План аннотации хорового произведения
(a capella)
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОИЗВЕДЕНИИ И ЕГО АВТОРАХ
Сведения об авторе произведения (обработки, переложения).
Сведения об авторе стихов.
История создания произведения, содержание.
Жанр (В сочинениях для хора a cappella жанр может быть определен как хоровая миниатюра, мадригал, виланелла, обработка народной песни, баллада, хоровое скерцо, хорал и др.).
II.МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (АНАЛИЗ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ)
Форма произведения.
Произведение (НАЗВАНИЕ) написано в
одночастной форме
двухчастной форме
трёхчастной форме
куплетной форме
пр.
Характеристика мелодии.
Мелодия – ведущее средство музыкальной выразительности. Мелодическая линия проводится в партии…
сопрано
альтов
теноров
басов
Для мелодической линии (описать каждую часть) характерно…
плавное поступенное движение
скачкообразное движение (скачки на какие интервалы)
восходящее движение
нисходящее движение
волнообразное движение
длительное пребывание на одной высоте
распевность мелодии
прерывистость мелодии
звучание в (высоком, среднем или низком регистре)
Поступенное или плавное мелодическое развитие может соответствовать образной сфере покоя или созерцательности. Изломанная, скачкообразная мелодия, как правило, передает состояние беспокойства, взволнованной порывистости, эмоциональной заостренности, взвинченности и т. д. Описать это.
Мелодия ритмически оформлена…
ровные длительности
пунктирный ритм
синкопы
триоли
мелкие длительности
выдержанные звуки
вступление из – за такта
В мелодии прослеживаются…
интонации вздоха (нисходящее движение малыми секундами)
полутоновые интонации
опевание звуков
призывные интонации (восходящий скачок на ч.4)
Звучание мелодиив минорном ладу создаёт (лирическое, печальное, сумрачное, элегическое, стонущее, светлое ) настроение
в мажорном ладу создаёт (радостное, ликующее, призывное, бодрое) настроение.
Ладотональный план.
Основная тональность произведения
В произведении встречаются отклонения в тональность
Выбор (мажорного или минорного) лада обусловлен (светлыми, радостными, грустными, печальными) эмоциями, которые воплотил композитор в музыкальном образе (осени, весны, ночи, наступающего утра).
Метроритм.
«Музыкальный ритм является для исполнителя не техническим средством, а творческим состоянием».
Выбор размера обусловлен развитием содержания.
Размер 4/4 характерен для маршевой музыки
Размер 6/8 характерен для баркарольной музыки
Размер 2/4 характерен для повествовательной музыки
3/4 характерен для вальсовой музыки
Ритмический рисунок в произведении (равномерный, неравномерный, ровный, неровный…)
В произведении встречаются характерные ритмические фигуры (синкопы, остинатный, пунктирный ритм, триоли, хоровая педаль (выдержанный звук, октава или квинта, остинатно повторяемая мелодическая формула).
Преобладает движение
мелкими длительностями
крупными длительностями
выдержанные звуки
вступление из – за такта
Равномерный ритмический рисунок в быстром темпе используется в произведениях, для которых характерно моторное безостановочное, устремлённое движение.
Равномерный ритм в умеренном темпе придаёт музыке уравновешенность, спокойствие.
Ритмический рисунок во всех голосах
совпадает
не совпадает
Одним из существенных средств выразительности является фермата (снимаемая, неснимаемая) в (середине, конце части или произведения).
Фермата в середине произведения усиливает значение звука, слова, аккорда, подчёркивает момент кульминации.
Фермата в конце произведения выражает
момент постепенного успокоения,
замирания движения,
остановку
Основная ритмическая единица (наиболее часто встречающаяся длительность) является основой ритмического движения.
Фактура произведения.
