План-конспект открытого урока по ОБЖ с учащимися 8 классов.
Учитель: Комар Инна Ивановна.
Тема урока: «Эвакуация населения. Особенности эвакуации. Размещение эвакуированного населения».
Цель урока: познакомить учащихся с организацией эвакуации населения в чрезвычайной ситуации техногенного характера.
Задачи урока:
Образовательные:
- дать определение понятию «эвакуация»; изучить классификации эвакуаций по различным признакам; выяснить, кто принимает решение по организации эвакуации; познакомиться с местами размещения населения во время эвакуации; узнать о подготовке каждого человека к эвакуации.
Развивающие:
- развивать интерес учащихся к познанию нового материала.
Воспитательные:
- воспитывать культуру безопасного поведения в условиях ЧС: бережное отношение к жизни и здоровью, уважение и заботу об окружающих людях.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы обучения: анализ ситуаций, беседа, рассказ, обучающий контроль.
Учебные вопросы:
1.Что такое эвакуация?
2.Ознакомиться с классификациями видов эвакуации,
3.Выяснить, кто принимает решение по организации эвакуации,
4.Узнать о подготовке каждого человека к эвакуации,
5.Познакомиться с местами размещения населения во время эвакуации.
План урока:
1.Организационный момент (1 мин)
2.Проверка домашнего задания (5 мин)
3.Актуализация знаний учащихся (4 мин)
4.Изложение темы и целей урока (2 мин)
5.Изучение и закрепление нового материала (25 мин)
7.Подведение итогов урока (2мин)
8.Домашнее задание (1мин)
Ход урока:
1.Организационный момент: проверка наличия учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
1.Что такое чрезвычайные ситуации техногенного характера? (это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии или опасного техногенного происшествия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушений условий жизнедеятельности.)
2.Какие специальные мероприятия включает в себя организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера? (оповещение (предупреждение) населения об угрозе возникновения и возникновении чрезвычайной ситуации; эвакуация людей из опасных зон и районов; инженерная, медицинская, радиационная и химическая защита и др.)
3.Что такое оповещение? (это своевременное доведение до населения сигналов опасности и необходимой информации об обстановке и порядке поведения в создавшихся условиях)
4.Приведите название сигнала, используемого органами Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций для привлечения внимания населения.
(Сигнал «Внимание всем!»)
5.Поясните, когда и как подается сигнал "Внимание всем"
(Сигнал передается перед передачей речевой информации, при помощи сирен, производственных гудков и другими звуковыми сигнальными средствами.)
6.Перечислите Ваши действия после того, как Вы услышали сигнал "Внимание всем".
(Необходимо включить радио или телевизор (местную программу), прослушать речевую информацию.)
3.Актуализация знаний учащихся.
Учитель:
-Какое второе мероприятие по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера существует?
Учащиеся: - Эвакуация населения.
Учитель:
-Давайте выясним. А что же такое эвакуация?
Учащиеся: - Эвакуация – это когда люди выходят или их вывозят из опасной зоны.
4. Изложение темы и целей урока.
5. Изучение и закрепление нового материала.
Учитель:
Эвакуация населения – это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуаций и его временное размещение в заранее подготовленных безопасных районах.
Количество людей, подлежащих перемещению в безопасную зону, определяется местными органами исполнительной власти с учётом рекомендаций органов ГОЧС (орган управления гражданской обороной и чрезвычайными ситуациями), которые исходят из конкретных условий обстановки, характера и масштабов чрезвычайной ситуации.
Эвакуация часто осуществляется в комплексе с другими мероприятиями:
1.укрытием людей в защитных сооружениях;
2.использованием средств индивидуальной защиты;
3.проведением медицинской профилактики и противорадиационных, противопожарных и инженерных работ.
Особенности организации и проведения эвакуации определяются источником возникновения чрезвычайной ситуации, поражающими факторами, численностью эвакуируемого населения, временем и срочностью выполнения эвакуационных мероприятий.
(Ответили на 1 пункт плана)
( Чтобы ответить на второй пункт плана, Ученикам раздаются листки бумаги с признаками, по которым делится эвакуация. Ученики находят необходимый материал в учебнике и оформляют каждый на своём листке бумаги.)
- Какую информацию мы с вами узнали? (отвечают ученики)
Виды эвакуации могут определяться по ряду признаков:
1.по видам опасности эвакуация может проводиться: - из зон химического и радиоактивного заражения (загрязнения); - из зон возможных сильных разрушений и катастрофического затопления.
2.по способам эвакуации она может проводиться различными видами транспорта, пешим порядком и комбинированным способом. При этом комбинированный способ позволяет осуществить эвакуацию из зон чрезвычайных ситуаций в более сжатые сроки. При комбинированном способе максимально возможное количество населения выводится пешим порядком с одновременным вывозом остальной его части, имеющимся в наличии транспортом. Транспортные средства при комбинированном способе эвакуации используются, прежде всего, для вывоза детских учреждений, больных, женщин с детьми до 10 лет, людей, проживающих в домах престарелых.
