СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План – конспект открытого урока Русская народная сказка «Рукавичка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»;
  • обучать плавному выразительному чтению;
  • учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана, отвечать на вопросы по содержанию текста;
  • развивать память, речь, мышление.

     Задачи:

  • учить отличать сказку от других произведений;
  • давать характеристику сказочным героям;
  • учить дополнять содержание текста.
  • определять  главную   мысль  сказки;  
  • отвечать  на  поставленные  вопросы  учеников  и  учителя;
  • развивать  речь, мышление.

Просмотр содержимого документа
«План – конспект открытого урока Русская народная сказка «Рукавичка».»


План – конспект открытого урока

Русская народная сказка «Рукавичка».


Цели:

  • познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»;

  • обучать плавному выразительному чтению;

  • учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана, отвечать на вопросы по содержанию текста;

  • развивать память, речь, мышление.

Задачи:

  • учить отличать сказку от других произведений;

  • давать характеристику сказочным героям;

  • учить дополнять содержание текста.

  • определять  главную   мысль  сказки;  

  • отвечать  на  поставленные  вопросы  учеников  и  учителя;

  • развивать  речь, мышление.


Межпредметные связи: Математика. Тема: «Сравнение». Окружающий мир « Животные России»

План урока.

  1. Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
Занимайте все места, 
Да послушайте меня:

II. Подготовительный этап

(Звучит аудиозапись русской народной песни “Светит месяц…”)

Учитель:

Приглашаю вас сегодня
В сказке доброй побывать.
Многое самим увидеть
И себя там показать.
Что за сказка ожидает
И меня и вас – друзья?
Эта тайна, 
И без вас мне 
Разгадать её нельзя!
Слушайте внимательно, 
Это обязательно! 
На уроке мы сегодня
Много что должны успеть:
Почитать, повеселиться, 
Поиграть и потрудиться.

Артикуляционная гимнастика        

А сейчас приведем в рабочее состояние органы речи.

Летела муха около уха Ж Ж Ж

Летела оса около носа С С С С

Ползла змея Ш Ш Ш

Скакала лошадка Цок Цок Цок

Рычал тигрёнок Р Р Р

Летел комар и звенел З З З

Речевая  разминка  

  • РИ – РУ – РЮ – РЯ – РЕ  -                    

  •  О-ПА-ДА-ЮТ  ЛИС-ТЬЯ  В  СЕН-ТЯБ-РЕ

  • ГА – ГУ – ГЫ – КА – ГО –                      ЕСТЬ   ИГРУШКИ  У  МАР-ГО

  • ВИЧ – РЫК – МАК – ТОК – БАК –      

  •  ЧИ-ТА-ЕМ  МЫ  НЕ  ПРОСТО  ТАК

  • АК – ОК – ИК – КА – УК –                    

  •   НА  ЛИСТ  УСЕЛСЯ  МАЙ- СКИЙ  ЖУК

  • - Какие  слоги  в  каждой  строке  были  лишние? Почему вы  так  считаете? Постройте из  лишних  слогов  слово. Что получилось?  (Рукавичка)

  •  - С какой сказкой мы сегодня познакомимся? (мы  будем  знакомиться со сказкой «Рукавичка»)

  • - Откройте  учебник. Кто-нибудь из вас знаком  с этой  сказкой?  Попробуйте  определить,  кто  автор?

  • - Как  догадались, что  эта  сказка  русская народная? Какие  сказки  мы  называем русскими -народными?  Какие  - авторскими? Какие  ещё  русские народные  сказки  вы  знаете? Попробуйте  предположить, о чём  эта  сказка?

  • -Посмотрите,  как  записан  текст  сказки. Что вы заметили? (  Есть  запись  диалога)

  • -Что такое  диалог? Что  бы  это  значило? ( Герои  много   разговаривают)


  • Проблемная  ситуация  

  • -Ребята,  сегодня  к  нам на урок  пришли  гости. Внимательно  послушайте  их  разговор .    

