СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект к открытому уроку в 1 классе по прикладной композиции на тему: "Приёмы декоративной графики. Стилизация формы."

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед Вами план-конспект к открытому занятию в 1 классе художественной школы. Знакомит с понятиями: графика, декоративный, декоративная графика, стилизация, приёмы выразительности в декоративной графике. В ходе урока обучающиеся выполняют творческую работу (стилизация формы кактуса). Совершенствуются владеть тушью и кистью.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект к открытому уроку в 1 классе по прикладной композиции на тему: "Приёмы декоративной графики. Стилизация формы."»

Комитет культуры и туризма города Курска

МБОУ ДО «Детская художественная школа № 2 им. А.А. Дейнеки»









План-конспект

урока с обучающимися 1 класса

отделения изобразительного искусства

по предмету: «Прикладная композиция»

(ДПОП «Живопись», 5 лет обучения)


на тему:

«Приёмы декоративной графики.

Стилизация формы»





Преподаватель основных дисциплин:

Головина Светлана Анатольевна







Курск – 2025 год

План-конспект урока по предмету «Прикладная композиция»

Тема урока:

«Приёмы декоративной графики. Стилизация формы»

Техника исполнения практической части:

Бумага, карандаш графитный, ластик, тушь черная, кисть

Тип урока:

Комбинированный.


Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Обобщение ранее полученных знаний.

  3. Подготовка к усвоению нового материала (обзор теоретической информации по теме).

  4. Усвоение новых знаний.

  5. Закрепление новых практических навыков (практическое выполнение задания).

  6. Просмотр и анализ выполненного этапа.

  7. Закрепление новых знаний (опрос).

Цель занятия:

Выполнение стилизации изображения кактуса в декоративной графике (стилизация природных форм). Композиционное, пластическое и тональное решение стилизованного изображения.

Задачи занятия:

продолжать изучать законы композиции и приёмы стилизации;

углубить знания о декоративной графике;

расширить знания о способах стилизации природных форм;

развивать творческое воображение в технике работы декоративной графики;

уметь проводить композиционный и конструктивный анализ изображаемого;

совершенствовать художественное видение и решение объекта;

расширить практические умения и навыки по выполнению изображений стилизованных природных форм;

Проведение межпредметной связи в областях искусств.

Методы и технологии обучения:

Словесные: изложение теоретического материала, беседа, рассказ, опрос.

Развивающие: зрительный ряд репродукций, примеры работ обучающихся.

Практические: выполнение практической работы в материале.

ИКТ: использование компьютера, проектора

Здоровьесберегающая: учет индивидуальных особенностей обучающихся.

Технология личностно-ориентированного обучения: выявление индивидуальности обучающегося, опора на субъективный познавательный опыт обучающегося.

Технология проблемного обучения: последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися учебных проблем. Создаем проблемную ситуацию учебным заданием.

Оснащение урока:

Для преподавателя: ноутбук, проектор, магнитная доска, стол, подготовленный наглядный методический материал.

Для обучающихся: карандаш графитный, ластик, бумага формата А4, тушь черная, кисть, баночка для воды.


Ход урока:

Организационный этап (2 минуты):

Содержание этапа:

Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Организация внимания.

Условия достижения положительных результатов:

Последовательность и постоянство в предъявлении требований.

Показатель выполнения психологической задачи этапа:

Кратковременность организационного момента. Готовность класса и оборудования урока к работе, быстрое включение группы в ритм, организация внимания всех обучающихся.


Обобщение ранее полученных знаний (3 минуты):

Учебно-воспитательная задача:

Уточнить, обобщить и систематизировать, и закрепить знания обучающихся. Формировать у учащихся навыки правильного воспроизведения своих знаний. Развивать аналитичность и критичность мышления обучающихся. Прорефлексировать свою деятельность. Дать самооценку своей преподавательской деятельности.

Содержание этапа:

Проверка методом устного опроса объема и качества ранее усвоенных знаний. Проверка образа мышления отвечающих обучающихся. Комментирование ответов обучающихся.

Вопросы:

-На предыдущих занятиях мы с вами неоднократно сталкивались с таким понятием как «графика», «декоративный», «декоративная графика», давайте вспомним, что же это такое? (Обсуждаем с обучающимися пройденный материал).

На доске вывешены работы в графических материалах. Педагог предлагает подумать что общего и чем они отличаются (вспоминаем понятия «реалистичная графика» «декоративная графика». Понимаем, чтобы изображать — нужны определенные приёмы, средства выразительные).

Условия достижения положительных результатов:

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, создание атмосферы значимости, серьезности и важности работы, осуществляемой обучающимися на данном этапе урока.

