СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект мастер-класса Тема: Работа по «сглаживанию» регистров для педагогов дополнительного образования МО «Музыка»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект мастер-класса

Тема: Работа по «сглаживанию» регистров 

для педагогов  дополнительного образования

МО «Музыка»

Просмотр содержимого документа
«План-конспект мастер-класса Тема: Работа по «сглаживанию» регистров для педагогов дополнительного образования МО «Музыка»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»








План-конспект мастер-класса

Тема: Работа по «сглаживанию» регистров

для педагогов дополнительного образования

МО «Музыка»

Методист Хасанов Эльдар Зияд-Оглы



















Кол-во участников: 15

Дата: 07.04.2015

Время:14.00-16.00

Место: ДДТ «Созвездие»





















ЦЕЛЬ: Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение.


ЗАДАЧИ:

Обучающая:

- Добиваться активной естественности через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов

- закрепить результат освоения предложенных упражнений

Развивающая:

- способствовать развитию отдельных групп мышц и всей мышечной

системы организма в целом;

- способствовать развитию творческих способностей воспитанников;

- развить исполнительские качества - артистизм и эмоциональность


Воспитательная:

-воспитывать активность, целеустремленность, настойчивость, упорство, выдержку;

-воспитать у воспитанников терпение, трудолюбие и волю;

-воспитать эстетический вкус;

-воспитать культуру общения с окружающими


ТИП ЗАНЯТИЯ: Комбинированный

МЕТОДЫ: объяснительно-иллюстративные с элементами диалога, творчества.

ФОРМА: групповая с элементами индивидуального подхода.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: педагогика сотрудничества, личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии


ОБОРУДОВАНИЕ: Зеркало; микрофон; звукоусиливающая аппаратура;

ВВЕДЕНИЕ

Большинство певцов во время пения используют излишние мускульные усилия. Контролируя свой голос при помощи внешних мышц, стесняется свободное колебание голосовых связок внутри гортани и изменяется взаиморасположение резонансных полостей вне ее. Результатом является неестественный и несбалансировнный звук. Только при расслабленной гортани голосовые связки могут легко взаимодействовать с потоком выдыхаемого воздуха, определяя высоту и интенсивность исходного звука. Расслабленное и стабильное положение гортани обеспечит звуку баланс низких, средних и высоких гармонических составляющих, как в хорошем музыкальном центре. В уроке будут использованы приемы техники пения в речевой позиции Сета Риггса, которая позволяет свободно и чисто петь во всем диапазоне. В уроке принимают участие солисты вокальной студии «Ас-Соль», Лауреаты и дипломанты Всероссийских фестивалей-конкурсов.





План урока:

  1. Разминка

  2. Работа над правильным вокальным формированием звука.

  3. Работа над репертуаром.

  4. Самоонализ


Ход урока:

Установление контакта с учащимися. Представление их.

Предложение : по - очереди пропеть упражнения. Вначале - подготовка к пению (всем одновременно).


1. Разминка:

Разогрев вокального аппарата:

-снятие напряжения с внутренних и внешних мышц (повороты головы с одновременным вдохом или выдохом, счет на четыре);

-смачивание и размягчение голосовых связок («Шпага», «Бежит лошадка», « Дразнящаяся обезьянка»);

-дыхательные упражнения «Насос и мяч»;


2. Работа над правильным вокальным формированием звука:

-пение на одном звуке ( уоаэи);

М.р.- Петь на одной ноте одну гласную сначала forte, затем piano. Внимание - на ровности и качестве звука, на контроле за подачей дыхания. Дыхание подается ровно, активно, без толчков - legato. Контролировать правильное положение корпуса при пении, следить за развернутой грудью, свободной гортанью.

Пение на одной ноте слогов: "ма, мэ, ми, мо, му". Неторопливый темп. Первый звук "м" произносится способом мычания), а затем последующий гласный звук (в верхние зубы) с тем же объемом и округлостью. Следите за естественностью рта, свободой гортани, проточностью дыхания. Упражнение помогает ощутить опору, "выдвигает вперед" звук.

-Упражнения для развития координации голоса и расслабления мышц лица и горла ( пассаж губами, трель языком – арпеджио);


М.р. – Расслабить губы, все мышцы лица и горла. Позволить губам вибрировать как можно более свободно и равномерно. Чем медленнее будет скорость вибрации губ, тем лучше. При переходе к головному голосу важно следить за тем, чтобы звук был связанным.