  • (Две  ученицы  переодеты в  костюмы  лисичек.)

  • Разыгрывается  проблемный  диалог

  • 1 лисичка:  -Привет!

  • 2 лисичка: - Привет! Как тебя зовут?

  • 1 лисичка:- Меня  зовут Лисичка-сестричка. А тебя как?

  • 2 лисичка (удивлённо)  - Как?!  И меня зовут Лисичка-сестричка!

  • 1 лисичка  ( с возмущением):  - Удивительно! А где ты  живёшь?

  • 2 лисичка:  - Я  живу в сказке   Евгения  Чарушина «Теремок». А ты где?

  • 1 лисичка: - А  я живу  в  сказке  «Рукавичка»!

  • 2  лисичка:   (удивлённо) - Ничего  не  понимаю!  Что же получается? Мы с тобой  одинаковые   героини  разных  сказок?!!!  Тогда  зачем эти сказки  создатели  учебника  напечатали  для  первоклассников?    (уходят)

  •   - Как  вы  думаете, одинаковые  ли  сказки  предлагают  для  изучения  авторы  учебника?  

-  Какие  цели  вы  ставите перед  собой?  Какую  работу  вы  должны   провести,  чтобы   достичь  поставленных  целей?

 (Прочитать  сказку  и  сравнить её со  сказкой  «Теремок»)

  • -Что  можно    сравнить? (героев, события, чему  учит сказка)

  • Подготовка  к  чтению.

  • - В сказке  встретятся  слова, которые  я  вам  предлагаю  прочитать.

  • По-пры-гуш-ка – попрыгушка

  • По-скре-буш-ка -  поскребушка

  • По-бе-гай-чик – побегайчик

  • - Прочитайте  сначала по  слогам, затем  целыми  словами.

  •  -Прочитайте   шёпотом, затем  вполголоса.

  • Об-ро-нил

  • Спра-ши-ва-ет

  • Бре-дёт   (спросить о  значении этого  слова)+  поработать  с толковым  словарём

  • Не  по-вер-нуть-ся  [ца]

  • Под-хо-дит

  • Ра-зор-вёт-ся [ца]

  • По-ше-ве-ли-ва-ет-ся  [ца]

  • Бро-си-лись    врас-сып-ну-ю   (спросить о  значении

  • б).  Первичное  знакомство со  сказкой.

  • Читает  учитель.

  • в)Проверка  понимания  прочитанного.

  • -Понравилась вам  сказка?  О  ком  она?

  • -  Докажите, что это  сказка?

  • - Назовите  героев.

  • - С  чего  начинается   сюжет?

  •  -Кто  первым  поселился  в  рукавичке?

  • - Кто  был  последним?

  • - Пустили ли  звери  медведя  в  рукавичку?

  • - Кто  испугал  зверей?

  • (На  партах  лежат  листы  бумаги, разделённые на 2 части, и карточки (разные по размерам) со  словами  (героями сказок).

  •   (1- я часть -  сказка «Теремок»,   2-я часть – сказка «Рукавичка»)

  • -     Расположите  персонажей сказок  по  порядку  с помощью  карточек.  

  • (Работа выполняется   в  парах ,  2   ученика  выполняют  на доске)

Сказка  «Теремок»

Мышка

Лягушка

Заяц

Лисичка

Сказка  «Рукавичка»

 дед 

мышка         

лягушка   

зайка         

лисичка     

волк  

кабан    

медведь

 



Физкультминутка

(Учитель  называет разных  животных. Ребята приседают, если такие есть в сказке «Рукавичка» )

 Корова, сорока, мышка, медведь, белка, лисичка, обезьяна, зайка, слон, синица ,лягушка, волк, воробей, кабан.  



Проверим, как  ребята   выполнили  задание.

- В  чём  заключалось задание? Какая  была  цель?

- Тебе удалось достичь  поставленной  цели?

