СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект 5 класс урок 12 "Религия Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект 5 класс урок 12 "Религия Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского

Просмотр содержимого документа
«План-конспект 5 класс урок 12 "Религия Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского»

План-конспект урока истории в 6 классе Тема: Религия Древнего Египта

Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала

Форма урока: урок-исследование с элементами групповой работы

Методы: проблемный, частично-поисковый, наглядный, практический

Технологии обучения: проблемное обучение, ИКТ, развивающее обучение

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о религиозных верованиях древних египтян, их роли в жизни общества и особенностях древнеегипетского пантеона богов.

Задачи урока:
  • Познакомить учащихся с основными богами Древнего Египта и их функциями

  • Раскрыть содержание мифа об Осирисе и Исиде

  • Объяснить особенности погребального культа и представлений о загробной жизни

  • Показать значение религиозной реформы Эхнатона

  • Развивать умения работать с текстом, анализировать информацию, делать выводы

  • Воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, уважение к культурному наследию человечества








Ссылки на материалы:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

МОЯ ГРУППА В ВК

1. Организационный момент (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в загадочный мир Древнего Египта. Мы познакомимся с религиозными представлениями древних египтян, узнаем, каким богам они поклонялись и как эти верования влияли на их повседневную жизнь. На протяжении всего урока мы будем работать с учебником и рабочим листом, который лежит перед вами. Готовы к путешествию? Тогда начинаем!"

Учащиеся готовятся к уроку, достают учебники, тетради, рабочие листы. Настраиваются на работу.

2. Мотивационный этап (5 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Ребята, посмотрите на эти изображения. Перед вами древнеегипетские боги с головами животных и человеческими телами. Как вы думаете, почему египтяне изображали своих богов именно так? Что мог символизировать такой облик?"



"А теперь представьте, что вы живете в Древнем Египте. Каждый день вы видите, как восходит и заходит солнце, разливается Нил, принося плодородие земле. Как вы думаете, какие силы природы могли обожествлять древние египтяне и почему?"

Учащиеся рассматривают изображения, высказывают предположения:
- "Может быть, они считали, что боги обладают силой животных?"
- "Возможно, таким образом они показывали особые качества богов?"
- "Солнце, Нил, пустыня - наверное, они были главными богами?"
- "Животные могли быть символами каких-то сил природы?"

3. Изучение новой темы (20 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"А теперь давайте погрузимся в удивительный мир религии Древнего Египта. Древние египтяне были очень религиозны. Греческий историк Геродот даже называл Египет "землей богов". Египтяне верили в "миллион богов", хотя в действительности почитались многие тысячи. Своих богов они представляли в виде людей, животных или полулюдей-полузверей.

"Особое место в их верованиях занимал бог Солнца Ра, который считался главным богом. Солнце давало жизнь, и ему поклонялись повсюду. Согласно легенде, каждое утро Ра проплывал в своей лодке по небосводу, освещая землю. Он мог принимать разные обличья — иногда красного раскалённого диска, обвитого коброй, иногда ястреба. Когда столица государства была перенесена в Фивы, бога дневного солнца Амона, покровителя этого города, объединили с богом Ра и стали называть Амон-Ра. Утреннее солнце олицетворял бог Хепри, которого часто изображали в виде скарабея."

Давайте прочитаем ученик на стр. 54-55.

Давайте начнем с выполнения задания 1 в ваших рабочих листах. Вам нужно соединить линией имя бога с соответствующей ему ролью."

Учащиеся слушают объяснение учителя, следят по учебнику, делают краткие записи в тетрадях.

Учащиеся выполняют задание 1 в рабочем листе.

Ответы к заданию 1:
1. Ра - в) Главный бог Солнца, проплывающий в лодке по небосводу.
2. Амон-Ра - ж) Объединённый бог дневного солнца, покровитель Фив.
3. Осирис - д) Бог загробного мира, открывший людям земледелие.
4. Исида - а) Богиня женственности и семейной верности.
5. Анубис - е) Помощник Осириса в царстве мёртвых.
6. Тот - б) Бог мудрости, счёта и письма.
7. Бастет - г) Покровительница женщин, изображалась в виде кошки.

"Особое место в египетском пантеоне занимал Сет — брат Осириса, бог чужеземцев и пустыни. Его изображали с телом человека и головой осла. Египтяне также почитали бога мудрости, счёта и письма Тота, который имел прозвище Владыка Времени. Обожествляя Нил, египтяне поклонялись божеству реки — богу Хапи. Богиней правды была Маат. Покровительницей женщин считали богиню Бастет, которую изображали в виде кошки."

