План – конспект открытого урока
Русская народная сказка «Рукавичка».
Цели:
познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»;
обучать плавному выразительному чтению;
учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана, отвечать на вопросы по содержанию текста;
развивать память, речь, мышление.
Задачи:
учить отличать сказку от других произведений;
давать характеристику сказочным героям;
учить дополнять содержание текста.
определять главную мысль сказки;
отвечать на поставленные вопросы учеников и учителя;
развивать речь, мышление.
Межпредметные связи: Математика. Тема: «Сравнение». Окружающий мир « Животные России»
План урока.
Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
Занимайте все места,
Да послушайте меня:
II. Подготовительный этап
(Звучит аудиозапись русской народной песни “Светит месяц…”)
Учитель:
Приглашаю вас сегодня
В сказке доброй побывать.
Многое самим увидеть
И себя там показать.
Что за сказка ожидает
И меня и вас – друзья?
Эта тайна,
И без вас мне
Разгадать её нельзя!
Слушайте внимательно,
Это обязательно!
На уроке мы сегодня
Много что должны успеть:
Почитать, повеселиться,
Поиграть и потрудиться.
Артикуляционная гимнастика
А сейчас приведем в рабочее состояние органы речи.
Летела муха около уха Ж Ж Ж
Летела оса около носа С С С С
Ползла змея Ш Ш Ш
Скакала лошадка Цок Цок Цок
Рычал тигрёнок Р Р Р
Летел комар и звенел З З З
Речевая разминка
РИ – РУ – РЮ – РЯ – РЕ -
О-ПА-ДА-ЮТ ЛИС-ТЬЯ В СЕН-ТЯБ-РЕ
ГА – ГУ – ГЫ – КА – ГО – ЕСТЬ ИГРУШКИ У МАР-ГО
ВИЧ – РЫК – МАК – ТОК – БАК –
ЧИ-ТА-ЕМ МЫ НЕ ПРОСТО ТАК
АК – ОК – ИК – КА – УК –
НА ЛИСТ УСЕЛСЯ МАЙ- СКИЙ ЖУК
- Какие слоги в каждой строке были лишние? Почему вы так считаете? Постройте из лишних слогов слово. Что получилось? (Рукавичка)
- С какой сказкой мы сегодня познакомимся? (мы будем знакомиться со сказкой «Рукавичка»)
- Откройте учебник. Кто-нибудь из вас знаком с этой сказкой? Попробуйте определить, кто автор?
- Как догадались, что эта сказка русская народная? Какие сказки мы называем русскими -народными? Какие - авторскими? Какие ещё русские народные сказки вы знаете? Попробуйте предположить, о чём эта сказка?
-Посмотрите, как записан текст сказки. Что вы заметили? ( Есть запись диалога)
-Что такое диалог? Что бы это значило? ( Герои много разговаривают)
Проблемная ситуация
-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Внимательно послушайте их разговор .
(Две ученицы переодеты в костюмы лисичек.)
Разыгрывается проблемный диалог
1 лисичка: -Привет!
2 лисичка: - Привет! Как тебя зовут?
1 лисичка:- Меня зовут Лисичка-сестричка. А тебя как?
2 лисичка (удивлённо) - Как?! И меня зовут Лисичка-сестричка!
1 лисичка ( с возмущением): - Удивительно! А где ты живёшь?
2 лисичка: - Я живу в сказке Евгения Чарушина «Теремок». А ты где?
1 лисичка: - А я живу в сказке «Рукавичка»!
2 лисичка: (удивлённо) - Ничего не понимаю! Что же получается? Мы с тобой одинаковые героини разных сказок?!!! Тогда зачем эти сказки создатели учебника напечатали для первоклассников? (уходят)
- Как вы думаете, одинаковые ли сказки предлагают для изучения авторы учебника?
- Какие цели вы ставите перед собой? Какую работу вы должны провести, чтобы достичь поставленных целей?
(Прочитать сказку и сравнить её со сказкой «Теремок»)
-Что можно сравнить? (героев, события, чему учит сказка)
Подготовка к чтению.
- В сказке встретятся слова, которые я вам предлагаю прочитать.
По-пры-гуш-ка – попрыгушка
По-скре-буш-ка - поскребушка
По-бе-гай-чик – побегайчик
- Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.
-Прочитайте шёпотом, затем вполголоса.
Об-ро-нил
Спра-ши-ва-ет
Бре-дёт (спросить о значении этого слова)+ поработать с толковым словарём
Не по-вер-нуть-ся [ца]
Под-хо-дит
Ра-зор-вёт-ся [ца]
По-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца]
Бро-си-лись врас-сып-ну-ю (спросить о значении
б). Первичное знакомство со сказкой.
Читает учитель.
в). Проверка понимания прочитанного.
-Понравилась вам сказка? О ком она?
