--Э́двард Хагеруп Григ (1843 – 1907) – известный норвежский композитор и дирижер, популяризировавший народную культуру своей страны, приверженец романтизма. Он является автором музыки 125 песен и романсов, двух сюит, одного полноценного концерта и более чем 20 музыкальных пьес.
--В 1874 году Григ получил письмо от Ибсена с предложением написать музыку к постановке драмы «Пер Гюнт». Сотрудничество с талантливейшим писателем Норвегии представляло для композитора огромный интерес. По собственному признанию, Григ был «фанатическим почитателем многих его поэтических произведений, в особенности „Пера Гюнта“». Горячая увлеченность произведением Ибсена совпала у Грига со стремлением к созданию крупного музыкально-театрального произведения. В течение 1874 года Григ написал музыку к драме Ибсена.
--Одним из самых знаменитых произведений Грига считается вторая сюита — «Пер Гюнт», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «Песня Сольвейг»," "«Танец Анитры»," "«В пещере горного короля»," "«Утро»".
Как раз с последней мы сегодня познакомимся.
--Сейчас мы с вами прослушаем пьесу Эдварда Грига "Утро". После прослушивания скажите, какая эта музыка по характеру и настроению?
(слушаем музыку)
Учитель: - После прослушивания: так какая музыка по характеру, настроению?
Дети: - Ласковый, лирический, напевный, песенный.
Что вы услышили в музыке, какое время года? Зима или лето, а может быть весна?
Дети: - Похоже и на лето, и на весну.
Учитель: - Почему вы так решили? Сколько образов вам представилось во время прослушивания этого произведения?
Дети: - В музыке как- будто выглянуло солнце.
Учитель: - Как вы считаете, чего больше в такой музыке: маршевости, песенности или танцевальности?
Дети:- Песенности, маршевости нет вообще, а танцевальностъ присутствует в очень малом количестве, т. к. темп музыки медленный, но в принципе можно и станцевать под такую мелодию, например, танец распускающегося цветка или зеленого листочка.
Учитель: - Значит какой ритм у этой мелодии?
Учитель: - А в какой части этого произведения основной пик развития?
Учитель: - А кто исполнял это произведение, один инструмент или много?
Дети: - Много, это оркестр.
Учитель: - Скажите, а солнышко сразу появилось или оно появлялось постепенно?
Дети: - Солнце не сразу появилось, оно появлялось в музыке постепенно.
Учитель: - А как композитор это изобразил? Голоса (тембры) каких инструментов рисуют нам постепенное пробуждение природы?
(Дети слушают ещё раз, называют флейту, гобой, скрипки и др. Вместе с учителем дети выясняют, что звучность усиливалась, добавлялись другие инструменты, создавая эффект восхода солнца.)
Пьеса «Утро» - не только картина природы. Музыка никогда не ограничивается изображением каких-либо явлений жизни. Всегда в ней выражены чувства человека, его мысли и переживания. И в этой пьесе передано пробуждение восторга в душе человека, его восхищение красотой природы.
(Дети: Мелодия плавная. Ритм – ровный. Лад - и минор, и мажор подходит, но минор нежнее.
У:Регистр,темп,динамика?
Дети: Регистр - высокий, средний. Звуковедение - плавное. Темп - медленный, спокойный.
Динамика - тихо, очень тихо.
«Утро»
Этой пьесой-пейзажем начинается первая сюита. В спектакле она звучала как воспоминание Пера о родине.
Мелодия, напоминающая незатейливый пастуший наигрыш, спокойна и светла, передаёт не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы – солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника.
К указанию темпа автор добавил слово «pastorale»,что значит «пасторальный», то есть «пастушеский». «Пасторальными» называются произведения, изображающие картины природы, сцены сельской жизни. Тембры духовых инструментов - флейт и гобоев, солирующих в пьесе, - напоминают звучание пастушьей свирели, а валторна звучит как охотничий рог.
Вслушаемся в развитие темы «Утра». Растёт звучность от piano к forte, в музыкальную ткань включаются все новые инструменты. Звучание становится мощным и ярким. Особенно красочна середина пьесы. Будто под лучами восходящего солнца из предутренней мглы все ярче проступают очертания и цвета предметов. Эту картину композитор нарисовал с помощью гармонии. Каждый раз тема как бы заново «расцветает».
Так возникает в музыке картина рассвета. В центре среднего раздела мелодия исчезает, уступая место гармонии, красочным и смелым сочетаниям аккордов. Их живописная смена создаёт впечатление разгорания красок северного пейзажа. Эти «рассветные» модуляции - кульминация пьесы «Утро». Здесь звучит весь оркестр fortissimo. Затем звучность постепенно ослабевает, становясь вновь ясной и прозрачной. В последний раз пропела мелодию флейта, затихли аккорды.
Пьеса «Утро» - не только картина природы. Музыка никогда не ограничивается изображением каких-либо явлений жизни. Всегда в ней выражены чувства человека, его мысли и переживания. И в этой пьесе передано пробуждение восторга в душе человека, его восхищение красотой природы.