Показатель выполнения психологической задачи этапа:

Проверка преподавателем не только объёма и правильности, но и глубины полученных знаний, рецензирование ответов, направленное на указание положительных и отрицательных моментов.


Подготовка к усвоению нового материала (Обзор теоретической информации по теме). (5 минут)

Учебно-воспитательная задача:

Организовать и направить познавательную деятельность обучающихся. Побудить обучающихся к формированию цели занятия, к выбору конкретных средств к её достижению.

Содержание этапа:

Сегодня мы с вами будем продолжать изучать, осваивать приёмы стилизации в декоративной графике. Научимся различать декоративную графику от реалистической графики. Дать определение «стилизация». На слайдах мы разбираем каждый приём в декоративной графике и находим его в рисунках, которые рассматривали ранее на доске. Обсуждаем, анализируем с обучающимися, кокой приём позволяет в картине чего добиться художнику.

Условия достижения положительных результатов:

Умение четко и однозначно сформулировать цель урока (фрагментация цели), объяснить обучающимся, чему они должны научиться в ходе занятия, какими знаниями, умениями, навыками они должны овладеть.

Показатель выполнения психологической задачи этапа:

Эффективность восприятия и осмысления материала.


Усвоение новых знаний (10 минут)

Учебно-воспитательная задача:

Закрепить имеющиеся знания учащихся и дать новые знания и навыки стилизации и трансформации изображения, чтобы учащиеся могли их использовать в своей практической работе. Расширить кругозор обучающихся, повысить интерес и желание анализировать окружающий мир. Закрепить в памяти обучающихся те знания, умения, навыки, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Добиться в ходе их закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Закрепить навык работы в технике декоративной графики черной тушью и кистью.

Содержание этапа:

Рассказ о том, что в искусстве существует понятие «стилизация» и оно не однозначно:

Первый вид стилизации заключается в том, что стилизация в искусстве – это процесс придания творческому произведению черт другого стиля, построен на подражании готовым образцам, имитации манеры какого-либо автора, жанра, течения. Этот вид также используют в музыке и литературе и т.д. Например, в литературе можно изменить стихотворение под фольклор. Юмористы и пародисты способны выступать в манере пародируемого человека. Использовать его мимику, речь. В изобразительном искусстве, дизайне и фотографии также широко используется этот метод. Например, создание картины под старину, использование шрифтов в определенной манере. Стилизация цветов для включения их в орнамент – это тоже изменение их внешнего вида под культуру определенной страны. Например, изображение синих цветов в манере написания «гжель» (как иллюстрацию слушаем фольклорное произведение и произведение под фольклор, музыкальное и литературное), (так же демонстрируется этот вид стилизации в изобразительном искусстве).

В изобразительном искусстве распространен и второй вид стилизации. Дать ему можно следующее определение: стилизация — это упрощение без потери узнаваемости или трансформация какого-либо предмета или изображения. Чтобы стилизовать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета. Именно этот вид нас и будет интересовать больше всего в процессе нашего обучения, хотя не исключено, что и к первому бы будем обращаться, чтобы сделать наши композиции наиболее интересными.

Итак, поподробнее разберём второй вид стилизации, какова его цель, средства и принципы? Давайте разбираться.

Основной целью стилизации считается достижение выразительности с частичным или полным отказом от достоверности изображения.

Средства и приёмы стилизации:

1 Силуэт;

2 Геометрические фигуры;

3 Линия;

4 Орнаментальные украшения и декор;

5.Пятно.

Точка Линия Пятно

Принципы стилизации:

1.Превращение объёмной формы в плоскостную;

2. Упрощение или наоборот усложнение формы;

3. Обобщение формы с изменением абриса;

4. Обобщение формы в её границах;

5. Обобщение формы и усложнение;

6. Добавление деталей, отсутствующих в натуре

7. Применение цвета, фактуры

Таким образом, в процессе стилизации важно:

1. Отобрать существенные характеристики;

2. Использовать прием гиперболизации (т.е. преувеличение, выделение какого-то одного, но индивидуального качества объекта) отдельных элементов;

3. Отказаться от второстепенных, маловыразительных деталей;

4. Создать единство орнамента и пластической формы.

(во время рассказа демонстрирую на иллюстрациях примеры и анализирую их, используемые иллюстрации в приложении 4), (определения, цели, задачи, принципы и средства стилизации собраны в приложении 1, и размещаются в поле видимости учащихся для дополнительного закрепления на больших форматах).

Пример пейзажа в декоративной графике тушью и кистью


Условия достижения положительных результатов:

Несложный и интересный рассказ, адаптированный под возраст обучающихся. Наличие интересного зрительного ряда, сопровождающий рассказ.