-Ты  справился  правильно  или  с  ошибкой?

- Справился  полностью  сам  или  с  чьей-то  помощью? Оцени  свою  работу.

- Сравните  свои  результаты с тем, что получилось  у  ребят.  Какой  вы  можете  сделать  вывод?  (Герои  сказки  похожи, но  отличаются  количеством и  кличками).

г).   Повторное  (выборочное)  чтение  сказки

Чтение сказки по цепочке

Работа в группе.

(У каждой группы на парте вырезанная из бумаги рукавичка и сказочные герои)

Цель: заселить рукавичку героями, соблюдая правильную последовательность

Итог урока

-С какой сказкой познакомились?

- Найдите  среди  списка  пословиц ту, которая  больше  подходит  к  сказке.

  1. Не  учись  разрушать, а  учись  строить.

  2. Сила  сломит  всё, а  ум – силу.

  3. Жить – Родине  служить.

  4. Учение – свет,  а неученье – тьма.

  5. В  тесноте, да не в обиде.

  6. -Чему  учит  сказка  «Рукавичка»?

  7.      7.  Оценка деятельности

  8. Оцените  свою  работу на уроке.

  9.  - Если вам понравился наш урок,  поднимите одну руку, если очень - две руки, а если вы   ставите нашему уроку  оценку «отлично» - похлопайте!  

  10. - Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо.





  1. Беседа по – прочитанной сказке. Работа в паре.

- Давайте вспомним действующих лиц сказки и запишем их в порядке поселения героев сказки в домике-рукавичке.

мм

- Все герои поселились в рукавичке? (сверим с доской, кто лишний)

- Кто за кем появлялся в сказке?

- Кто был последним?

- Пустили ли звери в рукавичку медведя?

- Давайте дадим характеристику каждому животному.

-Ребята, так много героев и все они очень разные. Как же они могли ужиться в таком маленькой рукавичке?

(наверно, они уступали друг другу, помогали и пр.)

- Кто испугал зверей?

-Чему учит сказка «Рукавичка»? ( доброте, дружбе…)

-Что такое дружба?

В толковом словаре С.И. Ожегова говорится, что

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

6. Игра «Найди пару»

- Давайте подберём вторые части имён.

Мышка попрыгушка

Лягушка побегайчик

Зайчик серый бочок

Лисичка поскребушка

Волчок батюшка

Кабан Клыкан

Медведюшка сестричка

7. Физминутка

Мы летим, летим, летим.

В страну знаний прилетим.

Много знать мы все хотим и поэтому летим.

8. Сравнение сказок «Теремок» и «Рукавичка» (тетрадь стр.32)

- Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка»

_ Чем отличаются?

Название

Главные герои

Содержание сказки

Конец сказки

9. Работа с пословицами.

- Соберём пословицы и выберите пару.

- Выберем к какой сказке больше подходит каждая из пословиц.

_ Не учись разрушать, а учись строить.(т)

- Дружно не грузно, а врозь - хоть брось.(р)

- Сила сломит всё, а ум- силу.(т)

Дружба и братство – дороже богатства.(к обеим)

- Объясните смысл этих пословиц.

Чему можно поучиться у героев?

Дети:

- дружелюбию

-взаимовыручке

-умению уступать

-желанию помочь

- Какой урок мы вынесли из этой сказки?

- Сказка преподнесла нам хороший урок, живя среди людей , надо быть терпимым к ним, учиться уступать , договариваться друг с другом, уживаться в согласии.

10. Физминутка

11. Чтение сказки по ролям (8 человек)


12. Итог урока.
-С какой сказкой мы познакомились?
-Что понравилось на уроке?

13. Рефлексия. На экран проецируется:
- На уроке я узнал…
- Я запомнил …
- Мне понравилось…
- Похвалил бы себя за…
- После урока мне захотелось…
14. Домашняя работа.

- Попробовать придумать продолжение сказки с хорошим концом.