СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект окружающий мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 2 «А»

Раздел. Земля – наш общий дом.

Тема: Леса умеренного пояса.

Тип урока:

Цели:

– ознакомить детей с лесами умеренного пояса, их особенностями и обитателями;

– показать отличия хвойных и лиственных лесов;

– объяснить особенности сезонного климата;

– показать взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы леса, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.

Оборудование: карта природных зон (лучше всего с нанесёнными на неё животными и растениями), рисунки пейзажей лесов, гербарий лесных растений, муляжи грибов, плакат «Леса умеренного пояса» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса» и разрезные карточки растений и животных лесов к нему.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект окружающий мир»

Окружающий мир

Дата проведения: 14.02.2017г.

Класс: 2 «А»

Раздел. Земля – наш общий дом.

Тема: Леса умеренного пояса.

Тип урока:

Цели:

– ознакомить детей с лесами умеренного пояса, их особенностями и обитателями;

– показать отличия хвойных и лиственных лесов;

– объяснить особенности сезонного климата;

– показать взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы леса, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.

Оборудование: карта природных зон (лучше всего с нанесёнными на неё животными и растениями), рисунки пейзажей лесов, гербарий лесных растений, муляжи грибов, плакат «Леса умеренного пояса» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса» и разрезные карточки растений и животных лесов к нему.

Этапы

Ход урока

Формирование УУД


Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Беседа.

– Лена и Миша придумали игру. Они зачитывали отрывки из разных произведений, где описываются разные явления природы, и объясняли их с точки зрения законов природы, угадывали то место, где происходят события. Хотите ли вы поиграть в такую игру?

Дети получают конверты с описаниями. Обсуждают их по очереди внутри группы, далее идёт межгрупповое обсуждение.


1-я ситуация.

Наконец-то небо порозовело. Сначала из-за горизонта показалась тоненькая яркая полосочка. С каждой минутой она разрасталась и через некоторое время превратилась в величественный и неторопливый огненный диск. Только к вечеру он закончил свой путь по небу, укрывшись за небольшой горой посреди царства мхов и лишайников, заставляя небольшое стадо оленей позаботиться о ночлеге.

1. Назови явление.

2. Как объясняет текст суть данного явления?

3. Как объясняют данное явление законы природы?

4. Где происходят события? Покажи эту зону на карте.

(Мы считаем, что здесь описан восход Солнца. Наблюдателю Земли кажется, что это Солнце передвигается по небу. На самом деле Земля, вращаясь вокруг своей оси, является причиной смены дня и ночи. Здесь описывается зона тундр.)

Учитель вместе с детьми составляет план урока.



2-я ситуация.

Заяц Коська безошибочно определял, когда к чему готовиться. Если на клёне зелёные листочки и поспела земляника, можно радоваться теплу и свою серую шубку погреть на солнышке. Если кленовые листья покраснели, скоро станет холодно и шубку придётся заменить на белую и тёплую. Очень ценил Коська помощь клёна, но всегда уговаривал дерево не сбрасывать свою листву.


Ответы детей.

1. Мы решили, что здесь описывается процесс смены времён года.

2. Заяц Коська считает, что клён является причиной смены времён года.

3. На самом деле смена времён года происходит из-за того, что наша Земля обращается вокруг Солнца (а ось вращения наклонена – максимум). Тепло по поверхности Земли распределяется неравномерно. Различают три разных пояса освещённости. Умеренный пояс характеризуется ярко выраженными временами года.

4. Мы точно не можем обозначить зоны внутри умеренного пояса. Хотя заяц Коська живёт в лесу.

– Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

Педагог помещает на доске тему урока.

Природные зоны умеренного пояса.


– Составим план урока.

Учитель вместе с детьми планирует деятельность на уроке.

– Ребята, что нам предстоит сделать и что нам поможет в этом?

– Мы думаем, что нам нужно узнать:

1) как называются природные зоны умеренного пояса;

2) рассмотреть климатические особенности экосистем;

3) рассмотреть живые организмы разных «профессий» и узнать, как они сумели приспособиться к условиям окружающей среды.

В этом нам поможет карта и учебник.


– Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность.)

– Какие умения формировали?



Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


ΙΙ. Совместное открытие знаний.

– Как вы думаете, какие зоны встречаются в умеренном поясе? (В умеренном поясе встречается несколько зон: лесные и засушливые.)

– Сегодня мы подробнее остановимся на лесной зоне.

На доске появляется табличка:

Леса умеренного пояса.

– Отвечаем на второй вопрос. Что нам нужно выяснить? (Мы должны определить климатические особенности данной зоны.)


Работа в учебнике.

– Вспомните особенности климата в умеренном поясе, чем он отличается от климата холодного пояса?

Дети обсуждают в группах и готовят краткое выступление. Далее происходит согласование версий с помощью учебника на с. 20.

– Лесная зона очень обширна. По вашему мнению, одинаковы ли климатические условия северной части лесной зоны и южной её части? (На севере лесной зоны, ближе к тундре, не может быть теплее, чем в южных районах лесной зоны. Значит, и климатические условия, и обитатели экосистем разные.)

– Как называется северная часть лесной зоны? Какие леса там преобладают?

Дети высказывают свои версии, ответы проверяют в учебнике на с. 21.


Работа в группах.

– Вы много раз были в лесу, что вы там видели? Поработаем с плакатом «Леса умеренного пояса» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса). У вас на столе лежат карточки с изображением разных животных и растений. Выберите нужные картинки и составьте из них лес. Кого мы можем поселить на иллюстрацию лесов?