- Докажите, что это сказка?
- Назовите героев.
- С чего начинается сюжет?
-Кто первым поселился в рукавичке?
- Кто был последним?
- Пустили ли звери медведя в рукавичку?
- Кто испугал зверей?
(На партах лежат листы бумаги, разделённые на 2 части, и карточки (разные по размерам) со словами (героями сказок).
(1- я часть - сказка «Теремок», 2-я часть – сказка «Рукавичка»)
- Расположите персонажей сказок по порядку с помощью карточек.
(Работа выполняется в парах , 2 ученика выполняют на доске)
Сказка «Теремок» | Мышка Лягушка Заяц Лисичка |
Сказка «Рукавичка» | дед  мышка  лягушка  зайка  лисичка  волк  кабан  медведь |
Физкультминутка
(Учитель называет разных животных. Ребята приседают, если такие есть в сказке «Рукавичка» )
Корова, сорока, мышка, медведь, белка, лисичка, обезьяна, зайка, слон, синица ,лягушка, волк, воробей, кабан.
- Проверим, как ребята выполнили задание.
- В чём заключалось задание? Какая была цель?
- Тебе удалось достичь поставленной цели?
-Ты справился правильно или с ошибкой?
- Справился полностью сам или с чьей-то помощью? Оцени свою работу.
- Сравните свои результаты с тем, что получилось у ребят. Какой вы можете сделать вывод? (Герои сказки похожи, но отличаются количеством и кличками).
г). Повторное (выборочное) чтение сказки
Чтение сказки по цепочке
Работа в группе.
(У каждой группы на парте вырезанная из бумаги рукавичка и сказочные герои)
Цель: заселить рукавичку героями, соблюдая правильную последовательность
Итог урока
-С какой сказкой познакомились?
- Найдите среди списка пословиц ту, которая больше подходит к сказке.
Не учись разрушать, а учись строить.
Сила сломит всё, а ум – силу.
Жить – Родине служить.
Учение – свет, а неученье – тьма.
В тесноте, да не в обиде.
-Чему учит сказка «Рукавичка»?
7. Оценка деятельности
- Оцените свою работу на уроке.
- Если вам понравился наш урок, поднимите одну руку, если очень - две руки, а если вы ставите нашему уроку оценку «отлично» - похлопайте!
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо.
Беседа по – прочитанной сказке. Работа в паре.
- Давайте вспомним действующих лиц сказки и запишем их в порядке поселения героев сказки в домике-рукавичке.
мм
- Все герои поселились в рукавичке? (сверим с доской, кто лишний)
- Кто за кем появлялся в сказке?
- Кто был последним?
- Пустили ли звери в рукавичку медведя?
- Давайте дадим характеристику каждому животному.
-Ребята, так много героев и все они очень разные. Как же они могли ужиться в таком маленькой рукавичке?
(наверно, они уступали друг другу, помогали и пр.)
- Кто испугал зверей?
-Чему учит сказка «Рукавичка»? ( доброте, дружбе…)
-Что такое дружба?
В толковом словаре С.И. Ожегова говорится, что
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
6. Игра «Найди пару»
- Давайте подберём вторые части имён.
Мышка попрыгушка
Лягушка побегайчик
Зайчик серый бочок
Лисичка поскребушка
Волчок батюшка
Кабан Клыкан
Медведюшка сестричка
7. Физминутка
Мы летим, летим, летим.
В страну знаний прилетим.
Много знать мы все хотим и поэтому летим.
8. Сравнение сказок «Теремок» и «Рукавичка» (тетрадь стр.32)
- Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка»
_ Чем отличаются?
Название
Главные герои
Содержание сказки
Конец сказки
9. Работа с пословицами.
- Соберём пословицы и выберите пару.
- Выберем к какой сказке больше подходит каждая из пословиц.
_ Не учись разрушать, а учись строить.(т)
- Дружно не грузно, а врозь - хоть брось.(р)
- Сила сломит всё, а ум- силу.(т)
Дружба и братство – дороже богатства.(к обеим)
- Объясните смысл этих пословиц.
Чему можно поучиться у героев?
Дети:
- дружелюбию
-взаимовыручке
-умению уступать
-желанию помочь
- Какой урок мы вынесли из этой сказки?
- Сказка преподнесла нам хороший урок, живя среди людей , надо быть терпимым к ним, учиться уступать , договариваться друг с другом, уживаться в согласии.
10. Физминутка
11. Чтение сказки по ролям (8 человек)
12. Итог урока.
-С какой сказкой мы познакомились?
-Что понравилось на уроке?
13. Рефлексия. На экран проецируется:
- На уроке я узнал…
- Я запомнил …
- Мне понравилось…
- Похвалил бы себя за…
- После урока мне захотелось…
14. Домашняя работа.
- Попробовать придумать продолжение сказки с хорошим концом.