МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»
План-конспект мастер-класса
Тема: Работа по «сглаживанию» регистров
для педагогов дополнительного образования
МО «Музыка»
Методист Хасанов Эльдар Зияд-Оглы
Кол-во участников: 15
Дата: 07.04.2015
Время:14.00-16.00
Место: ДДТ «Созвездие»
ЦЕЛЬ: Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение.
ЗАДАЧИ:
Обучающая:
- Добиваться активной естественности через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов
- закрепить результат освоения предложенных упражнений
Развивающая:
- способствовать развитию отдельных групп мышц и всей мышечной
системы организма в целом;
- способствовать развитию творческих способностей воспитанников;
- развить исполнительские качества - артистизм и эмоциональность
Воспитательная:
-воспитывать активность, целеустремленность, настойчивость, упорство, выдержку;
-воспитать у воспитанников терпение, трудолюбие и волю;
-воспитать эстетический вкус;
-воспитать культуру общения с окружающими
ТИП ЗАНЯТИЯ: Комбинированный
МЕТОДЫ: объяснительно-иллюстративные с элементами диалога, творчества.
ФОРМА: групповая с элементами индивидуального подхода.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: педагогика сотрудничества, личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии
ОБОРУДОВАНИЕ: Зеркало; микрофон; звукоусиливающая аппаратура;
ВВЕДЕНИЕ
Большинство певцов во время пения используют излишние мускульные усилия. Контролируя свой голос при помощи внешних мышц, стесняется свободное колебание голосовых связок внутри гортани и изменяется взаиморасположение резонансных полостей вне ее. Результатом является неестественный и несбалансировнный звук. Только при расслабленной гортани голосовые связки могут легко взаимодействовать с потоком выдыхаемого воздуха, определяя высоту и интенсивность исходного звука. Расслабленное и стабильное положение гортани обеспечит звуку баланс низких, средних и высоких гармонических составляющих, как в хорошем музыкальном центре. В уроке будут использованы приемы техники пения в речевой позиции Сета Риггса, которая позволяет свободно и чисто петь во всем диапазоне. В уроке принимают участие солисты вокальной студии «Ас-Соль», Лауреаты и дипломанты Всероссийских фестивалей-конкурсов.
План урока:
Разминка
Работа над правильным вокальным формированием звука.
Работа над репертуаром.
Самоонализ
Ход урока:
Установление контакта с учащимися. Представление их.
Предложение : по - очереди пропеть упражнения. Вначале - подготовка к пению (всем одновременно).
1. Разминка:
Разогрев вокального аппарата:
-снятие напряжения с внутренних и внешних мышц (повороты головы с одновременным вдохом или выдохом, счет на четыре);
-смачивание и размягчение голосовых связок («Шпага», «Бежит лошадка», « Дразнящаяся обезьянка»);
-дыхательные упражнения «Насос и мяч»;
2. Работа над правильным вокальным формированием звука:
-пение на одном звуке ( уоаэи);
М.р.- Петь на одной ноте одну гласную сначала forte, затем piano. Внимание - на ровности и качестве звука, на контроле за подачей дыхания. Дыхание подается ровно, активно, без толчков - legato. Контролировать правильное положение корпуса при пении, следить за развернутой грудью, свободной гортанью.
Пение на одной ноте слогов: "ма, мэ, ми, мо, му". Неторопливый темп. Первый звук "м" произносится способом мычания), а затем последующий гласный звук (в верхние зубы) с тем же объемом и округлостью. Следите за естественностью рта, свободой гортани, проточностью дыхания. Упражнение помогает ощутить опору, "выдвигает вперед" звук.
-Упражнения для развития координации голоса и расслабления мышц лица и горла ( пассаж губами, трель языком – арпеджио);
М.р. – Расслабить губы, все мышцы лица и горла. Позволить губам вибрировать как можно более свободно и равномерно. Чем медленнее будет скорость вибрации губ, тем лучше. При переходе к головному голосу важно следить за тем, чтобы звук был связанным.