Ребята приступают к работе. Каждая группа помещает свою работу на доске или можно сделать общую иллюстрацию работы класса: кто-то составляет растения, кто-то – животных и т.д. В результате у детей должны появиться вопросы: как это всё размещается? Кто из представленных живых существ выполняет роль «кормильцев», «мусорщиков», «едоков»? Далее работа проверяется с помощью текста учебника (с. 20–23).

– Мы выяснили, что в умеренном поясе две лесные зоны: зона хвойных лесов – тайга и зона лиственных (смешанных, широколиственных) лесов.

– Ребята, а на каких материках встречаются эти зоны?

Каждая группа должна найти ответ на этот вопрос с помощью карты, выяснить, на каких материках присутствуют зоны хвойных и широколиственных лесов.

– Давайте, ребята, разделим зоны и материки по командам.

Далее происходит жеребьёвка:

  1. Зона хвойных лесов Евразии (тайга).

  2. Зона смешанных и широколиственных лесов Евразии.

  3. Зона хвойных лесов Северной Америки.

  4. Зона смешанных и широколиственных лесов Северной Америки.


– Каждая команда должна отметить, какие животные встречаются на этих территориях, используя карты природных зон с изображёнными на них животными (с. 106–107, 110). Какие роли они выполняют в экосистеме? Что интересного вы заметили?

Группы готовят выступление.


– Зона хвойных лесов Евразии – тайга. Мы обнаружили, что здесь обитают лось, бурый медведь, волк, заяц-беляк, рысь, лиса, лесная куница, тетерев, соболь. Эти животные выполняют роль «едоков». Интересно то, что эта зона занимает больше места, чем зона широколиственных лесов.

– В зоне широколиственных лесов в Евразии встречаются белки, лесные куницы, дикие кролики, заяц-беляк, тетерева, зубры, благородные олени. Эти животные выполняют роль «едоков».

– В североамериканской тайге водятся бурый медведь и волк. Это «едоки».

– В широколиственных лесах Северной Америки живут вилороги, еноты-полоскуны, виргинский опоссум. Интересно, что в одной и той же зоне живут разные животные.

– Как вы думаете, лесная зона какого материка описывается в учебнике? (Мы думаем, что это Евразия.)

– Ответили ли мы на вопросы? (Остался ещё третий вопрос, о том, как приспособились живые организмы к условиям окружающей среды.)

– Давайте поделим зону поисков:

  1. Приспособления растений.

  2. Приспособления зверей.

  3. Приспособления птиц.

  4. Приспособление насекомых.

Группы готовят сообщения.

1. Приспособления растений к холодному времени:

– защита листьев и ствола у хвойных растений;

– сбрасывание листьев на зиму, защита ствола.

2. Приспособление зверей:

– зимняя спячка;

– перемещения в более тёплые места;

– запасы на зиму и усиленное питание осенью.

3. Приспособление птиц:

– перемещения в более тёплые места;

– запасы на зиму.

4. Приспособление насекомых:

– зимняя спячка.

– Давайте, ребята вернёмся к заданию, которое в начале урока вызвало у вас затруднение.

1. Назови явление.

2. Как объясняет текст суть данного явления?

3. Как объясняют данное явление законы природы?

4. Где происходят события? Покажи эту зону на карте.


Заяц Коська безошибочно определял, когда к чему готовиться. Если на клёне зелёные листочки и поспела земляника, можно радоваться теплу и свою серую шубку погреть на солнышке. Если кленовые листья покраснели, скоро станет холодно и шубку придётся заменить на белую и тёплую. Очень ценил Коська помощь клёна, но всегда уговаривал дерево не торопиться сбрасывать свою листву.

1. Здесь описываются два приспособления к климату умеренного пояса. Первое касается лиственных деревьев, а второе – зверей, не впадающих в спячку.

2. Здесь заяц Коська связывает своё приспособление в основном с изменениями клёна. Как это происходит на самом деле, мы пока не знаем, нужно почитать.

3. Законы природы говорят о том, что любой живой организм научился приспосабливаться к климатическим условиям того места, где он проживает. В противном случае бы он умер.

4. События могут происходить в зоне широколиственных и смешанных лесов. Вот где они располагаются на карте.


– Что мы делали?

– Какое умение формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.



Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ΙΙΙ. Применение нового знания.

Работа в группах.

– Ребята, ответьте на вопросы. Как связаны данные животные и растения? Кто кому помогает? (Вопросы по рисункам на с. 20–21.)

Дети выполняют задания в группе, далее представляют его выполнение и проверяют его с помощью других групп.

Работа с Рабочей тетрадью.

По вариантам: 1-й вариант – задания 2 и 7; 2-й вариант – задания 5 и 6.

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты выполнил задание сам или были недочёты?

– Ты выполнил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Молодец! Ты не только правильно выполнил задание, но и объективно оценил свою работу.

Работа в учебнике.

– Найдите, пожалуйста, ответ на вопрос. Какие особенности климата благоприятны для жизни деревьев? Кто ещё помогает им? (Для жизни деревьев благоприятно то, что в умеренном поясе значительно теплее и продолжительнее лето. За это время на растениях успевают созревать плоды. Ещё важно, что и влаги для деревьев достаточно, и почва плодородная.)

Максимум.

– Дома придумайте по два вопроса от команды. Эти вопросы мы поместим на стенде и будем искать ответы. Ещё можно подобрать интересную информацию о жителях лесной зоны. На основании этой информации мы чуть позже проведём викторину «Удивительные леса и степи». Животные не только питаются листьями и плодами деревьев, не только устраивают свой дом с помощью этих растений, но и сами приносят огромную пользу деревьям, уничтожая вредителей и перемещая семена по лесу.)



ΙV. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Как узнали, что помогло?

– Где пригодятся знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

– Как работал ты?


V. Домашнее задание.

По усмотрению учителя.