СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПК 111 Литература 08.10.21

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ПК 111 Литература 08.10.21»

ПК 111 ОУД 02 Литература

Преподаватель: Вишнякова В.В. электронный адрес: [email protected]

Задание выдано 08.10.2021 г. Задание выполнить до 14.10.2021 г.

Источник: Литература. 10 класс. В 2 частях - Лебедев Ю.В. 

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

Роман М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени».


1. Прочитать роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х гг. XIX в., временем жестокой реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Поэтому «герой нашего времени» — это герой 1830-х гг.

2. Противостояние Печорина общественной среде выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом материале. Поэтому «Герой нашего времени» считается в русской литературе первым социально-психологическим романом.

3. Противоречивость — главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой не удовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.

4. Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.

5. Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.

Вспомните черты биографии Лермонтова, повлиявшие на особенности образа Печорина; загадки и противоречия характера героя в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» и их разгадки в «Журнале Печорина»; особенности композиции романа: смена рассказчиков, портрет, пейзаж, журнал героя и их роль в раскрытии образа Печорина.

Понять характер Печорина и его место в системе образов романа помогут схемы «Дружба в жизни Печорина» и «Любовь в жизни Печорина».




Выполнить письменно задания (задания даны по главам романа):

1. «Бэла».

1. Сколько в повести рассказчиков? Каков художественный смысл их смены?

2. Как в первом портрете Печорина угадывается противоречивость его характера?

3. Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Приведите примеры психологического портрета, пейзажа, детали.

4. Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?

2. «Максим Максимыч».

1. От чьего лица ведется повествование в повести?

2. Какие детали раскрывают состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина?

3. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?

4. Прокомментируйте подтекст диалога Печорина и Максима Максимыча в их последней встрече.

3. «Тамань».

1. Каков художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?

2. Какую роль в повести играют портреты и пейзажи?

3. Какие оценки дает Печорин контрабандистам и как это характеризует его самого?

4. Почему Печорину грустно в конце истории с контрабандистами? Что это проясняет в его характере?

4. «Княжна Мери».

1. Как в повести проявляются черты самоанализа и самооценки Печорина? Подтвердите свои мысли примерами.

2. Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким? В чем отличие взаимоотношений Печорина с Мери и Верой?

3. Какие портретные и пейзажные детали повести говорят о писательском мастерстве Лермонтова?

4. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует? Искренен ли Печорин в своих признаниях перед дуэлью или он лукавит даже перед самим собой? В чем нравственное превосходство Печорина в сцене дуэли? Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)?

5. «Фаталист».

1. Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?

2. Какие черты личности Печорина проявляются в повести?

3. В чем философский характер повести?