Комитет культуры и туризма города Курска
МБОУ ДО «Детская художественная школа № 2 им. А.А. Дейнеки»
План-конспект
урока с обучающимися 1 класса
отделения изобразительного искусства
по предмету: «Прикладная композиция»
(ДПОП «Живопись», 5 лет обучения)
на тему:
«Приёмы декоративной графики.
Стилизация формы»
Преподаватель основных дисциплин:
Головина Светлана Анатольевна
Курск – 2025 год
План-конспект урока по предмету «Прикладная композиция»
Тема урока:
«Приёмы декоративной графики. Стилизация формы»
Техника исполнения практической части:
Бумага, карандаш графитный, ластик, тушь черная, кисть
Тип урока:
Комбинированный.
Структура урока:
Организационный момент.
Обобщение ранее полученных знаний.
Подготовка к усвоению нового материала (обзор теоретической информации по теме).
Усвоение новых знаний.
Закрепление новых практических навыков (практическое выполнение задания).
Просмотр и анализ выполненного этапа.
Закрепление новых знаний (опрос).
Цель занятия:
Выполнение стилизации изображения кактуса в декоративной графике (стилизация природных форм). Композиционное, пластическое и тональное решение стилизованного изображения.
Задачи занятия:
продолжать изучать законы композиции и приёмы стилизации;
углубить знания о декоративной графике;
расширить знания о способах стилизации природных форм;
развивать творческое воображение в технике работы декоративной графики;
уметь проводить композиционный и конструктивный анализ изображаемого;
совершенствовать художественное видение и решение объекта;
расширить практические умения и навыки по выполнению изображений стилизованных природных форм;
Проведение межпредметной связи в областях искусств.
Методы и технологии обучения:
Словесные: изложение теоретического материала, беседа, рассказ, опрос.
Развивающие: зрительный ряд репродукций, примеры работ обучающихся.
Практические: выполнение практической работы в материале.
ИКТ: использование компьютера, проектора
Здоровьесберегающая: учет индивидуальных особенностей обучающихся.
Технология личностно-ориентированного обучения: выявление индивидуальности обучающегося, опора на субъективный познавательный опыт обучающегося.
Технология проблемного обучения: последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися учебных проблем. Создаем проблемную ситуацию учебным заданием.
Оснащение урока:
Для преподавателя: ноутбук, проектор, магнитная доска, стол, подготовленный наглядный методический материал.
Для обучающихся: карандаш графитный, ластик, бумага формата А4, тушь черная, кисть, баночка для воды.
Ход урока:
Организационный этап (2 минуты):
Содержание этапа:
Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Организация внимания.
Условия достижения положительных результатов:
Последовательность и постоянство в предъявлении требований.
Показатель выполнения психологической задачи этапа:
Кратковременность организационного момента. Готовность класса и оборудования урока к работе, быстрое включение группы в ритм, организация внимания всех обучающихся.
Обобщение ранее полученных знаний (3 минуты):
Учебно-воспитательная задача:
Уточнить, обобщить и систематизировать, и закрепить знания обучающихся. Формировать у учащихся навыки правильного воспроизведения своих знаний. Развивать аналитичность и критичность мышления обучающихся. Прорефлексировать свою деятельность. Дать самооценку своей преподавательской деятельности.
Содержание этапа:
Проверка методом устного опроса объема и качества ранее усвоенных знаний. Проверка образа мышления отвечающих обучающихся. Комментирование ответов обучающихся.
Вопросы:
-На предыдущих занятиях мы с вами неоднократно сталкивались с таким понятием как «графика», «декоративный», «декоративная графика», давайте вспомним, что же это такое? (Обсуждаем с обучающимися пройденный материал).
На доске вывешены работы в графических материалах. Педагог предлагает подумать что общего и чем они отличаются (вспоминаем понятия «реалистичная графика» «декоративная графика». Понимаем, чтобы изображать — нужны определенные приёмы, средства выразительные).
Условия достижения положительных результатов:
Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, создание атмосферы значимости, серьезности и важности работы, осуществляемой обучающимися на данном этапе урока.
Показатель выполнения психологической задачи этапа:
Проверка преподавателем не только объёма и правильности, но и глубины полученных знаний, рецензирование ответов, направленное на указание положительных и отрицательных моментов.
Подготовка к усвоению нового материала (Обзор теоретической информации по теме). (5 минут)
Учебно-воспитательная задача:
Организовать и направить познавательную деятельность обучающихся. Побудить обучающихся к формированию цели занятия, к выбору конкретных средств к её достижению.
