Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская гимназия имени С. Багамаева»
План-конспект
интегрированного урока
русского языка и родного (даргинского) языка
Класс: 7
Провела учитель родного языка и литературы
Рамазанова К.М.
2020 г.
Цели урока:
Обучающая:закрепить знания учащихся о наречии как части речи, научить определять грамматические признаки наречия, распознавать наречия среди других частей речи.
Развивающая:продолжать формирование орфографических и пунктуационных навыков, развивать познавательную активность учащихся, умение реализовать знания путем активации логического мышления в различных учебных ситуациях.
Воспитывающая:воспитывать интерес учащихся к учебному предмету, чувства любви и уважения к родному языку.
Тип урока: интегрированный.
Технологии: личностно-ориентированное обучение, ИКТ.
Методы обучения: интерактивный, словесный, наглядный, частично-поисковый.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие, оформление записи числа на доске и в тетрадях, отметка об отсутствующих.(Слайд 1)
2.Определение темы урока.
Ребята! Изучая русский язык, мы с вами с каждым днем все больше и больше убеждаемся, насколько красив и могуч этот язык. Послушайте-ка, как звучат эти строки. (Слайд 2) И подумайте, о чем это стихотворение?
Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Если вспомнишь слово ты «светло»,
То увидишь – солнышко взошло.
Если скажешь ты «темно»,
Сразу вечер постучит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну а если скажешь ты «красиво» -
Пред тобою сразу вся Россия!
-О чем говорится в стихотворении? (о Родине, о языке, о его богатстве, о красоте)
-Слова какой части речи выделены в стихотворении? (Наречия)
-Так, какова тема сегодняшнего урока? (Наречие) (Слайд3)
3.Целепологание.
- Вернемся к тексту стихотворения (Слайд 2)
- Почему вы решили, что выделенные слова – наречия?
- Отвечают на вопрос как?
- Значит, если слово отвечает на вопрос как? – это наречие? Так?
- Давайте посмотрим на выделенные слова в следующих предложениях. (Слайд 4):
Взрослые без отдыха работали на поле.
Дети с радостью помогали им.
- А вот в этих предложениях выделенные слова отвечают на вопрос как?
- Значит, это наречия?
- Так, достаточно ли одного вопроса, чтобы понять, какой частью речи является слово?
- Нет.
- Можно ли спутать наречие с другой частью речи?
- Так, каковы цели нашего урока?
(Слайд 5)
Цели:
1.Закрепить знания и умения определять наречия.
2. Распознавать наречия среди других частей речи.
4.Мозговой штурм.
(Слайд 6)
- На какие вопросы отвечает наречие?
- От каких слов в предложении зависит наречие?
- Изменяется ли по лицам, числам, падежам?
- Есть ли у наречия оконание?
5.Закрепление материала.
Текст (Слйд 7)
Сказка об одуванчиках.
Встало однажды Солнышко и пошло гулять по весеннему небу. И леса, и луга – все в нарядном платье Весны. Но чего-то не хватает. Взмахнуло Солнышко золотым рукавом – брызнули на зеленую землю солнечные пылинки, и весело засветились на лугах желтые огоньки-одуванчики.
А сердитая Зима пряталась неподалеку. Разозлилась Зима. Махнула своим серебряным рукавом, запорошила огоньки снегом и ушла на Север. А одуванчики стали щеголять в двух нарядах: в желтом платье и белой пушистой шубке.
Задания:
1-й ряд. Выписать выделенные наречия и определить их разряд.
2-й ряд. Выписать 1(первое) предложение и сделать синтаксический разбор.
3-й ряд. Выписать выделенные наречия и и сделать морфемные разборы.
(Прокомментировать, подтвердить правилами)
( Слайд8)
(Слайд 9)
Разборы словосочетаний из текста
Дождь весело стучал в окно, звонко шумел в густой листве, деловито журчал в водосточных трубах.
И вдруг наступает день. На притихшую землю начинают падать удивительно красивые снежинки.
(словосочет-я рабираются на доске и в тертадях.)
Задание:
1) определить, чем выражены слова в словосочетаниях;
2) найти главное слово и зависимое;
3) определить, что обозначает наречие в словосочетании (признак признака или признак действия).
(Слайд 10)
1.Я очень люблю весну.
2.Он лениво потянулся.
3.Туман медленно исчезает.
4.Солнце слегка коснулось воды.
5.Прогремел гром.
6.Это платье красивое.
7.Стол стоит крепко.
8.Руки работают ловко.
9.Она смотрела вдаль.
10.Отец закрыл окно.
11.Звездное небо.
12.Лес законился неожиданно.
13.Все громко кричали.
14.Задачу решить легко.
15.Листья плавно опустились.
Задание: если выделенное слово наречие, ставим знак «+», если нет – « - ».
(в конце сложить все «+»(11) и «-»(4))
Таблица.(Слайд 11)
Физминутка (Слайд 12)
(Переход к родному языку)
- Кадиирая,дурх1ни, число ишбарх1и
Февральла вец1ну цара.
Классла х1янчи. (Слайд 13)
- Дарсла бех1бих1удлизиб буруливан, нушани ишбарх1и урус мезла ва нешла (дарган) мезла цаси дарс дурабурк1улра.
- Гьари, дурх1ни, х1ердизирая ишди буралабачи ва делч1еная.
