Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Бускринская СОШ»
Дахадаевского района Республики Дагестан
План открытого урока
русского языка в 6 классе
«Имя числительное как часть речи»
Подготовил:
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Бускринская СОШ»
Салихов Магомед Нухкадиевич
2016 г.
Тема урока: «Имя числительное как часть речи»
Цели урока:
-дать понятие о числительном как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных;
-формировать умения находить в тексте числительные, развивать умения обобщать изученный материал, делая самостоятельные выводы, способствовать развитию культуры речи учащихся;
Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ
Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация урока,
карточки, учебник.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Проверка домашнего упражнения и замена тетрадей.
Тридцатое января
Классная работа
Слайд 1 Работа на доске. Морфологический разбор прилагательного и существительного.
Работа по карточкам.
Слайд 2 Словарная работа
количественный – кьадарла , лугIи чебиахъуси
порядковый – гьабгIергъидешла
будни – обычные рабочие дни
Актуализация ранее изученных знаний
- Мы уже изучили имя существительное и имя прилагательное. Вспомните, какой раздел русского языка изучает части речи?
(Части речи изучает раздел лингвистики - Морфология)
- На какие 2 группы делятся все части речи русского языка?
(На самостоятельные и служебные)
- Назовите самостоятельные части речи. (Имя сущ, имя прил, глагол, наречие, местоим., причастие, деепричастие, имя числительное)
- А теперь назовите служебные. (предлог, союз, частица)
- Сегодня мы начнем изучение другой части речи.
V. Целеполагание
- Ученик читает загадку. Новую тему урока определите сами, отгадав загадку:
Быстро предметы оно считает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы «Который? и Сколько?»
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается?
( ответ - имя числительное)
Слайд 3
-Запишите тему: Имя числительное как часть речи
Слайд 4
- На этом слайде вы видите , чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке.
знать: основные признаки имени числительного
уметь: классифицировать имена числительные по грамматическому значению и структурным особенностям
VI. Формирование новых знаний.
Слайд 5
- Известный писатель К.Г. Паустовский сказал о русском слове так: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом…» В русском языке есть слова , называющие числа .
Слайд 6
- Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка, с ними вы знакомились ещё в первом классе, узнавая цифру за цифрой.
-Перед вами числа разряда единиц, заменим их словами и запишем . Обратите внимание на написание безударных гласных в некоторых из них (подчёркивание на экране)
Слайд 7
- Что нужно сделать, чтобы определить, какой частью речи является слово?
- На какие признаки следует обращать внимание?
1.Значение слова
2.Вопросы, на которые отвечает слово
3.Морфологические признаки слова
4.Синтаксическая роль
- Слова первого десятка, с которыми мы работали, являются количественными именами числительными. Именно от этих чисел
Фактически и возникает всё многообразие числительных, позволяющих вести счёт.
- А хотите узнать, как появились числительные? Послушайте сказку - быль Кто подсчитает? Читает учащийся.
Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая.
А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? Разговор в конце собрания частей речи.
- Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал Председатель. – Существительное, подсчитайте количество голосов.
Кто-то крикнул: «Много», и Существительное подхватило:
- Много!
- Вы же не считали! Или вы не хотите считать?- возмущённо спросил Председатель.
- Уважаемый Председатель! – вступился Глагол. – Существительные не умеют считать по порядку, у него единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.
- Но кто же подсчитает нам голоса? – расстроился Председатель.
- Числительное!!! – хором выдохнул зал.
Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.
(В.Волина)
- А сейчас стихотворение об имени числительном.
- Прослушайте стихотворение. Запишите имена числительные, которые услышали. Какие это числительные?
Вместе с другом захотели
Мы однажды подсчитать:
Сколько дней у нас в неделе –
Три, четыре или пять?
Мы до вечера пыхтели,
Но найти ответ сумели,
И ответа нет верней:
Ровно семь в неделе дней.
(ответы детей: три, четыре, пять, семь - количественные)
- Это количественные числительные, которые обозначают количество предметов при счете и отвечают на вопрос: сколько?
Слайд 8
-Иногда нам необходимо назвать не количество предметов, а их порядок при счёте. Они так и называются – порядковые. На какой вопрос отвечают? (какой?)
-У какой части речи есть похожий вопрос? (у прилагательного)
-А как различать их? (У этих частей речи разные значения, прилагательные обозначают признак предмета, а числительные порядок при счёте, вопрос следует задавать Который по счёту?)
- Обратите внимание, как образовались порядковые числительные от количественных. Кроме «первый , второй» образовываются от соответствующих числительных.
- Вспомните морфологические признаки имени прилагательного. Назовите их.( род, число , падеж) Проверим наличие этих признаков у числительного. Начнём с падежа и выясним изменяются ли числительные по падежам.
Слайд 9
- Возьмём числительное «шесть» и просклоняем его.
Слайд 10
- Внимательно изучите надписи к рисункам и сделайте вывод о других грамматических признаках. (Порядковые числ. изм. по родам и числам, количественные не измен. по родам и числам, за исключением числит. «один» и «два». Числительное «один» измен. по родам и числам, а числит. «два» измен. только по родам, причём форма мужского рода и среднего совпадает.)
-Занесём эти данные в таблицу.
Слайд 11
- Поговорим о синтаксической роли имен числительных.
-Запишем в таблицу какими членами предложения могут быть количественные числительные и порядковые.
Физминутка
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на стульчик тихо сесть.
VII. Закрепление
Прочитаем новую тему по учебнику.
Слайд 12
- Посмотрите на таблицу и перечислите основные признаки имени числительного.
Слайд 13
- Ещё раз проработаем схему группы числительных. Приведите примеры.
Слайд 14
- Составьте небольшой рассказ о себе и своем классе, вставляя вместо точек имена числительные.
Меня зовут … . Мне … лет. Я учусь в … классе.
В нашем классе … человек: … девочек и …
мальчиков. Сегодня по расписанию у нас …
уроков. Сейчас заканчивается … урок.
VIII. Работа по электронному приложению
IX. Итоги урока
- С какой частью речи мы сегодня познакомились?
- На какие группы делятся все числительные?
- На какие вопросы отвечают?
X. Слайд 15 Домашнее задание
§ 39, упражнение 235.
XI. Слайд 16 Решение ребусов