Класс делится на группы по 4-6 человек. Группы формирует учитель, чтобы учебные силы были примерно одинаковые во всех группах.
Участники каждой группы известны заранее.
Вопросы зачёта в общем виде известны всем ученикам заранее.
На каждом столе находится: технологическая карта (пример карты см. ниже), в ней группа записывает свои ответы; карточка с 2-4 вопросами и вариантами ответов на вопросы зачёта, один из которых является верным. Каждый ответ под своим номером.
Обучающимся необходимо из предоставленных ответов выбрать верный и записать его номер в технологическую карту рядом с вопросом зачёта. После анализа ответов и записи номера ответа в технологическую карту в течение 3-х минут, группы меняются столами и отвечают на следующие вопросы. После того, как группы побывают за всеми столами и ответят на все вопросы зачёта, проводится проверка ответов и обсуждение результатов работы, озвучиваются критерии оценивания зачёта. Определяются трудности, которые возникли при выполнении данной формы групповой работы.
Окончательные результаты зачёта озвучиваются на следующем уроке. Технологические карты с оценками развешиваются на информационном стенде в кабинете физики. Оценки выставляются в журнал.
способствовать формированию умения концентрироваться на поставленной задаче; помочь развитию способности к принятию оптимального решения из имеющихся; развивать навыки работы в группе: чувство локтя, ответственность за конечный результат, доверие к членам группы.
способствовать развитию логики и критического мышления; обучать навыкам абстрагирования от несущественных в данной ситуации свойств тел; продолжить формирование навыков правильно, кратко, чётко излагать свои мысли; анализировать и делать выводы; прогнозировать свою деятельность и её результаты.
№ вопроса | Вопрос | № Ответа |
1 | Радиоактивность – это … | |
2 | – частица – это … | |
3 | β –частицы – это … | |
4 | –частица – это … | |
5 | Определите состав ядра радия . | |
6 | Определите состав атома радона . | |
7 | Определи неизвестный элемент X в ядерной реакции + n . | |
8 | Определи неизвестный элемент X в ядерной реакции: + . | |
9 | Какой элемент получится в результате – распада ядра полония ? | |
10 | Какой элемент получится в результате распада ядра кислорода ? | |
11 | Какой элемент получится в результате 2-х – распадов и 3-х распадов ядра урана ? | |
12 | Массовое число химического элемента показывает … | |
13 | Зарядовое число химического элемента показывает … | |
14 | Изотопы – это … | |
15 | Какие из представленных элементов являются изотопами? | |
16 | Кем была предложена ядерная (планетарная) модель атома? | |
| Итоговая оценка участников группы | |
№ ответа | Ответ |
3 | 1.Радиоактивность – явление самопроизвольного испускания атомами невидимых лучей. |
5 | – частица – положительно заряженная частица, ядро гелия . |
10 | 3.β – частица – это отрицательно заряженная частица, электрон . |
6 | – частица – это жёсткое нейтральное электромагнитное излучение. |
11 | 5.Состав ядра радия : протонов – 88, нейтронов – 138. |
15 | 6.Состав атома радона : протонов –86, электронов – 86, нейтронов – 136. |
20 | 7. + n = - изотоп натрия. |
19 | 8. + = – изотоп бора. |
21 | 9.Изотоп свинца . |
24 | 10.Изотоп фтора |
25 | 11.Изотоп протактиния |
30 | 12.Массовое число химического элемента показывает число атомных единиц массы (а.е.м.) в массе ядра атома. |
28 | 13.Зарядовое число химического элемента показывает заряд ядра, выраженный в элементарных эл. зарядах. |
33 | 14.Изотопы – это атомы, которые отличаются только массовыми числами атомных ядер. |
37 | 15. и ; и . |
40 | 16.Ядерная (планетарная) модель атома была предложена Эрнестом Резерфордом. |
№ вопроса | Вопросы | № стола |
1 | Радиоактивность – это … | 1 |
2 | – частица – это … | 1 |
3 | β –частицы – это … | 1 |
4 | –частица – это … | 1 |
№ вопроса | Вопросы | № стола |
