СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока по русскому языку. "Урок-КВН "Деепричастия. Причастия". 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по русскому языку. "Урок-КВН "Деепричастия. Причастия". 7 класс»

Обобщающий урок-КВН по темам: Причастие. Деепричастие.

7 класс

Учитель русского языка и литературы Халипаева З.А,

МБОУ СОШ № 58

Цели:

-- систематизировать знания и умения обучающихся по темам «Причастие. Деепричастие»;

 -- в игровой форме проверить имеющиеся знания и умения, выявить и восполнить пробелы в знаниях;

--  учить работать самостоятельно;

-- развивать чувство коллективизма, ответственности;

-- совершенствовать речь обучающихся, развивать орфографическую зоркость;

-- воспитывать умение конролировать свои эмоции.

Задачи:

--заинтересовать учеников необычной формой проведения урока;

--помочь каждому поверить в себя

Оборудование: карточки с заданием, эмблемы, красочно оформленная доска с высказываниями о русском языке:

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.  

М. Горький

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. - А. Куприн

"Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск…" (К. Г. Паустовский)

Предварительная подготовка: заранее учащиеся придумывают название команде, рисуют эмблему, готовят девиз; сочиняют текст с использованием причастий и деепричастий (50-100 слов)

Ход урока

Организационный момент.

Представление команды, демонстрация эмблемы и девиза, объяснение смысла названия.

Слово учителя: русский язык, на котором мы говорим, красив и богат. На нём говорит очень много людей. Сегодня будут соревноваться в знаниях родного языка три замечательные команды. А что означает слово КВН? Так давайте соответствовать этому званию.

1-й ученик:  Мы отвечаем дружно,

                      И здесь сомнений нет.

                      Сегодня будет дружба

                      Владычицей побед.

2-й ученик:  И пусть острей кипит борьба,

                      Сильней соревнование,                

                      Успех решает не судьба,

                      А только наши знания.

3-й ученик:  И, соревнуясь, вместе с вами

                      Мы останемся друзьями,

                      Пусть борьба кипит сильней

                      А наша дружба крепнет с ней.









Приветствие учителя.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас
на уроке присутствуют учителя нашей школы. Они
хотят посмотреть, чему вы научились на уроках
русского языка, как вы умеете работать, как
умеете общаться друг с другом.

Улыбнитесь друг другу, пусть урок пройдет
организованно, весело, с пользой. Удачи вам, новых
знаний!

Учитель: Мы с вами сегодня тоже отправимся на
поиски приключений, но уже как любители русского
языка, как люди, изучающие сложные и интересные
проблемы. Наше путешествие будет происходить в
Стране изученных материалов, и мы с вами
ненадолго вновь вернемся в детство, вспомним, как
мамы и бабушки читали вам сказки, а вы, затаив
дыхание, слушали их, боясь пропустить хотя бы
слово. Дело в том, что в ходе нашего путешествия
мы тоже будем рассказывать сказки, но не обычные,
а лингвистические, посвященные тем или иным
проблемам.

Учитель: Как вы думаете, какие задачи мы
поставим на сегодняшнем уроке?

Учитель: А сейчас, ребята, мы с вами послушаем
сказки. О чем говорится в сказках?

1. Жили-были причастие и деепричастие. Были они
родными братьями, любили и дорожили друг другом.
Причастия любили обитать в художественной
литературе, причастия же жили в справочниках,
учебниках и энциклопедиях. Только не любили их
школьники, никогда не пуская их в свои сочинения.
Братья обижались, делались маленькими и
невыразительными. И вот как – то раз решили они
проучить неразумных школьников и исчезли ото
всюду. Не смогли их найти ни в учебниках, ни в
книжках, они просто исчезли. Написали друзья
письмо к людям , где просили уважать их не
забывать. И люди согласились! Теперь у причастия
и деепричастия осталась лишь одна мечта – стать
самостоятельной частью речи.

2. В тронном зале его величества короля Глагола
стоял невообразимый шум.Кричали окончания глагола -ат(-ят) и -ут(-ют):

– Не дадим в обиду ближайших родственников!

– Нужно объявить войну Причастию!

– Что скажут уважаемые Спряжения, от которых
идет наш славный род!

Глагол еле успокоил расходившихся граждан.
Заикаясь от волнения, окончания рассказали о том,
что в вотчине Причастия творится неразбериха, а
страдают от нее близкие родственники и друзья –
суффиксы -ущ(-ющ) и -ащ(-ящ). Никто в
королевстве не может разобраться, где какой
суффикс писать.

Посовещавшись со своими советниками, король
Глагол вынес справедливое решение, которое
устроило всех. С гонцами его тут же отправили
Причастию для немедленного исполнения.