одноголосная
гомофонно-гармоническая
гомофонно – гармоническая
полифоническая (имитационная, подголосочная)
смешанная
Мелодическая линия проводится в партии , остальные голоса создают
гармонический фон
имеют одинаковое значение
III. ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АНАЛИЗ
1. Тип и вид хора
Произведение предназначено для исполнения
(однородным - детским, женским, мужским),
смешанным (полным, неполным)
2х,3х, 4х ит.д. голосным хором
(с divizi в партии С, А, Т, Б).
2. Диапазон хора и хоровых партий.
Диапазон партии сопрано:
Диапазон партии альта:
Диапазон партии тенора:
Диапазон партии баса:
Диапазон всего хора:
3. Тесситура
(высокая, средняя, низкая),
(удобная, неудобная).
Тесситуру можно назвать удобной, если высотное положение хоровой партии соответствует свободному звучанию голоса. Если же в процессе исполнения голос длительное время звучит в неудобном регистре, напряженно, – тесситура считается неудобной. Трудно петь длительное время в верхнем регистре. В низком регистре технические и динамические возможности голоса существенно ограничены. В большинстве случаев значительные части хоровых партий помещаются в среднюю, наиболее удобную для пения, тесситуру.
4. Динамический ансамбль
естественный
искусственный.
5. Звукоизвлечение (атака звука). Звуковедение.
Атака звука (мягкая, твёрдая…) соответствует характеру звукообразования в произведении.
Звуковедение в произведении (мягкое, подчеркнутое, глубокое )
Legato
Non Legato
Staccato
6. Дыхание.
Дыхание в произведении
общехоровое
цепное
по партиям
7. Характер звука.
Характер звука в произведении (прикрытый, открытый, светлый, приглушенный, сочный, мощный )
8. Вокально – хоровые трудности
Интонационные трудности:
Движение на одном звуке
Исполнение скачков (на какие интервалы и в каком
Исполнение полутоновых интонаций голосе)
Выдержанные звуки
Октавные унисоны
Неодновременное вступление партий
Вступление из-за такта
Сложные аккорды
Отклонения в другие тональности
Для интонационного ансамбля и строя ансамбля полезны следующие приёмы работы:
Интонирование с каждой партией сольфеджио и вне ритма
Для точного перехода из одной тональности в другую нужно выучить моменты перехода отдельно с гармонической поддержкой.
Выдержанные звуки необходимо петь с тенденцией к повышению.
Сложные аккорды необходимо интонировать сольфеджио в разных сочетаниях, исполнить аккорды мелодически и гармонически необходимо интонировать сольфеджио в разных сочетаниях, исполнить аккорды мелодически и гармонически
Вступление из-за такта - впевать медленно, делая остановку на затакте, используя приём «ферматного» выстраивания неточно звучащего аккорда.
Пропевание произведения в других тональностях - приём транспонирования.
При разборе интонационных трудностей опираться на правила итонирования в мажоре и миноре.
ПРАВИЛА ИНТОНИРОВАНИЯ СТУПЕНЕЙ В МАЖОРЕ
I; IV; V ступени-интонируются устойчиво (главные ступени)
III ступень-высоко (показатель мажорного лада)
VI низкая ступень-низкая (гармонический мажор)
VI VII ступени-высоко (тяготение к тонике)
II ступень-высоко
ПРАВИЛА ИНТОНИРОВАНИЯ СТУПЕНЕЙ В МИНОРЕ
I; IV вверх; V ступени-высоко (главные ступени)
IV вниз-низко
IVвверх-высоко
III ступень-низко (показатель минора)
II ступень-высоко (как в мажоре)
VI; VII натуральные ступени-низко (натуральный минор)
VI; VII повышенные ступени-высоко (мелодический минор)
ПРАВИЛА ИНТОНИРОВАНИЯ ИНТЕРВАЛОВ
Чистые интервалы- устойчиво.
Большие- с односторонним расширением.
Малые- с односторонним сужением.
Увеличенные- с двусторонним расширением.
Уменьшённые- с двусторонним сужением.
Энгармонические звуки- в соответствии с тяготением.
