СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект классного часа «Як ты сэрцу майму міла, дарагая Беларусь!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час посвящён Беларуси –  краю легенд, сказок и преданий, её атрибутам. Цель: пробуждать интерес к истории и культурному наследию родного края, воспитывать гражданственность, чувство патриотизма, гордость за свою Родину, её социальные и культурные достижения, за свой ​​народ, воспитывать уважительное отношение к  традициям и государственной символике Беларуси, к родному языку.

  •  

Просмотр содержимого документа
«План-конспект классного часа «Як ты сэрцу майму міла, дарагая Беларусь!»»

План-конспект классного часа

«Як ты сэрцу майму міла, дарагая Беларусь!»

Классный руководитель Мелеховец С.С.

Цели:

  • формировать и развивать чувство причастности к местам, где человек родился и вырос;

  • пробуждать интерес к истории и культурному наследию родного края, воспитывать гражданственность, чувство патриотизма, гордость за свою Родину, её социальные и культурные достижения, за свой ​​народ;

  • воспитывать уважительное отношение к традициям и государственной символике Беларуси, к родному языку;

  • формироваць стремление посвящать свой труд, силу и способности расцвету Родины, обороне её свободы и независимости;

  • создать условия для развития познавательной активности учащихся, для формирования их коммуникативных умений и культуры речи, сознательного представления о богатстве, неповторимости родного слова


Оборудование: государственная символика РБ, мультимедийная система для презентации, выставка книг, пейзажные зарисовки на тему «Моя родная Беларусь», высказывания мастеров слова о Беларуси на доске:

Мой чароўны беларускі край,

Бацькаўшчына светлая мая!

Уладзімір Караткевіч

Радзіма ў нас — бязмежная, спякотная і снежная.

Радзіма ў нас — цудоўная, Багаццяў розных поўная.

Артур Вольскі

Беларускія краявіды…Перазвоны азёр і бароў.

Над палеткамі бульбы і жыта – песня велічных курганоў.

Анатоль Грачанікаў

Зямля Беларусі! Вачамі азёраў

Глядзіш ты ў празрыстыя высі нябёс…

Пятрусь Броўка

Ад прадзедаў спакон вякоў нам засталася спадчына…

Янка Купала

О Беларусь, мая калыска, жыццё маё, прытулак мой!

З гарачаю любоўю нізка схіляюся перад табой.

Пімен Панчанка


Ход урока

Организационный момент:

Звучит песня «Белая Русь» (И. Дорофеева).

Вступительное слово учителя:

Любовь к Родине – это не абстрактное, а реальное чувство, которое каждый человек может выразить в повседневной жизни искренними словами, полезными делами, светлыми мыслями. Свой родной уголок (малую родину) мы любим как частичку нашей Родины. А каждая частица - своеобразный духовный клад, который необходимо сберегать и увеличивать, чтобы и следующие поколения могли сказать: «Земля отцов– моя земля».

Беларусь – край легенд, сказок и преданий. Земля под белыми крыльями, синеглазая Беларусь – так очень часто называют нашу родную страну. Она славится своими лесами, реками, озерам, трудолюбивыми и честными людьми.


Ход урока:

Ученик 1: Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

- Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Всё это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

Н. Полякова

Ученик 2: О Беларусь, мая калыска,

Жыццё маё, прытулак мой!

З гарачаю любоўю нізка

Схіляюся перад табой.

Зямны паклон табе, радзіма,

Тваім палям, тваім лясам,

Тваім заводам з белым дымам,

Тваім гасцінцам і шляхам.

На спелых нівах ураджайных,

Ад краю ў край, ва ўсе канцы,

Махаюць крыламі камбайны,

Спяваюць жнеі і касцы.

(П. Панчанка)

Ученик 3: Мяжуе з Польшчай, Украінай,

Расіяй, Латвіяй, Літвой.

Твой родны край, твая Айчына –

Жыццё тваё і гонар твой.

І ты яе запомні імя,

Як неба, сонца і зару.

Твая зямля, твая радзіма

Названа светла –

Бе-ла-ру-сь.

(Ю. Свірка)

Учитель:

Беларусь мая сінеокая! Какое чудесное название у нашей страны. Беларусь! А ещё мы зовём её – Родина. А ещё – Отечество. Родина – потому что мы здесь родились, потому что она самая родная. Отечество – потому что она досталась нам от наших родителей. А им – от их отцов, нашых дедов. И дальше – от прадедов, от прапрадедов… И так до самых далёких предков.

На нашей белорусской земле много рек,озёр, а во ржи цветут летом голубые васильки. Беларусь – наша Родина. А с чего начинается Родина? С маминой песни, с родного слова.


Ученик 4:

Я - беларус, я нарадзіўся Я - беларус, і хоць сягоння

На гэтай казачнай зямлі. Яшчэ малы, але скажу:

Дзе між лясоў і пушчаў дзікіх “Я родам з племя непакорных

Адвеку прашчуры жылі. І прад бядой не задрыжу.”


Я - беларус, я ганаруся, Высока ў небе вырай кружыць,

Што маю гэтае імя. Ляціць за сіні небакрай.