(Слайд 14):
Буралаби.
«Нешла мез – халкьла давла».
«Урус мез – нушаб к1иибти нешла мез».
- Сен-сен иргъулрая х1ушани ишди буралаби?
- Селис г1яг1нити мез?
- Мез агарли, адамли сунела пикри, мурад цариллизи чебетаахъили аргъахъес вирару?. Дахъал мез далуцад адамлис г1ямрулизиб гьамадли бирар.
Урус мезра нушала дарган мезра къугъадирахъути дахъал г1яг1ниахълуми лер. Идазирад сари фразеологизмабира. Селис бик1ара фразеологизма или?
Фразеологизмы. (Слайд 15)
Русский язык | Даргинский язык |
1.Ни свет ни заря. | 1.Ца ганзла гьуйчи. |
2.У черта на куличках. | 2.Шала п1якьдикайчи. |
3.Кот наплакал. | 3.Неш ак1айчи ак1убси. |
4.Семь пядей во лбу. | 4.Верх1ел дубурла г1ела. |
5.Рукой подать. | 5.Х1уйзи кабихьесцад. |
Хъарбаркь:
1. Урус мезла фразеологизмабас дрган мезличир синонимти даргес :
1-2, 2-4, 3-5, 4-3, 5-1.
2 Мяг1на гьаргбарес.
3. Дарган мезличи шурдатес (урус мезличил ва дарган мезличил ца-цали доскаличи ва тетрадунази делк1ахъес).
Ахтардидарес.
Х1яз «Имц1аси дев» (Слайд16)
1.Рано – жявли
2.Далеко – гьарахъли
3.Мало – камли
4.Умный – духуси
5.Близко – гъамли
Хъарбаркь: имц1аси дев чиди саби? Сен?
- Имц1ати дугьбачи суалти кадатирая.(Мурт? Чина? Сецад?Чина?)
- Илди суалтас жаваб луга дарган мезлизиб сегъуна гъайла бут1али?
(Слайд 17)
Наречие –
гъайла бут1а саби, суненира баркьудила лишан, замана, мер ва кьадар чебиахъуси.
(жузлизибад правило белч1ахъес)
Разряды наречий .(Слайд 18)
Русский язык | Дарган мез |
| 1.Баркьудила куц(лишан) чебиахъути( секьяйда? се тях1ярли? сен-сен):хъярхъли, диг1яй. 2.Мер чебиахъути(чина? чинабях1? чинаб? чинад?): дуг1, гъамли, катх1ел. 3.Замана чебиахъути(мурт? сецадх1и?): ишбарх1и, жяг1ял,барх1ехъ. 4.Кьадар иргъахъути (чуйна? сецад?): камли,к1ина. 5.Суал иргъахъути: мурт? сен? секьяйда? 6.Сабаб чебиахъути(сен? се багьандан?): буц1арли. 7.Мурадла(се мурадли? сен?): дуг1ли 8.Белгиагрила: муртрил, чинарил. |
Наречиебачил предложениеби пикридарес.
(Слайд 19)
1.Муса къугъали далайик1ар.
2.Раисат лерг1ер сарерхурли вяшрик1ар.
3.Мариям дебали духуси рурси сари.
Хъарбаркь:
1.Предложениебазир наречиеби даргес.
2.Предложениела сегъунти члентали диублил белгидарес.
3.Наречиеби дархдасунти дугьбачил (дугьбала цалабикуни) черделк1ес.
Рефлексия (Слайд 20)
- Селичила сабри ишбарх1и нушала ихтилат?
- Се багьуррая дарсличиб?
- Се саби наречие?
- Селичил имц1али бархбиркули? (глаголличил (прич., дееприч.), царил наречиеличил, прилагательноеличил.
Ахир.(Слайд 21)
-Х1ердизирая халкьла г1якьлуличи!
«Нушаб нешра нешла мезра ца сари».
Бурала баянбарес.
- Х1ушаб нешани дигахъидаяв? Иличила кьакьадик1удаяв? Пикридик1удаяв? Ах1ерсив х1ушаб неш?
Илкьяйда мях1камтили, ах1ертили диэс г1яг1нити сари нешла мезра.
Багьирая,дурх1ни.! Нешла кьяйда нешла мезлара вег1ли х1урматх1ебиралли, царилтанира х1урматх1ебиру.
Х1урматбиреная нешлара нешла мезлара!
Фотомонтаж. (Слайд 22)
Бех1бихьибси кьяйдали дарс урус мезличил таманбирех1е (Песня «Там далеко, далеко»). фотомонтаж с фото мам учащихся.
Замана калалли, тестани дарахъес.
Тест (Слайд 23)
1.Наречие предложениелизиб имц1али бирар:
а) подлежащеели в) аги-кьяйдали
б) сказуемоели г) дополнениели
2.Наречие руркъу мезла чидил разделлизиб:
а) морфологиялизиб в) фонетикализиб
б) синтаксислизиб г) пунктуациялизиб
3.Наречие имц1али бархбаси бирар:
а) прилагательноеличил в) глаголличил
б) существительноеличил г) числительноеличил
4.Дарган мезлизир наречиела жураби
а) 5 в) 10
б) 3 г) 8
5.Наречие кабурхар чидил кьукьялизи?
а) бек1лидиубти гъайла бут1нази
б) къуллукъла гъайла бут1нази