Тема «Что такое аутизм?»
Задачи:
1.Формировать представление о проблемах людей с расстройством аутистического спектра, их жизни.
2. Развивать логическое мышление, связную речь, память.
3. Воспитывать чувство уважения к сверстникам независимо от их психических, физических и интеллектуальных способностей.
Оборудование: плакаты- иллюстрации, видеоролик.
Ход часа информирования
- Здравствуйте! Для успешного проведения часа информирования сегодня нам необходимо желание узнать что-то новое, настрой на добро и понимание. Готовы? Настроились? Начинаем!
И начнем мы с того, что закроем глаза и послушаем одно замечательное произведение. (Прослушивание произведения Людвига Ван Бетховена «К Элизе»).
- Вам понравилась музыка? Какое впечатление она производит?
- Может ли мне кто-либо подсказать имя композитора, написавшего это произведение? (Людвиг Ван Бетховен)(иллюстрация 1).
- А известно ли вам, что особенного было в этом композиторе? (Он был глухим)
– Да, и при этом создавал такую замечательную музыку.
- Продолжим наше путешествие в мир прекрасного, и обратимся к поэзии. Я хочу, чтобы вы послушали стихотворение Сони Шаталовой. (Прослушивание стихотворения из фильма «Клеймо» с 19:50 мин. по 20:38 мин.)
- Что вы можете сказать об этом стихотворении?
- А как вы думаете, почему стихотворение именно этой девушки мы слушаем сегодня? Что отличает Соню от других людей, других поэтов?
- Девушка страдает тяжелой формой раннего детского аутизма….(иллюстрация 2)
- Продолжаем погружение в мир искусства – взгляните, какие чувства вызывают у вас эти картины? (иллюстрации 4, 5,6).
- Вам они знакомы? Кто-либо может назвать автора?
- Художником, написавшим эти картины, является ЭлисонЛаппер, и у этой женщины от рождения нет рук.(иллюстрации 7, 8)
- Не правда ли, замечательные люди? А что объединяет их, кроме их таланта? (наличие недуга)
- Кроме того, что эти люди талантливы и имеют какой-то недуг, как еще их можно охарактеризовать? ( смелые, целеустремленные, упорные, настойчивые, особенные и т. д.).
- А можно ли назвать этих людей ограниченными? (если только в плане здоровья) (иллюстрация 9)
- А как людей с ограниченными возможностями здоровья называют у нас? (инвалиды).
- Кто может сказать, что означает слово «инвалид»? (иллюстрация 10)
- Как вы думаете, следует ли так называть людей? Ответы детей.
Теперь, пожалуйста, взгляните на эти изображения (иллюстрации 11-19)
Людей с инвалидностью, особенностями развития не нужно считать больными. Они просто другие, у них разные возможности, но равные (такие же как у нас с вами) права. Как мы видим, имея ограниченные возможности, они добиваются успеха.(иллюстрация 20)
- Чтобы добиться успеха в жизни каждому человеку необходимо – что. Как вы считаете?
- Нужно ли в жизни образование? Для чего?
- Как вы считаете, школьное образование является доступным для всех детей в мире? А в России? Почему?
- Что может помешать ребёнку с ОВЗ ходить в школу вместе с вами?
Сообщение учителя
Все дети имеют право получить образование, независимо от их индивидуальных особенностей, способностей, проблем. Всем детям необходима поддержка и дружба сверстников. Больному ребенку доступны все те же радости, что и здоровым детям. Каждый человек достоин счастливой, полной впечатлений жизни.
Сейчас в России и во многих странах мира существует инклюзивное образование, когда здоровые дети и дети с ограниченными возможностями и особенностями развития вместе ходят в детский сад, учатся в школах и ВУЗах.
– В нашей стране есть много детей с особенностями психофизического развития. Мамы таких детей стараются избегать людных мест, гулять с малышами рано утром или вечером, потому что часто слышат оскорбительные слова, а также наталкиваются на удивленные и брезгливые взгляды прохожих. Это неправильно, не так ли?
Мы все должны помнить, что человек с детским церебральным параличом (аутизмом, синдром Дауна) – не болен. Он просто другой. Причина проблем человека с инвалидностью – это не его личные особенности, а препятствия вокруг него, которые ограничивают его возможности. Людям с ограниченными возможностями нужна обычная жизнь, такая же, как у друзей, одноклассников и соседей, нужна поддержка окружающих, государства для того, чтобы передвигаться, общаться, обучаться.
Существуют определенные правила этикета и определенная терминология при общении с людьми с особенностями развития.
Некорректным и оскорбительным считается называть людей с особыми потребностями, отталкиваясь от их нарушения/диагноза (слепые, глухие, отсталые, дауны, аутисты, опорники и т.д.)
Корректно – говорить ЧЕЛОВЕК (РЕБЕНОК, ученик) с .... (аутизмом, синдромом Дауна, нарушениями слуха и т.д.)
«Страдать» нарушениями в развитии нельзя – страдать можно от боли или болезни, а инвалидность не всегда сопровождается болью. Ребенок или взрослый с ограниченными возможностями не «страдает», а живет.
Люди с особыми потребностями - прежде всего люди. У них те же права и потребности, что и у всех людей – жить в семье, учиться, дружить, быть услышанными. Когда мы говорим о таких людях и общаемся с ними и их близкими, стоит помнить об этом.
8. Подведение итогов классного часа.
Рефлексия:
- Понравился ли вам наш классный час?
- Что запомнилось больше всего?
- Что вы поняли из нашей с вами беседы, что для вас запомнилось?
- Как вы считаете, если дети с ограниченными возможностями будут учиться рядом со здоровыми детьми, это будет правильно? Почему?
- Как вы теперь будете относиться к таким людям?
– Я очень надеюсь, что после нашей беседы вы не останетесь равнодушными к проблемам таких людей, не будете смотреть на них с жалостью и насмешкой. И если кому-то понадобиться ваша помощь, вы не отвернетесь, а обязательно ему поможете, будь то маленький ребенок или взрослый человек.