"Теперь перейдем к выполнению задания 2 из рабочего листа. Вам нужно вставить подходящие слова из списка: Атон, Эхнатон, Хепри, Маат, Сет, Хапи."

Учащиеся выполняют задание 2 в рабочем листе.

Ответы к заданию 2:
Бога утреннего солнца называли Хепри.
Хапи был богом Нила, олицетворяющим реку.
Фараон Эхнатон провёл реформу, запретив поклоняться всем богам, кроме Атона.
Богиню правды и справедливости звали Маат.
Бога пустыни и чужеземцев изображали с головой осла — это Сет.

"Одним из важнейших богов был Осирис — бог сил природы, а позднее царь загробного мира. Согласно верованиям египтян, именно Осирис открыл людям секреты земледелия и ремесла. Его супругой была богиня-волшебница Исида, олицетворявшая женственность и семейную верность. Сына Осириса и Исиды, бога Хора, считали покровителем фараона. Главным помощником Осириса в царстве мёртвых был бог Анубис. А теперь давайте обратимся к мифу об Осирисе и Исиде. Этот миф играл важную роль в религиозных представлениях египтян. Выполним задание 3 — расположите события мифа в правильном порядке."

Учащиеся слушают объяснение, выполняют задание 3 в рабочем листе.

Ответы к заданию 3: Правильный порядок событий мифа об Осирисе:
1. Осирис учит людей земледелию и законам.
2. Сет приглашает Осириса на пир и заманивает его в саркофаг.
3. Тело Осириса разрублено на 14 частей.
4. Исида и Анубис находят останки Осириса.
5. Хор воскрешает Осириса и побеждает Сета.
6. Осирис становится владыкой царства мёртвых.

"В честь богов строили десятки храмов, а главные жрецы были богатыми и могущественными людьми. Иногда это вызывало раздражение фараонов. Один из них, Эхнатон, в XIV веке до н. э. провёл религиозную реформу и отменил почитание всех богов, кроме единственного — Атона, бога солнечного диска. Эхнатон провозгласил себя единственным сыном бога Атона, и только им двоим следовало поклоняться. Это была первая в истории попытка перейти от многобожия к единобожию. Однако вскоре после смерти Эхнатона культ всех богов восстановили, а его самого вычеркнули из списка царей."

Учащиеся записывают информацию о реформе Эхнатона.

А теперь, ребята, давайте поговорим об одном из самых важных и интересных аспектов религии древних египтян - о их представлениях о загробной жизни и суде Осириса. Египтяне верили, что после смерти душа человека отправляется в царство мертвых, где происходит суд. Представьте себе эту картину: в центре зала стоит Осирис на троне со знаками царской власти - короной, жезлом и плетью. Рядом находятся весы, на которых боги Гор и Анубис взвешивают сердце умершего. На одной чаше весов лежит сердце человека, а на другой - статуэтка богини правды Маат. Это был самый важный момент в загробной жизни египтянина! Если человек вел праведную жизнь, его сердце весило столько же, сколько и статуэтка Маат, и тогда его отправляли в чудесные поля царства мертвых - своего рода рай. Но если человек грешил, его сердце перевешивало, и тогда свирепое чудовище Аммит - лев с головой крокодила - пожирало душу умершего. Вот почему египтяне так стремились жить по законам Маат - богини правды и справедливости. Они верили, что каждый их поступок в земной жизни будет взвешен на этих весах."

Давайте выполним задание 4 — подпишите каждый элемент и стрелками покажите последовательность событий на суде Осириса."

Учащиеся выполняют задание 4 в рабочем листе.

Ответы к заданию 4: Последовательность событий на суде Осириса:
1. Трон Осириса с символами власти
2. Душа умершего
3. Весы Анубиса и Гора
4. Статуэтка Маат
5. Чудовище Аммит (в случае грешника)

Теперь давайте подробнее разберемся с теми понятиями, которые были так важны для древних египтян в их подготовке к загробной жизни. Начнем с саркофага. Это не просто гроб, как мы себе представлять. Слово "саркофаг" происходит из древнегреческого и означает "пожиратель плоти", но египтяне вкладывали в него совершенно другой смысл. Для них саркофаг был "домом вечности", защитной оболочкой, которая помогала умершему перейти в загробную жизнь. Саркофаги богатых египтян были настоящими произведениями искусства - их украшали росписями, магическими текстами и изображениями богов.

Мумификация - это сложный процесс бальзамирования, который мог длиться до 70 дней! Сначала жрецы удаляли внутренние органы (кроме сердца, которое считалось вместилищем души), затем тело обрабатывали солями, чтобы высушить его, и наконец пропитывали ароматическими смолами и бальзамами. Тело заворачивали в сотни метров льняных бинтов, между слоями которых помещали амулеты для защиты в загробном мире.