Аб добрай славе Беларусі Не забывай ніколі, дружа,

У свеце знаюць нездарма. Сваю зямлю, свой родны край!


Я - беларус, і я шчаслівы,

Што маці мову мне дала,

Што родных песень пералівы

І зблізку чую і здалля.


Учитель:

Когда речь заходит о какой-либо стране, в первую очередь мы вспоминаем её атрибуты. Какие атрибуты Республики Беларусь вы знаете? (Ученики отвечают)

Флаг и герб – особые знаки и символы, которые передают своей формой и цветом очень существенную информацию. Издавна флаг показывал принадлежность воина, города, замка, корабля к данному государству. В настоящее время герб и флаг – высшие символы народа.

Ученик 5:

Наш флаг

Ливнем вымытые нивы, И к тому же у Дубовки

Осененные рассветом, - Цвет червоный, лист зеленый -

Сочетается счастливо Образ яркий и глубокий,

Цвет зеленый с красным цветом. Вещим сердцем окрыленный.

Полыхание восхода, Дорогого мне поэта

Всходы - полосою узкой, - Мог ли я не вспомнить, если

Соткала сама природа Два его любимых цвета

Флаг державы Белорусской. На полотнище воскресли.

Разве довод мой не весок: И в светающей Отчизне,

На весеннем кругозоре - Осенив родные дали,

И гора, и перелесок, Символами вечной жизни

И березы белокорье - На ветру затрепетали!

Розовый узор и млечный -

Красок радостная спевка -

Как орнамент наш известный

Красно-белый возле древка!

Ученик 6

Государственный флаг РБ представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально размещенных цветных полос: верхней - красного  цвета в 2/3 и нижней - зеленого цвета в 1/3 ширины флага. У древка вертикально размещен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющем 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине - 1:2.

Красный цвет символизирует борьбу, сопротивление угнетению, а также кровь, пролитую в борьбе.

Зеленый цвет - цвет священных рощ и дубров, болот и полей, вполне естественен в качестве одного из национальных цветов белорусского народа. Зелень всегда символизировала торжество жизни, весеннее пробуждение природы после долгого зимнего сна.

Орнамент - не просто украшение, а своего рода письменность, послание умам и сердцам. В основу орнамента на белорусском флаге положен узор «Восходящее солнце».

Белая основа также имеет свое символическое послание: белый цвет символизирует чистоту, непорочность, гостеприимство, согласие, свободу.

Таким образом, три полосы флага и орнамент флага несут пожелание добра, успеха и процветания всем гражданам Беларуси и всем народам Земли.


Ученик 7:

Будзь верны!

Увесь, як ёсць, да кроплі сілы

Бацькам, цябе што ўзрасцілі

Будзь верны!

У дзень пагоды і ў навалу

Зямлі, цябе што ўзгадавала,

Будзь верны!

Святлейшай у свеце роднай хаце,

Сваёй Радзіме – добрай маці –

Будзь верны!

І што б ні трапіла з табою,

Ты сцягу, што над галавою, -

Будзь верны!

Ученик 8:

В Минске есть Площадь Государственного флага Беларуси, в церемонии открытия которой принимал участие Президент Беларуси Александр Лукашенко.
В торжественной обстановке флаг размером 14х7 м был поднят на семидесятиметровый флагшток, установленный в центре площадки. Затем был исполнен гимн, который сопровождали залпы артиллерийского салюта, а в конце небо над столицей украсили огни фейерверка и было выпущено 10 тыс. воздушных шаров цветов государственного флага.
На церемонии также была заложена новая патриотическая традиция принесения клятвы верности Государственному флагу Республики Беларуси - символу и оплоту независимости и государственности. Для этого были приглашены достойные представители белорусского народа, своей доблестью, трудом и талантом прославившие Отечество, а также представители молодежи, идущие им на смену.
Площадь Государственного флага Республики Беларусь расположена в Минске на проспекте Победителей. Она представляет собой круг радиусом 50 м и сообщается с главным фасадом выставочного павильона НВЦ "Белэкспо" лестницей шириной 24 м. Вдоль пешеходной дорожки размещены семь гранитных стел с гербами областей и Минска. Симметрично с двух сторон от лестницы размещаются стелы с текстом Государственного гимна и географической картой Беларуси.
Площадь планируется использовать для проведения праздничных мероприятий в День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь, мероприятий гражданско-патриотической направленности, посещения официальными делегациями иностранных государств. Площадь также будет включена в формируемый Минским горисполкомом перечень туристических объектов для посещения гостями столицы.


Учитель:

Герб – свидетельство родовитости князя, царя, главный символ государства.


Ученик 9:

Более тысячи лет назад уже существовали строгие правила создания и ношения гербов – эта наука называется геральдикой.

Её главное правило – каждый герб и каждый флаг  должны выражать оригинальную, только им присущую символику. Все флаги и гербы должны различаться и не должны повторять друг друга.


