаний по данному предмету.
Список используемой литературы.
Атасова Л. П., Зверев И. Д., Утешинский Д. Д. Разноуровневые программы по биологии.//Биология в школе. -1994.-№4.-С. 24 – 25
Андреев Ю. А. Три кита здоровья. Екатеринбург. Среднеуральское кН. Изд-во. 1993.
Колычева З. И. Химия и питание.//Химия в школе.-1997.-№ 4-С. 86 – 88.
Петровский К. С. Витамины круглый год. М., Россельхозиздат, 1983.
Ресурсы интернета.