Показатель выполнения психологической задачи этапа:

Эффективность восприятия и осмысления материала. Усвоение материала. Концентрация внимания обучающихся.

Закрепление новых практических навыков (практическое выполнение задания) (16 минут)

Учебно-воспитательная задача:

Закрепление ранее полученных знаний, умений, навыков в ходе выполнения практического задания. Продолжать закреплять навык ведения самостоятельной практической деятельности.

Содержание этапа:

Объяснение этапов выполнения задания:

- Сейчас, мои дорогие ученики, вы начнете работать над новым заданием. Выполнять вы его будете графическим материалом: черной тушью и кистью с предварительным изображением карандашом на бумаге формата А4. У вас на столе должны быть карандаш графитный, ластик, тушь черная, баночка для воды.

-Теперь, когда все готово к работе, я дам вам задание. Слушайте внимательно, оно будет не простое:

Задание:

Выполнить стилизацию кактуса. Формат А4, материал: черная тушь, кисть

Растение кактуса перед вами.

Начиная работать карандашом, смотрим на реалистичное изображение, изучаем особенности, выбираем для себя самые главные характеристики. Затем стараемся одновременно подчеркнуть и главные характерные черты изображаемого, и придать ему стилистическую окраску того стиля, который выбрали.

- После того как вы наметили карандашом изображение, проработайте детали, после чистите работу от излишка карандаша и с помощью туши и кистью выполняйте заливку, утолщение линий

- Приступайте к работе, не торопитесь, если будете затрудняться, то обращайтесь ко мне за помощью.

(Обсуждаем приемы стилизации и их особенности) (задание размещается на доске, на большом формате, для того чтобы обучающиеся могли справиться с заданием - приложение 2.) (фотографии кактуса фотографии размещены в приложении 5)

Условия достижения положительных результатов:

Подготовленность к уроку обучающихся. Внимательно прослушанный новый материал. Организация спокойного хода работы. Наблюдение преподавателем за ходом работы обучающихся, необходимая помощь и корректировка работы обучающегося. Психологическая поддержка обучающихся. Соблюдение дисциплины.

Показатель выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:

Выполнение части практического задания (упражнения на тему «Приёмы декоративной графики. Стилизация формы» в технике фломастеры (маркеры).


Просмотр и анализ выполненного этапа (5минут)

Учебно-воспитательная задача:

Закрепление и проверка ранее полученного материала путем самоанализа композиций, нахождение наиболее удачных моментов в своих работах, и того, что можно было сделать лучше. Продолжать учить обсуждать технически-художественные задачи грамотно и последовательно.

Содержание этапа:

- А сейчас, давайте устроим выставку из ваших, пусть еще не выполненных до конца работ, и обсудим, что у вас получилось.

Выставление на магнитную доску работы и обсуждение работ с обучающимися.

Работы обучающихся


Условие достижение положительных результатов:

Психологически комфортное общение, увлеченность учащихся в ходе обсуждения, начальные знания законов композиции и способов стилизации.

Показатель выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:

Грамотный самоанализ учащимися своей работы на данном этапе. Умение объяснить свою точку зрения.

Закрепление новых знаний (беседа) (5 минут)

Учебно-воспитательная задача:

Закрепление ранее полученных знаний в ходе опроса и обсуждения.

Содержание этапа:

Вопросы:

-Сегодня вы попробовали выполнить упражнения на стилизацию изображения кактуса. Работали тушью и тонкой кистью. Было сложно? А было ли интересно? Как вы считаете, вы справились? Что нового вы узнали сегодня? Как вы думаете для чего вам это может пригодиться в дальнейшем?

Условия достижения положительных результатов:

Внимательное прослушивание материала обучающимися на предыдущем этапе. Своевременная помощь педагогом при затруднении ответом учащихся. Непринужденная атмосфера общения, поощрение и поддержка участников беседы. Вовлечение в беседу учащихся, которые испытывают затруднения.

Обучающиеся со своими работами

Показатель выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:

Активное участие в беседе обучающихся. Правильные ответы. Усвоение полученной информации. Интерес обучающихся к познанию.


Использованные источники:

Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги: Учеб. пособие для студентов вузов/ Ю. Я. Герчук. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 317 с.

Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства: учеб. пособие / Ю. Я. Герчук. — М. : РИП-холдинг, 2013. — 189 с.

Лаврентьев А. История дизайна: Учебное пособие. 2007

Сокольникова Н., Сокольникова Е. История дизайна. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. 2019


https://fb.ru/article/159597/stilizatsiya---eto-chto-takoe-stilizatsiya-v-iskusstve

http://www.baget1.ru/applied-arts/stylization-applied-arts.php


16