Перебираясь через бурный поток, разделяющий
границы, послы уронили королевский указ, и в нем
оказались размытыми некоторые слова. Вот что
прочитало Причастие:

“Указ его величества короля Глагола.

Повелеваю! В причастиях, образованных от
глаголов … спряжения и имеющих в 3-м лице
множественного числа окончания …, писать
суффикс -ущ(-ющ), а в причастиях,
образованных от глаголов … спряжения и имеющих в
3-м лице множественного числа окончания …, писать
суффикс -ащ(-ящ)”.

Задумалось Причастие… Не знает, как выполнить
королевский указ…

3.Все дети в той или иной мере повторяют своих
родителей. Деепричастие не исключение. Самая
близкая его родня – Глагол и Наречие. От Глагола
Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол,
Деепричастие способно управлять падежом
существительного, имеет ряд общих с ним
грамматических категорий (вид и возвратность), а
также сходный с глагольным вопрос (что делая?
что сделав?)
.

С Наречием Деепричастие роднит его способность
оставаться неизменяемым, что бы ни происходило
вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается на
вопросы Наречия (как? каким образом?), а в
предложении является, как и Наречие,
обстоятельством и обозначает цель, причину,
место, время, образ действия.

Но все дети, вырастая, стремятся к
самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же.

Я вполне самостоятельная часть речи! Требую
соответствующего отношения и места в системе
знаменательных частей речи! – громогласно
заявляет Деепричастие, шокируя общественность.

– Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм
наряду с Причастием! – настаивает Глагол. –
Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь!

Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела
языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И
свою неизменяемость оно ценит превыше всего…

Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема
самостоятельности и независимости…

4. Давно это было. Никто и не вспомнит сейчас,
почему частица Не стала враждовать с
Глаголом. Как ни старались другие части речи
примирить частицу Не с Глаголом, но ничего
у них не получалось. Не при всяком удобном
случае заявляла: “Не хочу! Не буду! Не пишите нас
вместе!”.

Смиряла свою гордость непримиримая частица
только тогда, когда Глагол без Не терял
свой смысл и не мог употребляться
самостоятельно. “Ненавижу! Негодую! Недоумеваю!
Мне от всего этого нездоровится, но и Глаголу
несдобровать!” – мрачно изрекала частица Не,
вынужденная стоять рядом с Глаголом.

Так и шло все из поколения в поколение.
Частица Не так не любит Глагол, что не
признает и его форму – Деепричастие, на
которое распространяется ее ненависть: так же,
как и с Глаголом, с Деепричастием Не
пишется раздельно и только в некоторых случаях
вынуждена терпеть неприятное соседство. Вот до
чего доводит фамильная ненависть!

5. Безобразие! Произвол! Это возмутительно! – с
такими криками, пыхтя и сопя, в тронный зал
вкатилось неуклюжее Деепричастие. – Наказать
бунтовщиков, повесив их на первом же суку!

Разъяренного правителя тщетно пытались
успокоить подданные. Что же довело его до такого
состояния?

Много лет назад Деепричастие издало приказ об
обособлении собственной персоны в любом
предложении, независимо от того, одно оно или в
окружении подданных, в начале, в середине или в
конце предложения оно находится. Приказ
правителя соблюдался безоговорочно.

И вдруг разведка сообщила, что в королевстве
есть бунтовщики, которые не подчинились приказу
Деепричастия. Прокрадываясь в предложение, они
не желали обособляться..

  Итак .  о чём эти сказки 

Ученики: О причастии и деепричастии.

Обучаемые записывают в тетради число, тему урока.

1. Разминка. Блиц – опрос теоретического материала.

(команды отвечают по очереди за каждый правильный ответ- 1 балл; всего 15)

-- Дать определение причастию как части речи.

-- Что такое деепричастие?

-- Что такое определяемое слово?

-- Чем выражено определяемое слово причастия?

-- Чем является определяемое слово деепричастия?

-- Что такое обособление?

-- Особенности обособления одиночных причастий.

-- Как обособляются одиночные деепричастия?

-- Рассказать об обособлении причастного оборота.

-- В чём особенности обособления деепричастного оборота?

-- Какой морфемы не бывает у деепричастия? Почему?

-- Каким членом предложения бывают краткие причастия?

--Признаки каких частей речи имеет причастие?

--Признаки каких частей речи имеет деепричастие?

-- Какова роль причастий и деепричастий в речи?


2. Проверка домашнего задания.

Проверка составленного дома текста с использованием причастий и деепричастий о родном крае.

Пока представитель одной команды читает текст, соперники должны на слух посчитать количество причастий и деепричастий в прослушанном тексте. Услышанные слова записываются в рабочие тетради двумя столбиками.

Обязательное условие: читать медленно, выразительно.(Каждое причастие или деепричастие – 1 балл)


3. Литературная правка.