Содержание этапа:
Сегодня мы с вами будем продолжать изучать, осваивать приёмы стилизации в декоративной графике. Научимся различать декоративную графику от реалистической графики. Дать определение «стилизация». На слайдах мы разбираем каждый приём в декоративной графике и находим его в рисунках, которые рассматривали ранее на доске. Обсуждаем, анализируем с обучающимися, кокой приём позволяет в картине чего добиться художнику.
Условия достижения положительных результатов:
Умение четко и однозначно сформулировать цель урока (фрагментация цели), объяснить обучающимся, чему они должны научиться в ходе занятия, какими знаниями, умениями, навыками они должны овладеть.
Показатель выполнения психологической задачи этапа:
Эффективность восприятия и осмысления материала.
Усвоение новых знаний (10 минут)
Учебно-воспитательная задача:
Закрепить имеющиеся знания учащихся и дать новые знания и навыки стилизации и трансформации изображения, чтобы учащиеся могли их использовать в своей практической работе. Расширить кругозор обучающихся, повысить интерес и желание анализировать окружающий мир. Закрепить в памяти обучающихся те знания, умения, навыки, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Добиться в ходе их закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Закрепить навык работы в технике декоративной графики черной тушью и кистью.
Содержание этапа:
Рассказ о том, что в искусстве существует понятие «стилизация» и оно не однозначно:
Первый вид стилизации заключается в том, что стилизация в искусстве – это процесс придания творческому произведению черт другого стиля, построен на подражании готовым образцам, имитации манеры какого-либо автора, жанра, течения. Этот вид также используют в музыке и литературе и т.д. Например, в литературе можно изменить стихотворение под фольклор. Юмористы и пародисты способны выступать в манере пародируемого человека. Использовать его мимику, речь. В изобразительном искусстве, дизайне и фотографии также широко используется этот метод. Например, создание картины под старину, использование шрифтов в определенной манере. Стилизация цветов для включения их в орнамент – это тоже изменение их внешнего вида под культуру определенной страны. Например, изображение синих цветов в манере написания «гжель» (как иллюстрацию слушаем фольклорное произведение и произведение под фольклор, музыкальное и литературное), (так же демонстрируется этот вид стилизации в изобразительном искусстве).
В изобразительном искусстве распространен и второй вид стилизации. Дать ему можно следующее определение: стилизация — это упрощение без потери узнаваемости или трансформация какого-либо предмета или изображения. Чтобы стилизовать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета. Именно этот вид нас и будет интересовать больше всего в процессе нашего обучения, хотя не исключено, что и к первому бы будем обращаться, чтобы сделать наши композиции наиболее интересными.
Итак, поподробнее разберём второй вид стилизации, какова его цель, средства и принципы? Давайте разбираться.
Основной целью стилизации считается достижение выразительности с частичным или полным отказом от достоверности изображения.
Средства и приёмы стилизации:
1 Силуэт;
2 Геометрические фигуры;
3 Линия;
4 Орнаментальные украшения и декор;
5.Пятно.
Точка Линия Пятно
Принципы стилизации:
1.Превращение объёмной формы в плоскостную;
2. Упрощение или наоборот усложнение формы;
3. Обобщение формы с изменением абриса;
4. Обобщение формы в её границах;
5. Обобщение формы и усложнение;
6. Добавление деталей, отсутствующих в натуре
7. Применение цвета, фактуры
Таким образом, в процессе стилизации важно:
1. Отобрать существенные характеристики;
2. Использовать прием гиперболизации (т.е. преувеличение, выделение какого-то одного, но индивидуального качества объекта) отдельных элементов;
3. Отказаться от второстепенных, маловыразительных деталей;
4. Создать единство орнамента и пластической формы.
(во время рассказа демонстрирую на иллюстрациях примеры и анализирую их, используемые иллюстрации в приложении 4), (определения, цели, задачи, принципы и средства стилизации собраны в приложении 1, и размещаются в поле видимости учащихся для дополнительного закрепления на больших форматах).
Пример пейзажа в декоративной графике тушью и кистью
Условия достижения положительных результатов:
Несложный и интересный рассказ, адаптированный под возраст обучающихся. Наличие интересного зрительного ряда, сопровождающий рассказ.
Показатель выполнения психологической задачи этапа:
Эффективность восприятия и осмысления материала. Усвоение материала. Концентрация внимания обучающихся.
