План-конспект открытого урока по русскому языку в 5 «в» классе МКОУ «Калининаульская СОШ имени Героя России М.М.Гайирханова» учителя русского языка и литературы
Динаевой С.А.
Тема: «Имя существительное».
Дата: 12.02.2019 г.
Цель урока: формировать представление о лексическом и грамматическом богатстве имени существительного.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация, путевые листы, раздаточный материал, тест.
Ход урока
1. Организационный момент
- Сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли гости. Поприветствуем гостей улыбкой. Садитесь, пожалуйста.
2. Актуализация знаний
- На слайде представлены слова. Найдите основание для классификации и распределите их на группы. Посовещайтесь.
Дом, Родина, хлеб, дорога, жизнь, дочь, мужество, школа, радость.
3.Целеполагание
- Сегодняшний урок я хочу начать с вопроса, ответ на него позволит вам определить тему урока: о какой героине нашего урока идет речь?
— Правильно, это имя существительное.
— С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Давайте попробуем сформулировать цели урока (ответ учащегося). Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.
4. Работа по теме.
-А чтобы вам не было скучно, я хочу предложить вам небольшое путешествие в сказочную страну Морфологию в гости к героине нашего урока. Чтобы не заблудиться, каждый из вас получит путевой лист, где будет выставлять себе баллы. Отправляемся в путь!
Путевой лист
Станция | Количество баллов |
«Опознавательная» | |
«Теоретическая » | |
«Морфологическая» | |
«Синтаксическая» | |
«Проверочная» | |
ИТОГ: | |
5. Работа над темой урока
1 станция - «Опознавательная»
-Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет)
-Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное отвечает на вопросы что? или кто? и обозначает предмет. Разве слова — доброта, милосердие, сострадание — это предметы? Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении.
2 станция - «Теоретическая» - Давайте поработаем с учебником. Откройте его на стр. 247, выполним упражнение №694 в группах (работа с лингвистическим текстом).
- Далее № 695. 1 группа- 1, 2, 7, 2 группа – 3, 4, 7, 3 группа – 5, 6, 7
Физкультминутка
- Игра на внимание “Хлопок – молчок” (игра проводится стоя). Девочки хлопают, если услышат имена существительные женского рода, а мальчики – мужского: кот, кошка, воробей, лиса, карась, окно, дятел, лопата, книга, гусь, гром, гвоздь, доктор, муха, платок.
3 станция - «Морфологическая»
- 1 группа -1 ряд. Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении?
Вода, корабль, ночь, меч, блюдечко, окно, рожь.
2 группа – 2 ряд – распределите имена существительные на одушевленные и неодушевленные.
- 3 группа – 3 ряд. Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли?
4 станция - «Синтаксическая»
-Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.
Дерево поднялось выше дома. На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной. Сосна – это хвойное дерево. Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.
- Вывод: расскажите о синтаксической роли имени существительного.
-Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что узнали о существительном.
Конечная станция - «Проверочная»
Работа с таблицей «Наведи порядок»
- Существительные из известных сказок перепутались. Подберите к прилага-тельным нужные существительные.Запишите, правильно оформляя названия.
Имена прилагательные | Имена существительные |
Красная Синяя Белый Храбрый Голый Аленький | борода шапочка цветочек клык портняжка король |
6.Выставление оценок.
7.Рефлексия. Прием «Незаконченные предложения»
- Я отлично знаю…
- Мне нужно повторить…
8. Объяснение домашнего задания: Подготовить рассказ об имени существительном.