Исправить ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами. Запись в тетради  трёх понравившихся исправленных предложений.

( За каждое правильно исправленное предложение – 2 балла)











Карточка № 1

1.Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне. 2.На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер. 3.Его разбудила беготня,  поднявшейся в доме. 4.На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома. 5.Прочитав книгу, она мне очень понравилась. 6.Выполняя это задание, не забудьте обратиться к словарю.



Карточка № 2

1.Ребята, увидящие красоты озёр Карелии, надолго запомнят их. 2.Витя подписал письмо своей учительнице: “Любимый и уважаемый ваш ученик В.Петров.”3. Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинкой. 4. Часто можно видеть картины, изображающих животных, птиц, людей.5. Замедляя ход, к станции подошел поезд. 6.Выйдя на балкон, кругом открылся чудесный вид.



  Карточка № 3

1.Подъезжая к деревне, собаки залаяли. 2. Я, взяв рюкзак, и надел кеды. 3. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. 4. Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию.  5. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.6. Прочитав книгу, она мне понравилась.



Карточка № 4

1 Замедляя ход к станции подошёл поезд . 2 Выйдя на балкон, кругом открылся чудесный вид. 3. Выполняя это задание, не забудьте обратиться к словарю.4. Его разбудила беготня , поднявшейся в доме.5. Он не замечал ни лесов, ни озёр, заросшие кувшинкой.6. Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал.    


4. Словарная работа. Н, НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Карточки индивидуально по количеству участников в команде. Ребята ответы представляют в виде таблицы, которую проверяют с помощью проверочного листа.



Карточка № 1.

Тушё…ое мясо, тушё…ое с овощами мясо, кваше…ая капуста, нагруже…ый вагон, сгущё…ое молоко, связа…ые бабушкой носки, волосы причёса…ы, спасё…ый от огня лес, придума…ые слова, задача реше…а.


Пример проверочного листа.

Н











НН













Карточка № 2.

Здание построе…о, женщина растеря…а, вещь це…а, гружё…ый вагон, решё…ая задача, жёва…ый хлеб, крчёва…ый лес, варё…ый горох, кова…ый сундук, организова…ая шефами.

Н











НН













Карточка № 3.

Волосы причёса…ы, материалы собра…ы, сдела…ая работа, продума…ые слова, разгада…ый рисунок, решё…ый пример, билет купле…, медле…ый поезд, ветре…ый день, построе…а изба.

Н











НН












Карточка № 4

Гружё…ый вагон, сдела…ая работа, тушё…ое с овощами мясо, задача реше...а, безветре…ая погода, вяза…ый свитер, варё...ое яйцо, девушка рассея...а, напуга…ый зверь, нарисова…ый портрет.

Н











НН













5. Физкультминутка.

Активизация внимания учащихся. Учитель называет слова: если услышали причастие – поднимите руку, если деепричастие – поднять обе руки , если другую часть речи – встаньте.

Смеясь, играя, пишущий, ученики списанный  не смея, дувшие, ветры.


6. Шутки- стихи про причастия и деепричестия.

Вы всё,конечно помните-
Как я стоял,ПРИБЛИЗИВШИСЬ к стене,
РАСТЕРЯННО ходили вы по комнате
И что-то горькое в лицо бросали мне..
-------------
Мы были ВЫСОКИ,РУСОВОЛОСЫ.
Вы в книгах прочитаете как миф
О людях,что ушли неДОЛЮБИВ,
НЕДОКУРИВ посленей папиосы.

...И медленно пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна....

Я часть речи не простая,

И меня не каждый знает.

У меня есть друг глагол,

И к нему я прикреплен,

Но при этом непременно

Запятыми окружен.

Сколько действий можно сразу

Просто взять и спрессовать!

Только нужно много знать.

"Прыгая, играем, пляшем;

Лежа, пишем и едим;

Напевая, что-то красим

И на корточках сидим".

Не глагол, а что-то вроде

Действую отчасти я,

Эксклюзив в каком-то роде.

Я – деепричастие.


7. Конкурс капитанов.

Синтаксический разбор предложений (на доске). 5 баллов


Солнце перед самым з…катом вышло из(за) серых туч(?) покрывающих небо и вдруг б…гряным светом осветило л…ловые тучи.


И…пугавшись кого(то) лицо бабушки дрогнуло нахмурилось и (тот)час засияло доброй пр…ветливой улы…кой.


Огромная с…бака  (в)друг залилась громким лаем но ра…познав спешные шаги знакомого ч…ловека усп…коилась.


