Тема: «Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях».
Цель:
-развитие артикуляционной подвижности;
- развитие фонематического восприятия;
- автоматизация произношения звука [ч];
- работа над словоизменением;
- составление рассказа по сюжетной картинке с помощью вопросов;
- развитие внимания.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика.
1) «заборчик» - широко улыбнуться, показать сжатые зубы. Удерживать положение 5-7 секунд.
2) «Чистим зубки»- открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубки» изнутри, двигая им влево и в право. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.
3) «Лошадка»- приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно – быстрее – быстро – медленно с короткими паузами для отдыха.
4) «Чашечка» - широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боковые края образуя «чашечку». Удерживать так 10 с. Повторить 2-4 раза.
3. Постановка цели.
- На сегодняшнем индивидуальном занятии мы будем произносить слова со звуками, которые научились говорить правильно. Чтобы вспомнить о каком звуке пойдет речь, надо отгадать загадки и определить, какой звук в словах отгадках первый.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«пейте чай, вода вскипела!».
(чайник)
Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходит … (черепаха).
- С каким звуком мы сегодня будем работать?
4. Характеристика звука [ч]. Соотношение звука и буквы.
а) Характеристика звука [ч].
- Давай с тобой вспомним, что делают губки и где находится язычок, когда мы произносим звук [ч].
( Кончик язычка на бугорочках за верхними зубами. Губы чуть выдвинуты вперед и округлены. Зубы сближены. Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка. Звук [ч] глухой, мягкий, согласный).
- Почему звук [ч] глухой? (При его произношении горло не напрягается).
б) Соотношение звука и буквы.
На столе разложены карточки с буквами Т, Н, Ч, П.
- Ты знаешь, что у каждого звука есть буква, которая обозначает этот звук. Найди букву, которая обозначает звук [ч].
в) Слуховой диктант.
- А сейчас мы с тобой поиграем. Будь внимательной, смотри, без ошибки повтори.
Ча – чо – че ач – оч – еч
Чо – чу – чи оч – уч - ич
Чу – ча – че уч – ач - еч
Чи – ча - чу ич – ач –уч
5. Автоматизация звука [ч] в словах.
а) Выделение звука [ч]. Определение его места в слове.
- Мы продолжим нашу работу со звуком [ч] на компьютере.
(Ученик самостоятельно или с помощью учителя открывает в программе материал, по которому проводится работа).
- на экране будут появляться предметные картинки. В словах есть звук, над которым мы с тобой работаем. Определи место этого звука в слове.
(Ученик, четко проговаривая слова, выделяет звук [ч]).
Часы, сачок, бочка, чемодан, черепаха, врач, мяч.
б) Словоизменение. «Игра «один – много».
Курсором ученик подводит стрелку к нужной кнопке. Появляются картинки,
кирпич – кирпичи
ключ – ключи
свеча – свечи
чайник – чайники.
Ученик четко произносит пары слов, образуя от ед. ч. мн. ч.
6. Автоматизация звука [ч] в предложениях.
а) Составление предложений.
После игры «Один – много», ученик составляет предложения со словами: кирпичи, чайник, ключ, свечи.
б) Составление рассказа по сюжетной картинке.
Рассказ составляется с помощью вопросов.
- А сейчас мы с тобой поработаем разведчиками.
(На экран выводится сюжетная картинка).
- Разведчики получили задание: найди на картинке слова со звуком [ч].
Ученику задаются вопросы с помощью которых составляется рассказ:
- Что произошло с мальчиком?
- Кто пришел к мальчику?
- Что принес с собой врач?
- Что лежит в чемоданчике врача? И т.д.
7. Итог занятя