СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План–конспект открытого урока по предмету «Ритмическое сольфеджио»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Затакт: одна восьмая, две восьмых, три восьмых в пройденных размерах»

Просмотр содержимого документа
«План–конспект открытого урока по предмету «Ритмическое сольфеджио»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Красноуфимская районная детская школа искусств»



План–конспект открытого урока по предмету «Ритмическое сольфеджио»

Преподаватель: Сафонова Ольга Ивановна.

Учащиеся: отделение «Хореография» - 3 класс

Дата проведения: 19.04.2018г

Продолжительность урока – 40 мин.

Форма проведения урока: групповая

Тип урока: комбинированный, изучение и первичное закрепление новых знаний.

Педагогические технологии: личностно-ориентированная, технология коллективной творческой деятельности.

Методы обучения: познавательный, практический, аудиовизуальный, словесный, наглядный.

Технологии:

- личностно-ориентированная;

- здоровьесберегающая;

- развивающая;

- технология коллективной творческой деятельности.

Оборудование: парты, доска, фортепиано, учебно-методическое пособие, нотные материалы.

Принципы обучения:

  • связи теории с практикой;

  • последовательности, систематичности;

  • доступности при необходимой степени трудности;

  • наглядности, разнообразия методов;

  • активности обучаемых;

Ожидаемые результаты:

  • высокий уровень усвоения нового материала;

  • воспроизведение ритмав разных ритмических упражнениях: хлопки на ритмослоги, исполнение ритма мелодии на шумовых инствументах, проговаривание ритма с тактированием доли;

  • умение услышать ритмв музыкальных произведениях.



Тема урока: «Затакт: одна восьмая, две восьмых, три восьмых в пройденных размерах»



Цель урока: развитие навыков определения на слух в затакте ритмических групп: одна восьмая, две восьмых, три восьмых в пройденных размерах.



Задачи урока:

  1. Выработать навыки воспроизведения ритма через двигательные, вокально-интонационные и слуховые упражнения.

  2. Осуществить коммуникативную связь учащихся посредством работы в паре, в группе.

  3. Закрепить теоретические знания учащихся.

  4. Развитие образного и творческого мышления.

Структура урока:



  1. Организационный момент

  2. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока

  3. Распевание, вокально-интонационные упражнения

  4. Объяснение темы, задания

  5. Физическая минутка

  6. Задания по теме

  7. Ритмический диктант

  8. Домашнее задание

  9. Подведение итогов урока, выставление оценок



Ход урока:



  1. Организационный момент

Проверка уч-ся по журналу, подготовка принадлежностей.

  1. Вступительное слово учителя.

Преподаватель: Здравствуйте дорогие ребята, сегодня наш урок будет несколько необычным. К нам пришли гости, и я думаю, мы с удовольствием покажем, как занимаемся на уроках ритмического сольфеджио, чему учимся и что уже знаем и умеем. Вы согласны?

Дети: отвечают.

Преподаватель: Замечательно! Сегодня точно не придется скучать, потому что нас с вами уже ждут новые знания и самые разные задания.

Но нужно сначала как следует подготовиться к выполнению заданий и, конечно, первым делом, распеться. Распевка нам уже знакома. Это наши любимые упражнения.

  1. Распевка.

Попевка - «Вот иду я вверх, вот иду я вниз» отрабатывает интонацию в направлении движения мелодии с использованием динамических оттенков крещендо и диминуэндо. Учитель исполняет упражнение на фортепиано, поднимая каждую следующую тональность на полтона. Дети поют сначала все вместе, затем по одному.

Попевка - «Я стою на месте, я шагаю вниз; я стою на месте, я шагаю вверх» исполняется с постепенным убыстрением темпа и активной артикуляцией слов, способствует разогреву певческого аппарата

  1. Объяснение темы, задания


«Затакт: одна восьмая, две восьмых, три восьмых в пройденных размерах»


Задание №1. Прослушайте фрагменты музыкальных произведений.

Прохлопайте пульс, выделяя сильную долю ударом ладонями по столу

(Приложение № 14 – Р.Шуман «Родная песня», 16 – Фролова «Зима»).

Вы обратили внимание, что каждая фраза начиналась не с сильной доли, а со слабой.

Такое начало мелодии называется затактом. Затакт – это неполный такт в начале мелодии. Если есть затакт, последний такт обязательно будет неполным.

Посмотрите, как ритмически может выглядеть затакт. (На доске рисую затакт: одна восьмая, две восьмых, три восьмых)

Задание № 2. Разучите и спойте с аккомпанементом педагога песню «Зима» (Приложение № 16).

Задание № 3. Запишите ритмическую основу стихов песни «Зима» (обратите внимание на затактовое начало каждой строки). Поставьте в начале первой строки размер 2/4 и расставьте такты:

Ля, си, до, до, си, си, ля, снег ложится на поля, На деревья, на дома. Это к нам пришла зима.

Задание № 4. Пойте песню «Зима» с аккомпанементом учителя и одновременно тактируйте на 2/4. Лучше начинать дирижировать с начала такта, а петь со слабой доли (с затакта).

  1. Физическая минутка

А на улице мороз, ну-ка, все взялись за нос. По коленкам постучали, головою покачали. По плечам похлопали и чуть-чуть потопали. Пополам скорей согнулись, и напоследок потянулись.

  1. Задания по теме

Задание № 5: Досочините песенку. Затакт должен состоять из двух восьмых нот:

Был скво - рец о - чень мил. Он скворчат сам кор-мил. Он их сам ле - тать у - чил.

Задание № 6: Расставьте тактовые черты в предложенной мелодии и спойте еѐ с дирижированием. (Детям даётся задание на листочках, где написана мелодия в размере ¾)

  1. Ритмический диктант

В размере 2/4, 8 тактов, затакт три восьмых.


  1. Домашнее задание

  1. Прочитайте стихотворение «Саночки» в предложенных ритмах в размерах 2/4 и 3/4. Выпишите до конца ритм каждой строки и расставьте тактовые черты:

CАНОЧКИ Как по снегу, по метели трое саночек летели. И шумят, и гремят, колокольчики звенят.

  1. Сочините к предложенной мелодии ритмическое остинато, равное одному такту в размере 3/4. Пойте мелодию, ритмическое сопровождение показывайте руками.



  1. Подведение итогов урока, выставление оценок