Ученик 10:

В центре герба контур Беларуси, который символизирует территориальную целостность страны. Она не нуждается в чужой земле, но сбережет каждую пядь своей. В этом находят свое отражение самостоятельность нашего народа и его мирный характер.

Живой зеленый контур озарен сиянием золотых солнечных лучей. Это солнце, дающее жизнь, восходит над землей - голубой и земной, какой ее увидели белорусские космонавты П.Климук и В.Коваленок. Символы земли и солнца отражают надежды на расцвет Беларуси на основе прочной связи с родной землей-кормилицей и мудростью энергичного народа, который трудится на этой земле.

Пятиконечная звезда - пентаграмма -  древний символ человека как космического существа. Вместе с тем это знак охраны и безопасности, символ верного пути и высоких стремлений. Присутствие звезды в верхней части герба символизирует гуманизм и одновременно защиту, оборону нашего Отечества, к которой готов каждый белорусский гражданин.

Венок издревле являлся символом славы, чести, величия, с незапамятных времен также знаком связи между потомками и предками. Недаром именно венками чествуют героев в самых разных странах, венками же провожают в последний путь своих близких и поминают их в День памяти.

Состав венка тоже не случаен. Все символизирует труд и богатство. Рожь является основной зерновой культурой и сегодня. Рожь, клевер и лен - традиционные составляющие нашего сельского хозяйства.

Пятиконечная звезда – символическое изображение человека и человечества, знак мужества и патриотизма.

Звезда в верхней части герба символизирует гуманизм и одновременно, защиту, оборону нашего Отечества.

  Контур страны обрамляет венок из колосьев, переплетенных с одной стороны розовыми соцветиями клевера, а с другой – голубыми цветками льна.


Ученик 11:

Алесь Касько

Герб

Молат аддалі кавалю

серп – руплівай жняі,

што сее і сёння ля хаты

жыта сваёй маладосці.

Адмалацілі каласы

і са жменькі чыстага збожжа

чорнага хлеба спяклі для чарнобыльскіх дзетак.

Адзінокую зорку ў зеніце падарылі закаханым,

а сонца над шарам зямным

і над краем сваім пакінулі свяціць.


Ученик 12:

Герб державы белорусской

 

Излучает он чудесный свет. Хлеб - основа... А для красоты -

У него - высокая судьба, Медоносный клевер, васильки.

И, пожалуй, в целом мире нет Не из них ли - хороши цветы -

Благородней нашего герба. Вьют у нас купальские венки!


Не гривастый лев и не орел, В ярких выразительных тонах -

И не рыцарь, вскинувший клинок, - Колючки, цветы родных полей,

Утреннего солнца ореол, В толстых геральдических тонах

Из колосьев и цветов венок. Нет герба красивей и светлей


Гармонично сочетает герб, И как этот герб, из года в год, -

Воедино сопрягает он Взор лаская, душу веселя, -

Солнце и колосья, свет и хлеб, Пусть цветет, чтоб в счастье жил народ,

Человеком чтимый испокон. Наша белорусская земля!

Учитель:

С 1995 года в нашей стране отмечается День Государственного Герба и Государственного флага нашей страны.

Ученик 13:

Государственный гимн РБ

В соответствии с артикулом 19 Конституции РБ также является символом её государственного суверенитета. Музыка Н. Соколовского, слова М. Климковича, В Каризны.

Учитель:

Гордиться государственными символами, знать и уважать их обязан каждый гражданин, если он считает себя патриотом своей страны

Учитель:

Каждый житель Беларуси сегодня знает, что первое воскресение сентября особенное, праздничное, потому что именно в этот день мы отмечаем значительное событие в нашей духовной жизни – День белорусской письменности.


Ученик 14:

Традиционными местами его проведения являются города Беларуси. Это закономерно, потому что День белорусской письменности имеет целью сохранение нашего исторического наследия, прославление предков-просветителей, жизнь которых была посвящена развитию и умножению богатства нашего народа, современных творцов родного слова, которые сохраняют славные традиции белорусской письменности.


Ученик 15: Это действительно народный праздник – День белорусской письменности, которая насчитывает тысячелетнюю историю, и праздник белорусской печати. Каждый белорус должен знать и помнить, что 6 августа 1517 года в Праге Франтишек Скорына первый из восточных славян напечатал книгу «Псалтыр», и гордиться этим. Самоотверженный труд наш первопечатник посвятил родному краю и его жителям, Родному Слову рождённому духовной привязанностью этой Земли и Неба над ней.


Учитель:

Сегодняшний урок дал нам возможность еще раз понять, что мы живем в прекрасной и неповторимой стране. И где бы мы ни оказались, куда бы ни забросила нас судьба, в нашей душе, в нашем сердце всегда будет с нами ощущение сильной связи с родным краем, землей наших родителей. Пока мы уважаем своих предков, не забываем своих корней, мы уважаем Родину, мы существуем как народ, как нация.
Любите свой край. Каждый день открывайте для себя неуловимую красоту родного уголка. Замечайте доброту и открытость нашего народа. И вы почувствуете в душе большую гордость за свою Родину.


Песня «Беларусь сильная» (И.Дорофеева)