Интегрированный урок музыки и трудового обучения во 2 «А» классе.
Тема: «Во дворце сегодня бал!».
Цель: знакомство со старинными бальными танцами; изготовление рамки для портрета.
Задачи: Обогащение словарного запаса речи, усиление коммуникативных свойств речи; развитие умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, классифицировать, определять и объяснять понятия. Развитие творческого и художественного мышления через интегративные связи музыки, танца, декоративно-прикладного искусства, литературы, этики, эстетики. Воспитание духовной культуры учащихся средствами разных искусств.
Ход урока:
Evocation
На интерактивную доску выведена иллюстрация танцевального зала дворца. Одна часть детей – в классе, другая – перед входом в класс.
Звучат фанфары.
- Приглашаем всех на бал!
Под музыку полонеза дети входят в класс и рассаживаются на места (5 групп).
Введение в эпоху.
- Что вы знаете о балах?
(Ответы детей, после которых объявляется тема урока и поясняется его содержание).
На доску выводится тема урока.
- Бал! Да, одно это слово вызывает волнение и ожидание чего-то радостного и светлого, ведь бал – это так торжественно, красиво, необычно!
- Точно как в песне, которую мы сейчас исполним.
Исполнение песни «Во дворце сегодня бал».
Realization
Да! Бал – это не только роскошные наряды, причёски. Прежде всего – это бальные танцы, которые следовали в определённом порядке.
Выводится иллюстрация с определением танца «Полонез».
По традиции бал начинался общим медленным танцем. Особенно популярным из них был полонез (от французского «польский»). По происхождению это польский народный танец. Им открывали балы: гости становились в пары и длинной вереницей шли по залу с поклонами и приседаниями.
Просмотр видеоролика с записью полонеза с параллельным обсуждением.
(Материал для обсуждения: польский народный танец; характер блестящего шествия; движения плавные, величавые; приседания на 3-ью долю; пары подтянуты; шаг мягкий, скользящий; могли участвовать все присутствующие, невзирая на возраст)
– В перерывах между танцами приглашённые музицировали, вели светские беседы и даже занимались рукоделием.
Сегодня мы закончим работу, начатую на прошлом уроке.
- Что такое портрет?
Портрет (франц. portrait, от устаревшего portraire - изображать), изображение или описание (например, в литературе) какого-либо человека либо группы людей, существующих в прошлом или в реальной действительности.
-Когда были придуманы портреты? (до НЭ)
Каждая эпоха формировала не только свой стиль культуры, принятый, этикет общения и моду на покрой одежды, но и некие социальные черты. Наши портреты соответствуют той эпохе.
Мы изготовим рамку для наших портретов. Современные рамки выполняются при помощи разнообразных материалов.
(Презентация) Виды отделки рамок.
( при помощи любого подручного материала: пуговицы, ленты, остатки карандашей, бисер, природный материал, бусинки, ткани, нитки, аппликация и др)

- Вы в своей работе тоже можете использовать все материалы, которые приготовили к уроку. Украсите рамку, прикрепите ее на портрет.
По мере выполнения работы вы принимаетесь к выполнению творческого задания- составления буриме. Для него вам приготовлены рифмы.
(Рифмы выведены на доску).
(Рифмы для буриме:
___________бал
___________танцевал
____________пел
____________умел
_____________портрет
______________привет
_______________кружились
_______________научились
______________дарю
______________говорю
Но перед началом работы, мы должны повторить правила работы с ножницами, но сделать это вы можете в манере того времени, в котором мы сегодня находимся.
- Как вы должны друг к другу обращаться? (мадемуазель, господа, дамы, панночки…)
Повторяем Правила работы с ножницами (Презентация)

Самостоятельная работа учащихся (рамка и буриме).
Дети обмениваются портретами и читают свои буриме.
5. На доске – иллюстрация с определением мазурки.
- Один из самых любимых и ярких танцев старинных балов – мазурка. По происхождению это тоже польский народный танец. Сейчас мы с вами посмотрим видеозапись танца, обсудим его, вместе попробуем выполнить движения.
Просмотр видеоролика с записью мазурки с параллельным обсуждением.
(Материал для обсуждения: польский народный танец; живой, весёлый, подвижный танец; характерны подскоки и постукивания каблучками; причудливые фигуры; хлопки нога об ногу).
6. На доске – заготовка для игры «Фанты».
- На балах очень любили устраивать различные игры. Одна из них – «Фанты». Представители групп сейчас определят задание для своей группы. Экспертная группа поможет нам определить качество выполнения задания.
Дети выбирают рисунок, за которым спрятано задание.
1-ое и 2-ое задание составлены с использованием приёма «Круги по воде». Дети должны составить рассказы на темы: «Полонез», «Мазурка».
П________________ М_____________________
О________________ А_____________________
Л________________ З______________________
О________________ У______________________
Н________________ Р______________________
Е________________ К______________________
З________________ А______________________
3-ье и 4-ое задание – использование приёма «Паспорт». Группам необходимо разгадать загадку, отобрать необходимые характеристики из предложенных и на доске оформить Паспорт танцев.
Задание:
Отгадать, о каком танце говорится в загадке, и составить паспорт этого танца, выбрав необходимую фотографию и нужные слова из предложенного набора слов.
Загадки:
Я к вам едва не опоздал, ведь мною открывают бал.
Я – польский танец, и давно такое имя мне дано.
Что за чудный танец вижу? Он весёлый и подвижный.
Пары радостно кружат. Каблучки так и стучат!
Фото танцев:

Мазурка Полонез
Разделы паспорта:
Фото
Имя:
Родители:
Место рождения:
Особые приметы:
(Подборка слов для составления паспорта: Полонез, Мазурка, Хип-хоп; народ, Чайковский, сказочники; Польша, Россия, Китай; жалобный, хмурый, боевой, торжественный, важный, неторопливый, весёлый, прыгучий, подвижный).
Экспертная группа, разделившись, помогает проверить правильность выполнения заданий.
III Reflection
На доске – слайд с приготовленным заданием «Правила этикета на балу».
- Итак, наше знакомство с балом подходит к концу. Вроде, обо всём поговорили, но всё же кое-что забыли. На балах, как и в современной жизни, существовали определённые правила поведения. Предлагаем вам небольшой весёлый тест.
На доску выводятся вопросы и варианты ответов. Один из ответов – оценки за урок.
Вопросы и варианты ответов.
Как кавалер должен пригласить даму на танец? (прислать записочку; поклониться и попросить разрешение; крикнуть: «Эй¸ты, иди сюда!»)
В какой одежде принято быть на балу? (в майке и джинсах; в бальном платье; в спортивном костюме)
Для чего предназначен веер? (отгонять мух; отбиваться от поклонников; для защиты от жары)
Что делать, если Вы нечаянно наступили кому-нибудь на ногу? (убежать и спрятаться; сказать, мол, это не я; извиниться)
Как вы думаете, что происходит с детьми, когда они отлично работают на уроке? (их ставят в угол; вызывают родителей; им ставят «пятёрки»).
Заключительный слайд – с «5».
– Когда человек счастлив, он поёт. И мы на прощание споём песню «Волшебный бал».
Дети исполняют песню, постепенно уходя по одному.
На доске – меняющиеся слайды.