– Как вы думаете, какие зоны встречаются в умеренном поясе? (В умеренном поясе встречается несколько зон: лесные и засушливые.) – Сегодня мы подробнее остановимся на лесной зоне. На доске появляется табличка: Леса умеренного пояса. – Отвечаем на второй вопрос. Что нам нужно выяснить? (Мы должны определить климатические особенности данной зоны.) Работа в учебнике. – Вспомните особенности климата в умеренном поясе, чем он отличается от климата холодного пояса? Дети обсуждают в группах и готовят краткое выступление. Далее происходит согласование версий с помощью учебника на с. 20. – Лесная зона очень обширна. По вашему мнению, одинаковы ли климатические условия северной части лесной зоны и южной её части? (На севере лесной зоны, ближе к тундре, не может быть теплее, чем в южных районах лесной зоны. Значит, и климатические условия, и обитатели экосистем разные.) – Как называется северная часть лесной зоны? Какие леса там преобладают? Дети высказывают свои версии, ответы проверяют в учебнике на с. 21. Работа в группах. – Вы много раз были в лесу, что вы там видели? Поработаем с плакатом «Леса умеренного пояса» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса). У вас на столе лежат карточки с изображением разных животных и растений. Выберите нужные картинки и составьте из них лес. Кого мы можем поселить на иллюстрацию лесов? Ребята приступают к работе. Каждая группа помещает свою работу на доске или можно сделать общую иллюстрацию работы класса: кто-то составляет растения, кто-то – животных и т.д. В результате у детей должны появиться вопросы: как это всё размещается? Кто из представленных живых существ выполняет роль «кормильцев», «мусорщиков», «едоков»? Далее работа проверяется с помощью текста учебника (с. 20–23). – Мы выяснили, что в умеренном поясе две лесные зоны: зона хвойных лесов – тайга и зона лиственных (смешанных, широколиственных) лесов. – Ребята, а на каких материках встречаются эти зоны? Каждая группа должна найти ответ на этот вопрос с помощью карты, выяснить, на каких материках присутствуют зоны хвойных и широколиственных лесов. – Давайте, ребята, разделим зоны и материки по командам. Далее происходит жеребьёвка: Зона хвойных лесов Евразии (тайга). Зона смешанных и широколиственных лесов Евразии. Зона хвойных лесов Северной Америки. Зона смешанных и широколиственных лесов Северной Америки. – Каждая команда должна отметить, какие животные встречаются на этих территориях, используя карты природных зон с изображёнными на них животными (с. 106–107, 110). Какие роли они выполняют в экосистеме? Что интересного вы заметили? Группы готовят выступление. – Зона хвойных лесов Евразии – тайга. Мы обнаружили, что здесь обитают лось, бурый медведь, волк, заяц-беляк, рысь, лиса, лесная куница, тетерев, соболь. Эти животные выполняют роль «едоков». Интересно то, что эта зона занимает больше места, чем зона широколиственных лесов. – В зоне широколиственных лесов в Евразии встречаются белки, лесные куницы, дикие кролики, заяц-беляк, тетерева, зубры, благородные олени. Эти животные выполняют роль «едоков». – В североамериканской тайге водятся бурый медведь и волк. Это «едоки». – В широколиственных лесах Северной Америки живут вилороги, еноты-полоскуны, виргинский опоссум. Интересно, что в одной и той же зоне живут разные животные. – Как вы думаете, лесная зона какого материка описывается в учебнике? (Мы думаем, что это Евразия.) – Ответили ли мы на вопросы? (Остался ещё третий вопрос, о том, как приспособились живые организмы к условиям окружающей среды.) – Давайте поделим зону поисков: Приспособления растений. Приспособления зверей. Приспособления птиц. Приспособление насекомых. Группы готовят сообщения. 1. Приспособления растений к холодному времени: – защита листьев и ствола у хвойных растений; – сбрасывание листьев на зиму, защита ствола. 2. Приспособление зверей: – зимняя спячка; – перемещения в более тёплые места; – запасы на зиму и усиленное питание осенью. 3. Приспособление птиц: – перемещения в более тёплые места; – запасы на зиму. 4. Приспособление насекомых: – зимняя спячка. – Давайте, ребята вернёмся к заданию, которое в начале урока вызвало у вас затруднение. 1. Назови явление. 2. Как объясняет текст суть данного явления? 3. Как объясняют данное явление законы природы? 4. Где происходят события? Покажи эту зону на карте. Заяц Коська безошибочно определял, когда к чему готовиться. Если на клёне зелёные листочки и поспела земляника, можно радоваться теплу и свою серую шубку погреть на солнышке. Если кленовые листья покраснели, скоро станет холодно и шубку придётся заменить на белую и тёплую. Очень ценил Коська помощь клёна, но всегда уговаривал дерево не торопиться сбрасывать свою листву. 1. Здесь описываются два приспособления к климату умеренного пояса. Первое касается лиственных деревьев, а второе – зверей, не впадающих в спячку. 2. Здесь заяц Коська связывает своё приспособление в основном с изменениями клёна. Как это происходит на самом деле, мы пока не знаем, нужно почитать. 3. Законы природы говорят о том, что любой живой организм научился приспосабливаться к климатическим условиям того места, где он проживает. В противном случае бы он умер. 4. События могут происходить в зоне широколиственных и смешанных лесов. Вот где они располагаются на карте. – Что мы делали? – Какое умение формировали? |