План-конспект логопедического занятия с обучающимися
3 класса, имеющими тяжёлые нарушения речи
Тема: Изложение-повествование.
Цель, задачи: -научить письменно излагать
повествовательный текст, устанавливать
последовательность частей текста;
-повторить признаки повествовательного текста
- пополнять лексический запас;
-развивать слухоречевую память;
- воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Оборудование: текст на доске «Умная галка» ( по рассказу
Л.Толстого), сюж. картинки, тетради, авторучки
Литература: Андреева Н.Г. Логопедические занятия по
развитию связной речи младших школьников.-
М.2009.
Структура занятия: I.Орг. момент. (Аутотренинг)
II.Введение в тему занятия.
III.Основное содержание занятия.
1.Ознакомление с текстом.
Определение признаков текста.
2.Анализ содержания и структуры текста.
3.Запись текста в процессе коллективной
работы.
4.Физминутка.
5. Самопроверка.
IV. Итог. Рефлексия .
Ход занятия:
I Орг. момент.
Аутотренинг:
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Громко, четко говорим,
Но тихонечко сидим.
II Введение в тему занятия (Работа по карточкам: чтение учащимися стихотворных строчек о галке вслух.)
III. Основное содержание занятия.
1.Ознакомление с текстом. Определение признаков текста.
Умная галка
Захотела галка пить.
Заметила она во дворе кувшин с водой. В кувшине
было мало воды. Галка не могла достать её.
Тогда галка стала кидать в кувшин камешки. Вода
в кувшине поднялась.
Галка смогла напиться.
- Докажите, что это текст.
- Определите тип текста. (Текст-повествование.) Объясните свой ответ.
- Определите тему текста. (Рассказ о галке.)
- Определите основную мысль текста. (Как галка сумела попить воды.)
- Прочитайте название текста и ответьте на вопрос: «Почему автор дал
рассказу такой заголовок?»
2. Анализ содержания и структуры текста.
- Сколько в этом тексте частей? Объясните свой ответ.
- Прочитайте первую часть рассказа – начало действия.
-Сколько предложений в первой части текста? (Одно)
-Что захотела сделать галка? (Галка захотела попить)
-Почему она не смогла сразу попить? (В кувшине было мало воды.
Галка не могла достать её.)
-Прочитайте развитие действия – вторую часть текста.
-Сколько предложений во второй части рассказа?
-Какой выход нашла галка? (Галка начала кидать в кувшин камешки.)
-Как называется главная часть повествовательного текста?
(Кульминация.)
- Прочитайте кульминацию рассказа.
-Сколько предложений в третьей части текста? (Два.)
-Прочитайте конец действия, итог рассказа. (Галка смогла напиться.)
-Что можно сказать о птице, наблюдая за ее поведением? (Птица
была умной.)
-Докажите, что галка была умной.
3. Запись текста в процессе коллективной работы:
а) хоровое (орфографическое, по слогам) чтение части текста;
б) краткий орфографический разбор слов:
- Назовите трудные для написания слова. ( Объяснение и краткий
орфографический разбор слов).
в) запись текста по памяти (закрыть текст, написанный на доске).
- Запишите предложения так, как запомнили (самостоятельно).
4. Физминутка.
5. Самопроверка ( открыть текст, написанный на доске)
-Внимательно прочитайте текст по слогам. Проверьте, не пропущено
ли что-то главное.
- Прочитайте свои изложения вслух.
IV Итог. Рефлексия прошедшего занятия.
Приложение





_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________