Просмотр содержимого документа
«ПК 111 Литература 08.10.21»
ПК 111 ОУД 02 Литература
Преподаватель: Вишнякова В.В. электронный адрес: [email protected]
Задание выдано 08.10.2021 г. Задание выполнить до 14.10.2021 г.
Источник: Литература. 10 класс. В 2 частях - Лебедев Ю.В.
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)
Роман М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени».
1. Прочитать роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х гг. XIX в., временем жестокой реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Поэтому «герой нашего времени» — это герой 1830-х гг.
2. Противостояние Печорина общественной среде выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом материале. Поэтому «Герой нашего времени» считается в русской литературе первым социально-психологическим романом.
3. Противоречивость — главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой не удовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.
4. Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.
5. Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.
Вспомните черты биографии Лермонтова, повлиявшие на особенности образа Печорина; загадки и противоречия характера героя в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» и их разгадки в «Журнале Печорина»; особенности композиции романа: смена рассказчиков, портрет, пейзаж, журнал героя и их роль в раскрытии образа Печорина.
Понять характер Печорина и его место в системе образов романа помогут схемы «Дружба в жизни Печорина» и «Любовь в жизни Печорина».
Выполнить письменно задания (задания даны по главам романа):
1. «Бэла».
1. Сколько в повести рассказчиков? Каков художественный смысл их смены?
2. Как в первом портрете Печорина угадывается противоречивость его характера?
3. Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Приведите примеры психологического портрета, пейзажа, детали.
4. Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?
2. «Максим Максимыч».
1. От чьего лица ведется повествование в повести?
2. Какие детали раскрывают состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина?
3. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?
4. Прокомментируйте подтекст диалога Печорина и Максима Максимыча в их последней встрече.
3. «Тамань».
1. Каков художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?
2. Какую роль в повести играют портреты и пейзажи?
3. Какие оценки дает Печорин контрабандистам и как это характеризует его самого?
4. Почему Печорину грустно в конце истории с контрабандистами? Что это проясняет в его характере?
4. «Княжна Мери».
1. Как в повести проявляются черты самоанализа и самооценки Печорина? Подтвердите свои мысли примерами.
2. Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким? В чем отличие взаимоотношений Печорина с Мери и Верой?
3. Какие портретные и пейзажные детали повести говорят о писательском мастерстве Лермонтова?
4. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует? Искренен ли Печорин в своих признаниях перед дуэлью или он лукавит даже перед самим собой? В чем нравственное превосходство Печорина в сцене дуэли? Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)?
5. «Фаталист».
1. Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?
2. Какие черты личности Печорина проявляются в повести?
3. В чем философский характер повести?