Пирамиды - эти величественные сооружения были не просто гробницами фараонов. Они символизировали лестницу в небо, по которой душа фараона могла подняться к богам. Самая большая пирамида Хеопса состоит из более чем 2 миллионов каменных блоков!

И наконец, "Книга мертвых" - это сборник магических заклинаний, молитв и гимнов, который клали в гробницу. Она служила путеводителем по загробному миру, помогая душе преодолеть все опасности и предстать перед судом Осириса."

"Для подготовки к загробной жизни египтяне использовали различные ритуалы и предметы. Давайте запишем значение этих терминов, выполнив задание 5."

Учащиеся выполняют задание 5 в рабочем листе.

Ответы к заданию 5:
Саркофаг – это каменный или деревянный гроб, часто украшенный росписями и надписями, предназначенный для захоронения мумии. В Древнем Египте считался «домом» для вечной жизни души.
Мумификация – это процесс бальзамирования тела умершего для его сохранения. Включал удаление внутренностей, обработку солями и смолами, чтобы предотвратить разложение.
Пирамида – это монументальная каменная гробница фараона, символизирующая лестницу в небо. Строилась для обеспечения вечной жизни правителя.
Книга мёртвых – это сборник священных текстов, заклинаний и молитв на папирусе, который клали в гробницу. Служил «путеводителем» для души в загробном мире.

"И наконец, давайте поговорим о храмах Древнего Египта. Стремясь избежать гнева и заслужить милость богов, египтяне совершали жертвоприношения — приносили богам различные дары: продукты, животных. В их честь возводилось множество храмов. Самые знаменитые из них — Карнак, Луксор, Абу-Симбел.

"А сейчас, ребята, давайте перенесемся мысленно в величественные храмы Древнего Египта, в частности, в храмовый комплекс в Луксоре. Представьте себе: вы стоите на восточном берегу Нила (именно на восточном, а не на западном, потому что восток у египтян ассоциировался с жизнью, восходом солнца, а запад - с закатом и царством мертвых). Перед вами возвышается грандиозное сооружение, на 190 метров вдоль берега реки.

Вы входите внутрь и видите колонны высотой с многоэтажный дом! Но обратите внимание на их форму - это не лотосы, как кто-то подумать, а священный папирус. Колонны выполнены в форме связок папируса - растения, которое давало египтянам материал для письма, тканей и даже лодок.

К храму ведет аллея сфинксов - существ с телом льва и головой человека. По этой аллее проходили торжественные религиозные процессии во время праздников.

И главное - этот храм был посвящен не Осирису, как кто-то ошибиться, а богу Амону-Ра - верховному божеству, покровителю Фив. Луксорский храм был олицетворением божественной природы власти фараона, который считался сыном Амона-Ра.

Вот так, внимательно изучая детали, мы поняли, насколько глубоко религия пронизывала всю жизнь древних египтян, влияя на архитектуру, искусство и даже планирование городов."

Сейчас мы выполним задание 6 — найдем ошибки в описании храмового комплекса в Луксоре."

Учащиеся выполняют задание 6 в рабочем листе.

Ответы к заданию 6: Ошибки в описании храмового комплекса в Луксоре:
1. "Западный берег" — ошибка, правильно: восточный берег (храмы строили на восточном берегу — стороне жизни).
2. "Форма лотоса" — ошибка, правильно: форма папируса (колонны имитируют священное растение).
3. "Богу Осирису" — ошибка, правильно: богу Амону (главный бог Фив).

4. Закрепление (10 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"А теперь давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока. Ответьте на вопросы: 1. Какую роль играла религия в жизни египтян? 2. Что хотел изменить Эхнатон своей реформой? Кто и почему был ей недоволен? 3. Почему каждый бог в Древнем Египте покровительствовал определённым категориям населения? 4. Как проходили похоронные обряды египтян? Различались ли обряды в зависимости от положения человека в обществе?"

Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируя усвоение материала.

5. Рефлексия (3 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Ребята, давайте подведём итоги. Заполните на полях рабочего листа: что вам понравилось на уроке (+), что было трудным (-), что удивило или заставило задуматься (!)."

Учащиеся заполняют таблицу рефлексии.

6. Домашнее задание (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Вашим домашним заданием будет:1. Подготовить развернутый ответ на вопрос: "Какова главная особенность религии древних египтян?", обосновав его двумя-тремя аргументами. 2. Творческое задание по выбору: нарисовать одного из богов Древнего Египта или составить кроссворд из 7-10 слов по теме урока."

Учащиеся записывают домашнее задание.