-Упражнения для нижней части гортани на слоги нэй, ку, ги, мам;

М.р.-Выполняя упражнение, сделайте голос немного «плаксивым», это слегка опускает гортань, активизируя расположенные под ней мышцы, и включая мышцы, лежащие над ней.


- Упражнение на чередование легато и стаккато ми-ё, ре – фа, ди-да-до;

-Упражнение на ощущение диафрагмы в сочетании согласных с гласными звуками (гмэ);

-Упражнение на соединение грудного голоса с головным и наоборот (уви);

М.р.-Снижать звук аккуратно, начиная с фальцета и переходя к грудному голосу.


-Упражнения дикционные (Мы перебегали берега);

М.р.- Прекрасный педагог начала 20 века М.Гарсиа так говорит о постановке голоса: "Когда певец умеет заставить работать каждый орган в свойственной ему области, не мешая работе других органов, то голос как бы питает все части исполнения и соединяет различные детали мелодии в один полный и непрерывный ансамбль, который и составляет широту пения. Если же наоборот, один из механизмов выполняет свои функции плохо: если грудь толкает или бросает дыхание, если голосовая щель работает недостаточно твердо и точно, то голос прерывается и слабеет после каждого слога".

Контроль над координацией всех сложных процессов при постановке голоса осуществляется мышечными, резонаторными ощущениями и слухом. Поэтому так важно научиться быть внимательным во время занятий. Надо слушать себя и ухом, и всем телом (мышцами).

А теперь несколько высказываний различных педагогов относительно артикуляции и дикции.
  • "Слишком большое раздвижение челюстей в результате сжимает глотку и, следовательно, заглушает вибрацию голоса, отнимая у голосового аппарата его резонирующий свод".

  • "Если зубы чрезмерно сближены, голос получает горловой оттенок. Если слишком выдвигают губы в форме воронки, то получаются только тяжелые и как бы лающие звуки".

  • "Если открывают рот овально (как рыба) - это положение имеет то неудобство, что оно глушит голос, ассимилирует гласные, мешает артикуляции и, наконец, придает лицу грубое и некрасивое выражение. Откройте рот в форме овального "О", но отделяя нижнюю челюсть от верхней, от которой она опускается вниз вследствие своей собственной тяжести. Углы рта при этом должны быть немного приподняты, это движение прижимает губы к зубам, придает рту приятную форму". (М.Гарсиа, Ж. Дюпре)

  • "Внимание певца должно быть направлено на поток и сцепление гласных между собой. Тем самым будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и четко, "спрессировать" их, но не "выстреливать", чтобы не принести ущерб потоку гласных, то есть звуковому потоку, не рвать кантилену, не делать пения скандированным.

  • "Рваная" дикция вредна не только в вокальном, но и в художественном отношении. Существует известный афоризм: "У хорошего певца хорошая дикция, у плохого певца и дикция плохая". Это указывает на тесную связь дикции с правильным голосообразованием". (Н.Малышева)

  • К.С.Станиславский воспринимал искусство речи, как искусство не менее сложное, чем искусство пения. Он часто говорил: "Хорошо сказанное слово - уже пение, а хорошо спетая фраза - уже речь".

3. Работа над репертуаром:

Исполнение песен в микрофон

«Буги –вуги для осьминога» Ж.Колмагоровой;

«Город мечты»К.Костин;


4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Подведение итогов:

1. Что нового вы сегодня узнали?

Ответ: Мы узнали, как правильно сглаживать регистры при звукоизвлечении

2. Какие упражнения мы сегодня повторили?

Ответ: Упражнения для развития координации голоса и расслабления мышц лица и горла ( пассаж губами, трель языком – арпеджио);

3. Что понравилось на сегодняшнем занятии:

Ответ: Работа над репертуаром, интересные упражнения

4.Продолжайте дома работать над изученным материалом, репертуар повторите и выучите наизусть. До свидания. Встречаемся по расписанию.


  1. САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО ЗАНЯТИЯ И САМООЦЕНКА

В целом занятие прошло хорошо

  1. На следующем занятии повторить упражнения на сглаживание регистров

  2. На следующем занятии продолжить освоение репертуара