5 | Определите состав ядра радия . | 2 |
6 | Определите состав атома радона . | 2 |
№ вопроса | Вопросы | № стола |
7 | Определи неизвестный элемент X в ядерной реакции + n . | 3 |
8 | Определи неизвестный элемент X в ядерной реакции: + . | 3 |
№ вопроса | Вопросы | № стола |
9 | Какой элемент получится в результате – распада ядра полония ? | 4 |
10 | Какой элемент получится в результате распада ядра кислорода ? | 4 |
11 | Какой элемент получится в результате 2-х – распадов и 3-х распадов ядра урана ? | 4 |
№ вопроса | Вопросы | № стола |
12 | Массовое число химического элемента показывает … | 5 |
13 | Зарядовое число химического элемента показывает … | 5 |
14 | Изотопы – это … | 5 |
№ вопроса | Вопросы | № стола |
15 | Какие из представленных элементов являются изотопами? ; ; ; ; ; . | 6 |
16 | Кем была предложена ядерная (планетарная) модель атома? | 6 |
№ ответа | Варианты ответов (стол № 1) |
1 | Радиоактивность – способность некоторых атомов распадаться на отдельные части. |
2 | Радиоактивность – явление, при котором одни атомы превращаются в другие. |
3 | Радиоактивность – явление самопроизвольного испускания атомами невидимых лучей. |
4 | – частица – отрицательно заряженная частица, ядро гелия ( – частица). |
5 | – частица – положительно заряженная частица, ядро гелия ( – частица). |
6 | – частица – это жёсткое нейтральное электромагнитное излучение. |
7 | – частица – это отрицательное электромагнитное излучение. |
8 | β – частица – это положительно заряженная частица, протон ( – частица). |
9 | β – частица – это нейтральная частица, нейтрон ( – частица). |
10 | β – частица – это отрицательно заряженная частица, электрон ( – частица). |
№ ответа | Варианты ответа (стол № 2) |
11 | Состав ядра радия : протонов – 88, нейтронов – 138. |
12 | Состав ядра радия : протонов – 138, нейтронов – 88. |
13 | Состав ядра радия : протонов – 88, нейтронов –138, электронов – 88. |
14 | Состав атома радона : протонов – 86, нейтронов – 136. |
15 | Состав атома радона : протонов – 86, электронов – 86, нейтронов – 136. |
16 | Состав атома радона : протонов – 136, электронов – 86, нейтронов –86. |
№ ответа | Варианты ответа (стол № 3) |
17 | + = – изотоп бора. |
18 | + n = - изотоп натрия. |
19 | + = – изотоп бора. |
20 | + n = - изотоп натрия. |
№ ответа | Варианты ответа (стол № 4) |
21 | В результате – распада ядра полония получится изотоп свинца . |
22 | В результате – распада ядра полония получится изотоп висмута . |
23 | В результате распада ядра кислорода получится изотоп неона |
24 | В результате распада ядра кислорода получится изотоп фтора |
25 | В результате 2-х – распадов и 3-х распадов ядра урана получится изотоп протактиния |
26 | В результате 2-х – распадов и 3-х распадов ядра урана получится изотоп плутония |
№ ответа | Варианты ответа (стол № 5) |
27 | Массовое число химического элемента равно количеству нейтронов в ядре атома. |
28 | Зарядовое число химического элемента показывает заряд ядра, выраженный в элементарных эл. зарядах. |
29 | Зарядовое число химического элемента равно количеству электронов в атоме. |
30 | Массовое число химического элемента показывает число атомных единиц массы (а.е.м.) в массе ядра атома. |
31 | Изотопы – это атомы, которые отличаются только зарядовыми числами атомов. |
32 | Изотопы – это атомы, которые отличаются зарядовыми и массовыми числами атомных ядер. |
33 | Изотопы – это атомы, которые отличаются только массовыми числами атомных ядер. |
№ ответа | Варианты ответа (стол № 6) |
34 | и ; и . |
35 | и ; и . |
36 | Ядерная (планетарная) модель атома была предложена Нильсом Бором. |
37 | и ; и . |
38 | Ядерная (планетарная) модель атома была предложена Джозефом Джоном Томпсоном. |
39 | Ядерная (планетарная) модель атома была предложена Анри Беккерелем. |
40 | Ядерная (планетарная) модель атома была предложена Эрнестом Резерфордом. |