СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе на тему «Имя числительное как часть речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе на тему «Имя числительное как часть речи»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Бускринская СОШ»

Дахадаевского района Республики Дагестан





План открытого урока

русского языка в 6 классе

«Имя числительное как часть речи»





Подготовил:

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Бускринская СОШ»

Салихов Магомед Нухкадиевич







2016 г.

Тема урока: «Имя числительное как часть речи»

Цели урока:

-дать понятие о числительном как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных;

-формировать умения находить в тексте числительные, развивать умения обобщать изученный материал, делая самостоятельные выводы, способствовать развитию культуры речи учащихся;

Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ


Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация урока,

карточки, учебник.


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  1. Проверка домашнего упражнения и замена тетрадей.

  2. Тридцатое января

Классная работа

  1. Слайд 1 Работа на доске. Морфологический разбор прилагательного и существительного.

  2. Работа по карточкам.



  1. Слайд 2 Словарная работа

количественный – кьадарла , лугIи чебиахъуси

порядковый – гьабгIергъидешла

будни – обычные рабочие дни



  1. Актуализация ранее изученных знаний

- Мы уже изучили имя существительное и имя прилагательное. Вспомните, какой раздел русского языка изучает части речи?

(Части речи изучает раздел лингвистики - Морфология)

- На какие 2 группы делятся все части речи русского языка?

(На самостоятельные и служебные)

- Назовите самостоятельные части речи. (Имя сущ, имя прил, глагол, наречие, местоим., причастие, деепричастие, имя числительное)

- А теперь назовите служебные. (предлог, союз, частица)

- Сегодня мы начнем изучение другой части речи.

V. Целеполагание

- Ученик читает загадку. Новую тему урока определите сами, отгадав загадку:

Быстро предметы оно считает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы «Который? и Сколько?»

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

( ответ - имя числительное)


Слайд 3

-Запишите тему: Имя числительное как часть речи

Слайд 4

- На этом слайде вы видите , чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке.

знать: основные признаки имени числительного

уметь: классифицировать имена числительные по грамматическому значению и структурным особенностям


VI. Формирование новых знаний.

Слайд 5

- Известный писатель К.Г. Паустовский сказал о русском слове так: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом…» В русском языке есть слова , называющие числа .



Слайд 6

- Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка, с ними вы знакомились ещё в первом классе, узнавая цифру за цифрой.

-Перед вами числа разряда единиц, заменим их словами и запишем . Обратите внимание на написание безударных гласных в некоторых из них (подчёркивание на экране)

Слайд 7

- Что нужно сделать, чтобы определить, какой частью речи является слово?

- На какие признаки следует обращать внимание?

1.Значение слова

2.Вопросы, на которые отвечает слово

3.Морфологические признаки слова

4.Синтаксическая роль

- Слова первого десятка, с которыми мы работали, являются количественными именами числительными. Именно от этих чисел

Фактически и возникает всё многообразие числительных, позволяющих вести счёт.

- А хотите узнать, как появились числительные? Послушайте сказку - быль Кто подсчитает? Читает учащийся.

Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая.

А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? Разговор в конце собрания частей речи.

- Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал Председатель. – Существительное, подсчитайте количество голосов.

Кто-то крикнул: «Много», и Существительное подхватило:

- Много!

- Вы же не считали! Или вы не хотите считать?- возмущённо спросил Председатель.

- Уважаемый Председатель! – вступился Глагол. – Существительные не умеют считать по порядку, у него единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.

- Но кто же подсчитает нам голоса? – расстроился Председатель.

- Числительное!!! – хором выдохнул зал.

Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.

(В.Волина)

- А сейчас стихотворение об имени числительном.

- Прослушайте стихотворение. Запишите имена числительные, которые услышали. Какие это числительные? 
Вместе с другом захотели 
Мы однажды подсчитать: 
Сколько дней у нас в неделе – 
Три, четыре или пять? 
Мы до вечера пыхтели, 
Но найти ответ сумели, 
И ответа нет верней: 
Ровно семь в неделе дней. 
(ответы детей: три, четыре, пять, семь - количественные)

- Это количественные числительные, которые обозначают количество предметов при счете и отвечают на вопрос: сколько?

Слайд 8

-Иногда нам необходимо назвать не количество предметов, а их порядок при счёте. Они так и называются – порядковые. На какой вопрос отвечают? (какой?)

-У какой части речи есть похожий вопрос? (у прилагательного)

-А как различать их? (У этих частей речи разные значения, прилагательные обозначают признак предмета, а числительные порядок при счёте, вопрос следует задавать Который по счёту?)

- Обратите внимание, как образовались порядковые числительные от количественных. Кроме «первый , второй» образовываются от соответствующих числительных.

- Вспомните морфологические признаки имени прилагательного. Назовите их.( род, число , падеж) Проверим наличие этих признаков у числительного. Начнём с падежа и выясним изменяются ли числительные по падежам.

Слайд 9

- Возьмём числительное «шесть» и просклоняем его.



Слайд 10

- Внимательно изучите надписи к рисункам и сделайте вывод о других грамматических признаках. (Порядковые числ. изм. по родам и числам, количественные не измен. по родам и числам, за исключением числит. «один» и «два». Числительное «один» измен. по родам и числам, а числит. «два» измен. только по родам, причём форма мужского рода и среднего совпадает.)

-Занесём эти данные в таблицу.


Слайд 11

- Поговорим о синтаксической роли имен числительных.


-Запишем в таблицу какими членами предложения могут быть количественные числительные и порядковые.


Физминутка

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка. 
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на стульчик тихо сесть.

VII. Закрепление

Прочитаем новую тему по учебнику.

Слайд 12

- Посмотрите на таблицу и перечислите основные признаки имени числительного.

Слайд 13

- Ещё раз проработаем схему группы числительных. Приведите примеры.

Слайд 14

- Составьте небольшой рассказ о себе и своем классе, вставляя вместо точек имена числительные.

Меня зовут … . Мне … лет. Я учусь в … классе.

В нашем классе … человек: … девочек и …

мальчиков. Сегодня по расписанию у нас …

уроков. Сейчас заканчивается … урок.



VIII. Работа по электронному приложению

IX. Итоги урока

- С какой частью речи мы сегодня познакомились?

- На какие группы делятся все числительные?

- На какие вопросы отвечают?

X. Слайд 15 Домашнее задание

§ 39, упражнение 235.


XI. Слайд 16 Решение ребусов