ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ
НА ЭТАПЕ ЧТЕНИЯ ЦЕЛЫМИ СЛОВАМИ + ПО СЛОГАМ
Тема: Снегири.
Задачи:
Обучающие: совершенствование беглого, правильного, выразительного чтения целыми словами; Развивающие: развитие речедвигательного аппарата; расширение словаря ребенка, развитие устной речи; развитие внимания, памяти, пространственных представлений; Воспитательные: воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства сострадания, сопереживания; развитие навыка самоконтроля;
Оборудование: индивидуальные карточки для работы, фломастеры, «карта успеха» (для рефлексии)
I.Организационный момент.
- Давай улыбнемся друг другу. - Чудесным пусть будет у тебя настроение, Легко и прелестно дается учение! – Отгадай, о ком будем сегодня читать.
| а | б | в | г |
1 | С | О | И | Е |
2 | Е | Н | Г | Р |
1б, 1а, 2б, 1е, 2в, 1в, 2г, 2а ( о снегире) - Что ты знаешь об этих птицах? - Откуда они к нам прилетают? - Почему зимой они покидают свои родные места? - Каких еще зимующих птиц ты знаешь? -Какую помощь зимующим птицам могут оказать взрослые и дети?
II.Работа над текстом «Снегирь».
Перед первым снегом летят к нам снегири. Люди заметили: появился снегирь – жди снега. Птиц этих можно видеть в саду, в лесу, в парке. Стоят сильные холода. Птицам нечего есть. Школьники делают для них кормушки. Вот на кормушку сел снегирь. Это очень красивая птица. Грудка у снегиря красненькая. Головка и крылышки черненькие. Спинка серенькая.
1.Тренировка в чтении слов. а) чтение столбиков слов: - Прочитай слова в столбиках. Подчеркни слова, значения которых тебе не понятны или вызывают трудность в чтении:
СТОЯТ ДЕЛАЮТ СИЛЬНЫЕ
ХОЛОД КОРМУШКА ШКОЛЬНИКИ
ПТИЦА СНЕГИРЬ КРАСИВАЯ
ГРУДКА ГОЛОВКА КРАСНЕНЬКАЯ
СПИНКА ПОЯВИЛСЯ КРЫЛЫШКИ
НЕЧЕГО УВИДЕТЬ ЧЕРНЕНЬКИЕ
МОЖНО ЗАМЕТИЛИ СЕРЕНЬКАЯ
б)отработка чтения слов, подчеркнутых ребенком:
КРАСНЕНЬКАЯ, ЧЕРНЕНЬКИЕ, СЕРЕНЬКАЯ
-Прочитай медленно по слогам. - От каких слов образовались эти слова? (красный, черный, серый) - Что обозначают эти слова? (цвет) Слова красненькая, черненькая, серенькая являются родственными к этим словам, образовались с помощью суффикса -еньк- и приобрели уменьшительно-ласкательное значение. -Попробуй прочитать быстро, целым словом.
в) подготовка к орфоэпическому чтению: - Сравни произношение и написание слов. Подчеркни «хитрые» буквы.
г) тренировка в чтении целыми словами: Чтение слов «по кругу» ( Ребенок читает первое слово; затем снова первое слово и второе; затем снова первое, второе и третье и так далее, каждый раз возвращаясь к прочитыванию предыдущих слов). - Читай слова правильно и быстро, «по кругу»:
стоят делают сильные холод кормушка школьники птица снегирь красивая грудка головка красненькая спинка появился крылышки нечего увидеть черненькие можно заметили серенькая
д) тренировка в чтении слов с предлогами: - Читай предлог со словом как единое целое, как одно слово.
ДЛЯ НИХ В ЛЕС
У СНЕГИРЯ В САДУ
И КРЫЛЫШКИ НА КОРМУШКЕ
2. Чтение рассказа.
а) прочитай рассказ шепотом: - Подумай, откуда у снегиря его имя? - Какая примета связана с появлением снегирей?
б) прочитай рассказ быстро и громко: - Зафиксируй результат чтения в таблице.
3.Работа по словообразованию, по развитию словаря.
а) – Посмотри на картинку и попробуй перечислить названия всех нарисованных предметов, которые образованы от слова СНЕГ.
Снег, снеговик, снегирь, снегурочка, снегокат, снежинки
б) – Подбери слова с противоположным значением (антонимы):
сильные - ? красивая - ? прилетели - ?
4. Перечитывание второго абзаца рассказа «Снегирь» и пересказ описания снегиря.
- Прочитай еще раз 2-ой абзац, подчеркни слова, которые употребляются для описания внешнего вида снегиря. - Перескажи близко к тексту.
5. Работа над выразительностью чтения. Чтение стихотворения с интонациями (напечатан на карточке): Зимой на ветке яблоки! ( громко, удивляясь ) Скорей их собери! ( тихо, приказывая ) Но вот вспорхнули яблоки, ( тихо, испуганно ) Ведь это ----е----и----! ( громко, объясняя )
- Прочитай стихотворение медленно, выдели «трудные» слова:( вспорхнули – взлетели) - Прочитай стихотворение, соблюдая нужную интонацию.
- Прочитай стихотворение, делая паузы на точках и запятых:
(напечатан на карточке ) На снегу, как на страничке, Пишут голуби, синички, Пишет стая снегирей, Пишет серый воробей. Пишут Пете и Андрюшке, Чтобы сделали кормушки.( А. Тараскин)
- Это стихотворение тебе нужно будет выучить наизусть.
III. Итог занятия. Рефлексия.
- О ком ты сегодня читал? - Что ты узнал о снегирях? - Что для зимующих птиц страшнее холод или голод? - Какую помощь ты можешь оказать птицам? - Оцени свою работу на занятии. - Нарисуй свое настроение, объясни, почему оно такое.
Карта успеха