3.по удалённости безопасного района эвакуация может быть:
- локальной (в пределах города, населённого пункта, района);
- местной (в границах субъекта Республики, муниципального образования);
- региональной (в границах, которые объединяют несколько субъектов Республики);
- государственной (в пределах Республики).
4.по длительности проведения эвакуация может быть:
- временной, с возвращением на постоянное место жительства в течение нескольких суток;
- среднесрочной – до одного месяца;
- продолжительной – более одного месяца.
5.по времени начала проведения эвакуация может быть:
- упреждающей (заблаговременной);
- экстренной.
Упреждающая эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах. Основанием для проведения упреждающей эвакуации является краткосрочный прогноз возникновения техногенной аварии на период от нескольких десятков минут до нескольких суток.
В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов.
Экстренная эвакуация населения также может проводиться в случае нарушения нормальных условий жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение времени, необходимого для восстановления нормальных условий жизнеобеспечения людей, над временем, которое население может прожить при отсутствии этих условий без ущерба для жизни и здоровья.
Учитель : ( благодарит детей и продолжает…)
В зависимости от масштабов распространения чрезвычайной ситуации и характера опасности её последствий может проводиться общая эвакуация или частичная.
Общая эвакуация предполагает вывод (вывоз) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ и образовательных учреждений начального профессионального образования.
Эвакуация населения из зон чрезвычайной ситуации техногенного характера и его временное размещение в безопасных районах остаются одним из основных способов снижения масштабов людских потерь и размеров ущерба экономике страны.
-А кто же отвечает за проведение эвакуации?
1. Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации, а также подготовка пунктов временного размещения эвакуируемого населения и всестороннего обеспечения проведения эвакуации в городах и районах республиканского значения возлагается на руководителей органов местного самоуправления.
2.Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации работников организаций возлагается на руководителей организаций. 3.Организация планирования и проведение эвакуации органов государственной власти, методическое руководство подготовкой и выполнением эвакуационных мероприятий их подведомственных организаций возлагается на руководителей органов государственной власти.
Решение о проведении эвакуации принимают:
-на местном уровне соответствующие руководители органов местного самоуправления;
-на объектовом уровне соответствующие руководители организаций.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
« Учим сигналы бедствия»
1.Нужны продукты и вода - сидящая на корточках фигурка человека.
2.Требуется карта и компас – стоящая фигура человека, руки опущены вниз вдоль туловища.
3.Здесь можно совершить посадку – стоящая фигура человека, обе руки подняты вверх, разведены несколько в стороны.
4.Нужна радиостанция, питание к ней – стоящая фигура человека, руки опущены вниз и сложены крестообразно впереди туловища.
-Что же должен сделать каждый из нас, чтобы правильно эвакуироваться? ( Видео)
(Ученикам предлагается список мероприятий, по подготовке к эвакуации населения. Нужно выбрать из списка правильные мероприятия).
Тест:
Документы, деньги, ценности сложить в непромокаемый пакет. +
Взять чемодан с различной одеждой. -
Личные вещи, одежду и бельё для длительного пребывания в безопасной зоне сложить в рюкзак. +
Оставить открытыми окна, чтобы квартира проветривалась. -
Взять скоропортящиеся продукты и продукты, которые долго готовятся. -
Взять не портящиеся продукты и воду на 3 суток. +
Развесить сушиться бельё во дворе. -
Отключить электроприборы, электричество, газ, воду. +
Закрыть окна и двери. +
Надеть средства индивидуальной защиты. +
- Мы узнали об эвакуации, подготовились к ней. А куда же мы будем эвакуироваться?
(Учащиеся высказывают свои предположения.)
Учитель:
Размещение эвакуированного населения производится в безопасных районах до особого распоряжения в зависимости от обстановки.
Для кратковременного размещения предусматривается использование зданий и помещений общественных учреждений и заведений (клубов, пансионатов, домов отдыха, туристических баз).
В летнее время возможно кратковременное размещение эвакуированного населения в палаточных городках.
В случае если эвакуируемое население невозможно разместить в безопасных районах в пределах административно-территориальных границ города, района республиканского значения, временное размещение эвакуируемого населения может быть осуществлено в безопасных районах, расположенных на территории иных городов и районов.
Эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы за пределами административно-территориальных границ города, района республиканского значения, определяет Совет Министров Республики по представлению Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
6. Подведение итогов урока
Чтобы подвести итог нашей работы на уроке, мы должны с вами оформить плакат по эвакуации населения. Давайте разместим и прикрепим наши листочки к доске.
Мы достигли поставленных целей.
7. Домашнее задание.
Параграф 7.2 – изучить.
Выполнить задание в рубрике «Практикум» на стр.165.