МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЧИНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Утверждено
приказом МБОУ Починковской СШ
от 28.08.2017№ 212/01-08
Рабочая программа
индивидуальных и групповых занятий «Практическое обществознание»
8 класс основное общее образование
Составитель :
Исланова Татьяна Ивановна,
учитель истории, обществознания, экономики,
высшая категория
с. Починки
Починковский муниципальный район
Нижегородская область
2017
Пояснительная записка
Индивидуально-групповые занятия по обществознанию направлены на внедрение проектной деятельности обучающимися в 8 классе . Темы занятий подобраны с учетом школьной программы и направлены на развитие творческих и аналитических способностей обучающихся, а также на подготовку к промежуточной аттестации. Занятия мотивированны на выбор учениками в 9 классе экзамена по обществознанию.
С этой целью в план включен экзаменационный материал, который охватывается учебной программой. А также включены задачи повышенной сложности. Задания на обработку практических умений и навыков: социальные пробы и социальная практика.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час
Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, проектные работы, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа. Работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, презентации
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа:
1.Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05 марта 2004 г. №1089 (с изменениями от 24 января 2012 г. № 39).
2.Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования России от 09 марта 2004г. № 1312.
3.Примерная программа среднего общего образования по обществознанию (профильный уровень), созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
5. Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Починковская средняя школа .
6.Основная образовательная программа среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Починковская средняя школа.
7. Регламент разработки и реализации рабочих программ по учебным предметам, курсам, внеурочной деятельности утвержденный приказом директора МБОУ Починковская СШ от 30.12.2015 № 423/01-08
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы по учебным предметам: «Обществознание 6-7 классов для общеобразовательных школ» А. И. Кравченко – М.: Русское слово 2012г. «Обществознание 8-9 классов для общеобразовательных школ» А. И. Кравченко – М.: Русское слово 2012г.
Тематическое планирование составлено в соответствии с учебным планом школы на 2016-2017 учебный год. В соответствии с Положением «О Рабочей программе учебных предметов, индивидуально-групповых занятий, курсов внеурочной деятельности в муниципальном общеобразовательном учреждении. Учебник: Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – 11-е. изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.
Ожидаемые результаты:
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются:
• в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия,презентация) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
1) на использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста – в таблицу, из аудиовизуального ряда – в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются в следующих сферах:
познавательной:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной:
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой:
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической:
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной:
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание предмета
Тема | Количество часов | Количество практических работ | Количество проектных работ | Количество контрольных работ |
Тема 1: Человек и общество Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы.. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Деятельность человека как основная форма существования. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.
| 9 | 4 | 2 | |
Тема 2: Экономическая сфера Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами. | 11 | 6 | 2 | |
Тема 3: Социальная сфера Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Социальные группы и общности. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. | 9 | 2 | 3 | |
Тема 4: Повторно-обобщающая | 3 | 2 | | |
Итого 34часов. 1 час в неделю.
Тематическое планирование индивидуально-групповых занятий
«Практическое обществознание» в 8 классе
№п/п | Дата | Тема урока. Теория | Практическая часть программы (практические работы, лабораторные работы, проекты и т.п.) | Домашнее задание |
Тема 1: Человек и общество 9 часов |
1 | | Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы Биологическое и социальное в человеке. Личность. | | |
2-3 | | | Учебный проект «Выдающаяся личность» | сообщение |
4 |
| Особенности подросткового возраста Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). | | |
5-6 | | | Социальная проба «Деятельность как основа существования человека» | памятка |
7 |
| Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное решение. | | |
8-9 | | | Социальная практика «Учимся общаться» | правила |
Тема 2: Экономическая сфера 9 часов |
10 |
| Экономика и ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. | | |
11-12 | | | Социальная проба «Необитаемый остров» | Разработка викторины, игры для младших школьников |
13 | | Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. | | |
15-16 | | | Учебный проект «Машина времени» | доклад |
17 | | Деньги. Заработная плата. Бюджет государства и семьи. Налоги. | | |
18-21 | | | Социальная практика «Моя финансовая грамотность» | презентация |
Тема 3: Социальная сфера 7 часов |
22 | | Социальная структура общества | | |
23-24 | | | Учебный проект «Средний класс» | презентация |
25-28 | | Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и нормы. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения. | | |
29-31 | | | Социальная практика «Мой выбор, мое действие» | Памятка, агитплакат. |
Тема 4: Повторно-обобщающая 3 урока |
32-33 | | . | Работа с демоверсией экзамена за 2017 год. | |
34 | | Анализ работы. Итоговый урок. | | |