Вы дольше сохр…ните среза...ые цветы добавив в воду (н..)много аспирина или н..сколько криста...ов лимо…ой кислоты


В это время команды выполняют грамматические разборы в тетрадях (задания пишутся на одну карточку, дети сами распределяют задания; заданий столько, сколько учеников в команде): за каждый правильный разбор – 2 балла


-- морфологический разбор причастия; в открытую дверь


--морфологический разбор деепричастия; вышел , хлопнув дверью


-- морфемный разбор причастий; приближающийся, расчищенной


--морфемный разбор деепричастий ; засмеявшись, покачиваясь


--разбор словосочетания с причастием; радоваться снежинкам, падающим с неба


--разбор словосочетания с деепричастием летишь, оторвавшись от земли,


8. Конкурс «Перестрелка»

Объяснение написание НЕ с причастием и деепричастием в предложениях (по очереди). Попутно объяснить, как понимают пословицы. Даётся время на обсуждение. Предложения перед всеми учащимися на доске. За каждое правильное предложение 1 балл

(Не)умеющий ходить портит дорогу, (не)умеющий говорить портит речь.

Для знающего мир светел, для (не)знающего – тёмен.

(Не)жданный урожай голову кружит.

(Не)сказанному слову сам хозяин, сказанное слово – общее достояние.

(Не)брани и (не)хвали того, кто (не)испытан тобой ни в деле, ни в пути.

(Не)знающий меры будет горевать и в богатстве.

(Не)зная броду, (не)суйся в воду.

(Не)убив медведя, шкуры (не)продают.

(Не) выноси сор из избы.


9. : Работа на карточке для капитанов

— определите, какую гласную в суффиксе следует
написать в причастии:

  1. паш…щий

  2. стро…щий

  3. кол…щий

  4. слыш…щий

  5. се..щий

  6. бре…щий

  7. та…щий

  8. вид…щий

  9. бор…щийся

  10. дыш…щий



Ответ запишите здесь:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10













Ответ проверьте по эталону (Слайд2)

У

Я

Ю

А

Ю

Ю

Ю

Я

Ю

А















10.Задания для болельшиков (
каждое слово – 1 балл)

Вариант I

  • (Не)видя, (не)доумевая, (не)зная, (не)чувствуя.

  • (Не)навидеть, (не)брать, (не)истовствовать,
    (не)домогать.

  • (Не)решенный, (не)навидевший, (не)сказавший,
    (не)покрыты.

Вариант II

  • (Не)слушая, (не)навидя, (не)решив, (не)имея.

  • (Не)истовствовавший, (не)доумевающий, (не)забыто,
    (не)ожиданный.

  • (Не)здоровится, (не)уважать, (не)был, (не)любить.

  • 11. Работа по карточкам в парах ( до 5 баллов за каждую карточку))

  • КАРТОЧКА №1.

  • 1. Читать

  • 2.бежать

  • 3.прискакать

  • 4.рисовать

  • 5.рисовать

  • Вопросы:1.Из какого глагола нельзя образовать действительное

  • причастие настоящего времени?

  • 2.Из какого глагола нельзя образовать действительное причастие

  • прошедшего времени?

  • 3. Из какого глагола нельзя образовать деепричастие

  • несовершенного вида?


Карточка №2.

1.-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-.

2. –а-,-я-.

3.-в-,-вши-,-ши-.

4.-ем-,-им-.

5.-енн-,-нн-,-т-,.

6.-ш-,-вш-.

Вопросы:1. При помощи каких морфем образуются страдательные

причастия прошедшего времени?

2. При помощи каких морфем образуются деепричастия

несовершенного вида?

3. При помощи каких морфем образуются качественные

прилагательные?

4. Укажите морфемы деепричастий совершенного вида?

5. Укажите морфемы действительных причастий настоящего

времени?



Карточка №3.

1.Наречие.

2.Деепричастие.

3. Местоимение.

4.Причастие.

5.Прилагательное.

6.Глагол.

Вопросы:1. Укажите часть речи, которая обозначает признак

предмета по действию?

2. . Укажите часть речи, которая обозначает добавочное действие к

основному глаголу?

3.Признаки каких частей речи заимствует причастие?

4.Признаки каких частей речи заимствует деепричастие?

5.Укажите часть речи, которая, образуя оборот, всегда выделяется

запятыми?


Итог урока

Подведение итогов игры. Поздравление победителей.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Написать небольшой отчёт о сегодняшнем уроке. Представьте, что вы корреспондент, который  посетил наше мероприятие.











Лист оценивания

пп

Название

конкурсов

Ком Грамотеи

Ком Знатоки

Ком Умники

Ком

Таланты

Кол баллов

1

Приветствие





5

2

Разминка





15

3

Дом задани






4

Литературн правка





6

5

Сл. работа






10

6

Конкурс капитанов





5

7

Разборы





12

8

Конкурс Перестрелка





9

9

Карточки капитанов





10

10

Карточки болельщ





24

11

Карточки

в парах





5


ИТОГО