-Упражнения для нижней части гортани на слоги нэй, ку, ги, мам;
М.р.-Выполняя упражнение, сделайте голос немного «плаксивым», это слегка опускает гортань, активизируя расположенные под ней мышцы, и включая мышцы, лежащие над ней.
- Упражнение на чередование легато и стаккато ми-ё, ре – фа, ди-да-до;
-Упражнение на ощущение диафрагмы в сочетании согласных с гласными звуками (гмэ);
-Упражнение на соединение грудного голоса с головным и наоборот (уви);
М.р.-Снижать звук аккуратно, начиная с фальцета и переходя к грудному голосу.
-Упражнения дикционные (Мы перебегали берега);
М.р.- Прекрасный педагог начала 20 века М.Гарсиа так говорит о постановке голоса: "Когда певец умеет заставить работать каждый орган в свойственной ему области, не мешая работе других органов, то голос как бы питает все части исполнения и соединяет различные детали мелодии в один полный и непрерывный ансамбль, который и составляет широту пения. Если же наоборот, один из механизмов выполняет свои функции плохо: если грудь толкает или бросает дыхание, если голосовая щель работает недостаточно твердо и точно, то голос прерывается и слабеет после каждого слога".
Контроль над координацией всех сложных процессов при постановке голоса осуществляется мышечными, резонаторными ощущениями и слухом. Поэтому так важно научиться быть внимательным во время занятий. Надо слушать себя и ухом, и всем телом (мышцами).
А теперь несколько высказываний различных педагогов относительно артикуляции и дикции.
"Слишком большое раздвижение челюстей в результате сжимает глотку и, следовательно, заглушает вибрацию голоса, отнимая у голосового аппарата его резонирующий свод".
"Если зубы чрезмерно сближены, голос получает горловой оттенок. Если слишком выдвигают губы в форме воронки, то получаются только тяжелые и как бы лающие звуки".
"Если открывают рот овально (как рыба) - это положение имеет то неудобство, что оно глушит голос, ассимилирует гласные, мешает артикуляции и, наконец, придает лицу грубое и некрасивое выражение. Откройте рот в форме овального "О", но отделяя нижнюю челюсть от верхней, от которой она опускается вниз вследствие своей собственной тяжести. Углы рта при этом должны быть немного приподняты, это движение прижимает губы к зубам, придает рту приятную форму". (М.Гарсиа, Ж. Дюпре)
"Внимание певца должно быть направлено на поток и сцепление гласных между собой. Тем самым будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и четко, "спрессировать" их, но не "выстреливать", чтобы не принести ущерб потоку гласных, то есть звуковому потоку, не рвать кантилену, не делать пения скандированным.
"Рваная" дикция вредна не только в вокальном, но и в художественном отношении. Существует известный афоризм: "У хорошего певца хорошая дикция, у плохого певца и дикция плохая". Это указывает на тесную связь дикции с правильным голосообразованием". (Н.Малышева)
К.С.Станиславский воспринимал искусство речи, как искусство не менее сложное, чем искусство пения. Он часто говорил: "Хорошо сказанное слово - уже пение, а хорошо спетая фраза - уже речь".
3. Работа над репертуаром:
Исполнение песен в микрофон
«Буги –вуги для осьминога» Ж.Колмагоровой;
«Город мечты»К.Костин;
4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Подведение итогов:
1. Что нового вы сегодня узнали?
Ответ: Мы узнали, как правильно сглаживать регистры при звукоизвлечении
2. Какие упражнения мы сегодня повторили?
Ответ: Упражнения для развития координации голоса и расслабления мышц лица и горла ( пассаж губами, трель языком – арпеджио);
3. Что понравилось на сегодняшнем занятии:
Ответ: Работа над репертуаром, интересные упражнения
4.Продолжайте дома работать над изученным материалом, репертуар повторите и выучите наизусть. До свидания. Встречаемся по расписанию.
САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО ЗАНЯТИЯ И САМООЦЕНКА
В целом занятие прошло хорошо
На следующем занятии повторить упражнения на сглаживание регистров
На следующем занятии продолжить освоение репертуара