Медленный темп не способствует сохранению строя, особенно в исполнении a cappella, а быстрый темп осложняет исполнение интонационно неудобных моментов. Поэтому в процессе репетиционной работы необходимо чередовать различные темпы
Отдельные мелодические ходы или аккордовые соединения по вертикали отстраивать вне ритма по руке дирижера
Выверению строя способствует исполнение закрытым ртом, при котором слуховой контроль исполнителей становится более пристальным
Преобладание тихой звучности может повлечь за собой ослабление роли дыхания и потерю ощущения крепкой вокальной опоры в исполнении, поэтому целесообразно чередовать пропевание произведения или его фрагментов в различной динамике и с применением различных вокальных штрихов.
Метроритмические трудности:
Умение петь вместе, ритмически чётко, одновременно произносить слова, гибко изменять темп, вместе брать дыхание, вступать и прекращать петь, чётко выявлять метрическую структуру произведения – важнейшие качества мастерства хоровых певцов, ибо в ритмичности исполнения заключается порядок, без которого не может быть решена ни одна творческая задача.
Переменный размер, при котором нет равномерной пульсации сильных и слабых долей
Переменный размер, при котором нет равномерной пульсации сильных и слабых долей в быстром темпе
Переменный размер, при котором нет равномерной пульсации сильных и слабых долей
Выдержанные звуки, при которых певцы теряют ощущение пульсации метра, что ведёт к нарушению темпа, ритма и ритмического ансамбля.
Синкопы
Пунктирный ритм
Триоли
Неодновременное вступление хоровых партий
Неодновременное снятие хоровых партий
Несовпадение ритмического рисунка между хоровыми партиями
Фермата (снимаемая или неснимаемая)
Для ритмического ансамбля полезны следующие приёмы работы:
прохлопывание ритмического рисунка
проговаривание теста песни со всем хором
проговаривание теста песни или интонирование с отдельными хоровыми группами
проговаривание текста или интонирование в различных темпах (от самого медленного до самого быстрого)
проговаривание текста песни или интонирование, строго исполняя дирижёрские указания, варьирующего трактовку исполнения чёткость и активность дирижёрского жеста
непрерывное ощущение пульсации метрическихдолей, объединенных в группы. Начало каждой группы надо отмечать акцентом или
«зажимом» в зависимости от характера произведения.
необходимо после «удара» на начало доли сокращать силу звучности, а последующую шестнадцатую исполнять легко, коротко и остро, непосредственно перед следующим ударом, как бы «привязывая» её к началу новой доли.
Дикционные трудности:
В основе формирования дикционного и орфоэпического ансамблей в хоре лежит правильно организованная работа над произношением гласных и согласных звуков.
С целью обеспечения непрерывности звучания мелодии, чтобы согласные не замыкали звук, необходимо соблюдать правило: согласные, стоящие на конце слова или слога, присоединяются в пении к последующему слогу, тем самым создавая условия для максимального распевания гласных.
IV. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
Основной задачей исполнителя является создание целостного художественного образа. Все музыкально – выразительные средства в их взаимосвязи (ПЕРЕЧИСЛИТЬ) способствуют полному раскрытию художественного образа
Произведение написано в темпе.
Этот темп
сохраняется на протяжении всего произведения
меняется
происходит (замедление или ускорение) темпа.
присутствуют моменты агогики
В произведении преобладает динамика.
Кульминация произведения звучит __________________
Она подчеркивается
яркой динамикой
звучанием в высоком регистре
насыщенным звучанием
выдержанными звуками
логическим смысловым акцентом
ферматой
Велика воспитательная и образовательная роль произведения. Участники хора учатся…
тонкой фразировке
логическим кульминациям
музыкальному мышлению
развитию гармонического слуха
чувству лада
Произведение проникнуто чувствами (КАКИМИ)
Произведение воспитывает прекрасные чувства (КАКИЕ), которые лежат в основе музыки.
____________________________________________
Пользоваться Романовский «Хоровой словарь»
Ражников «Словарь эстетических эмоций»