СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект на тему «Игровая народная кукла «Хороводница» в рамках проекта "Этнодеревня "Кологод": Путешествие за Солнцем"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кукла "Хороводница" - одна из немногих чисто игровых тряпичных кукол, на которых не возлагали обережных обязанностей. Это была обычная игрушка на палочке, которая при вращении весело крутилась. Делали обычно каждому ребенку по две куклы по одной в каждую руку. Играя с Хороводницами, нужно было крутить их в разные стороны одновременно - что являлось хорошей тренировкой для пальцев.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект на тему «Игровая народная кукла «Хороводница» в рамках проекта "Этнодеревня "Кологод": Путешествие за Солнцем"»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «ДРУЖБА»

(МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»)






План-конспект на тему «Игровая народная кукла «Хороводница»




Составила: Абдуллаева З.Г.,

педагог дополнительного

образования, руководитель

объединения «РукоТворушка»

Новый Уренгой 2020


План-конспект на тему: «Игровая народная кукла «Хороводница» »

Назначение:кукла-игрушка
Форма: занятие - практикум

Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная.

Цель: Познакомить с игровой народной куклой «Хороводницей»
Задачи:
Образовательная: познакомить с народной игровой куклой, научиться туго вязать узелки из ниток
Развивающая: развивать художественный вкус при выборе цветового решения, приобщить к народным традициям, через практическое изготовление куклы.
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, терпение, внимательность и аккуратность.
Оборудование: палочка-шпажка, несколько отрезков ситцевой или хлопковой ткани, клубочек красной шерстяной нитки, тонкие ленточки, синтепон, хлопковая веревочка, тесьма в качестве повойника.
Тип занятия: комбинированный.
Методы и приемы:

  • словесный (беседа, рассказ, ответы обучающихся);

  • наглядный (образец готовой куклы );

  • практический (выполнение работы)

  • исследовательский (умение самостоятельно распределять выбор действия, его способа, свобода творчества);

  • игровой

Методы: диалогический, алгоритмический.
Длительность занятия: 60 минут.
Ход занятия:

1. Организационно-подготовительный этап.

- приветствие;

 - проверка готовности обучающихся к занятию;

 - настрой обучащихся на работу.

2. Изучение нового материала.
Педагог:

История и смысловое значение куколки.

У наших предков были свои игрушки, и самыми распространёнными из них считаются тряпичные игровые куклы, отличающиеся от других своими уникальными особенностями. Главной тайной такой игрушки является то, что она находит себе место в судьбе каждого человека в любом возрасте.

Значение игровой тряпичной куклы - в игровой форме осуществить определённые элементы обучения каким-то навыкам, необходимым в течение всей последующей жизни.

Кукла «Хороводница» - одна из немногих чисто игровых тряпичных кукол, на которых не возлагали обережных обязанностей. Это была обычная игрушка на палочке, которая при вращении весело крутилась. Делали обычно каждому ребёнку сразу две куклы по одной в каждую руку. Играя с Хороводницами, нужно было крутить их в разные стороны одновременно - что являлось хорошей тренировкой для пальцев. Это нужно было для того, чтобы повзрослев, девочка могла уверенно браться за прядение и освоение нового вида рукоделия- это для нее проходило быстрее.

3. Практическая часть занятия

Повторение правил техники безопасности:

при работе с ножницами:

- хранить ножницы в футляре;

- на столе ножницы должны лежать лезвиями от себя;

- во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.

- передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.

при работе с иглами, булавками:

- хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.);

- не оставлять их на рабочем месте;

- ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот;

- не вкалывать их в одежду;

- перед работой и по ее завершении пересчитать иголки и булавки;


Педагог: Итак, приступим. Кукла Хороводница делается в точности, как нам уже известная кукла Колокольчик. Единственное отличие - это палочка, которая удерживает всю конструкцию. Чтобы кукла не слетала с палки, ее нужно использовать еще на этапе собирания узелка для головы. В остальном, смысл работы не меняется. Юбок у Хороводницы две, это для того, чтобы им легче было подниматься при вращении. Для юбок нужно выбрать лоскуты из легких тканей. Третий, верхний лоскут – это голова и руки, на голову одевают повойник и платок и косынку. Сильно не утяжеляйте куклу, она должна создавать ощущение легкости и воздушности. Ткани предпочтительно брать светлые, цветные, яркие, чтобы настроение поднималось, только глядя на Хороводниц.


1. Материалы для выполнения куклы « Хороводница»


2. На палочку наклеить маленький кусочек хлопковой верёвочки, чтобы ватка не скользила


  1. Сформировать из ваты на палочке шарик и завязать белой ниткой на три узелка, получилась головка.

  2. Взять нижнюю юбочку и расположить головку по центру. Завязать белую нитку тремя узелками вокруг головки.



5. Следующую юбочку также обвязать вокруг головки. Расправить складочки - получился сарафанчик у нашей куколки.


6. Взять кусочек белой ткани, посередине расположить головку и обвязать белой ниткой три узелка вокруг головки. Получилась рубашка.


Теперь необходимо сформировать ручки и сделать красной ниточкой на конце рукава два витка и три узелка. Концы нитей отрезаем ножницами.


Чтобы сформировать рукав, нужно подогнуть край ткани на конце, сложить пополам и края ткани с двух сторон сложить вовнутрь рукава. Обвязать красной ниткой.




Оформим нашу Хороводницу ленточками, для нарядности. Сразу три ленточки завяжем на палочку под юбочкой.


На головку наденем очелье из тесьмы и повяжем платочек, завязав его кончики в узелок сзади. Куколка готова к весёлому хороводу, сделаем ей пару. Теперь подружкам куколкам будет весело танцевать вместе.




4. Подведение итогов занятия.

- Получилось сделать куклу - хороводницу?

-Каково предназначение куклы - хороводницы?

- Что нового узнали на занятии?

- Чему научились на данном занятии?

- Достигли ли мы тех задач, которые поставили в начале занятия?

Научиться сделать куклу «хороводницу» не трудно, нужно проявить терпение и усидчивость.

5. Рефлексия: обучающимся выдаются кружочки, в них они должны нарисовать свое настроение, на обратной стороне написать + и – занятия.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!