Закрепление новых практических навыков (практическое выполнение задания) (16 минут)
Учебно-воспитательная задача:
Закрепление ранее полученных знаний, умений, навыков в ходе выполнения практического задания. Продолжать закреплять навык ведения самостоятельной практической деятельности.
Содержание этапа:
Объяснение этапов выполнения задания:
- Сейчас, мои дорогие ученики, вы начнете работать над новым заданием. Выполнять вы его будете графическим материалом: черной тушью и кистью с предварительным изображением карандашом на бумаге формата А4. У вас на столе должны быть карандаш графитный, ластик, тушь черная, баночка для воды.
-Теперь, когда все готово к работе, я дам вам задание. Слушайте внимательно, оно будет не простое:
Задание:
Выполнить стилизацию кактуса. Формат А4, материал: черная тушь, кисть
Растение кактуса перед вами.
Начиная работать карандашом, смотрим на реалистичное изображение, изучаем особенности, выбираем для себя самые главные характеристики. Затем стараемся одновременно подчеркнуть и главные характерные черты изображаемого, и придать ему стилистическую окраску того стиля, который выбрали.
- После того как вы наметили карандашом изображение, проработайте детали, после чистите работу от излишка карандаша и с помощью туши и кистью выполняйте заливку, утолщение линий
- Приступайте к работе, не торопитесь, если будете затрудняться, то обращайтесь ко мне за помощью.
(Обсуждаем приемы стилизации и их особенности) (задание размещается на доске, на большом формате, для того чтобы обучающиеся могли справиться с заданием - приложение 2.) (фотографии кактуса фотографии размещены в приложении 5)
Условия достижения положительных результатов:
Подготовленность к уроку обучающихся. Внимательно прослушанный новый материал. Организация спокойного хода работы. Наблюдение преподавателем за ходом работы обучающихся, необходимая помощь и корректировка работы обучающегося. Психологическая поддержка обучающихся. Соблюдение дисциплины.
Показатель выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:
Выполнение части практического задания (упражнения на тему «Приёмы декоративной графики. Стилизация формы» в технике фломастеры (маркеры).
Просмотр и анализ выполненного этапа (5минут)
Учебно-воспитательная задача:
Закрепление и проверка ранее полученного материала путем самоанализа композиций, нахождение наиболее удачных моментов в своих работах, и того, что можно было сделать лучше. Продолжать учить обсуждать технически-художественные задачи грамотно и последовательно.
Содержание этапа:
- А сейчас, давайте устроим выставку из ваших, пусть еще не выполненных до конца работ, и обсудим, что у вас получилось.
Выставление на магнитную доску работы и обсуждение работ с обучающимися.
Работы обучающихся
Условие достижение положительных результатов:
Психологически комфортное общение, увлеченность учащихся в ходе обсуждения, начальные знания законов композиции и способов стилизации.
Показатель выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:
Грамотный самоанализ учащимися своей работы на данном этапе. Умение объяснить свою точку зрения.
Закрепление новых знаний (беседа) (5 минут)
Учебно-воспитательная задача:
Закрепление ранее полученных знаний в ходе опроса и обсуждения.
Содержание этапа:
Вопросы:
-Сегодня вы попробовали выполнить упражнения на стилизацию изображения кактуса. Работали тушью и тонкой кистью. Было сложно? А было ли интересно? Как вы считаете, вы справились? Что нового вы узнали сегодня? Как вы думаете для чего вам это может пригодиться в дальнейшем?
Условия достижения положительных результатов:
Внимательное прослушивание материала обучающимися на предыдущем этапе. Своевременная помощь педагогом при затруднении ответом учащихся. Непринужденная атмосфера общения, поощрение и поддержка участников беседы. Вовлечение в беседу учащихся, которые испытывают затруднения.
Обучающиеся со своими работами
Показатель выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:
Активное участие в беседе обучающихся. Правильные ответы. Усвоение полученной информации. Интерес обучающихся к познанию.
Использованные источники:
Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги: Учеб. пособие для студентов вузов/ Ю. Я. Герчук. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 317 с.
Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства: учеб. пособие / Ю. Я. Герчук. — М. : РИП-холдинг, 2013. — 189 с.
Лаврентьев А. История дизайна: Учебное пособие. 2007
Сокольникова Н., Сокольникова Е. История дизайна. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. 2019
https://fb.ru/article/159597/stilizatsiya---eto-chto-takoe-stilizatsiya-v-iskusstve
http://www.baget1.ru/applied-arts/stylization-applied-arts.php
16