СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе Тема урока: «Владимир Дубровский и Маша Троекурова».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе Тема урока: «Владимир Дубровский и Маша Троекурова».»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кищинская МПГ им. Р. Исаева»


План-конспект открытого урока русского языка

в 6 классе




Тема урока:


«Владимир Дубровский и Маша Троекурова».






Составила:

Учитель русского языка и литературы и родного языка и литературы

Магомедова Ашура Магомедрасуловна







С. Кища 2021




Тип урока: комбинированный

Цель урока: помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах романа.

Задачи урока:

1) образовательные: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение, активизация познавательной деятельности.

2) воспитательные: воспитывать художественное чутьё, наблюдательность, умение составлять художественные характеристики по тексту произведения. Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову,

3) развивающие: развивать навыки анализа текста, умение находить нужные художественные детали для характеристики героя и создания и его портрета.

Оборудование: компьютер, проектор, видеозапись фрагмента фильма (сцена в беседке).


ХОД УРОКА


I. Организационный момент. Проверка присутствующих в классе. (1 мин.)


II. Проверка домашнего задания. (5 минуты)

- Мы продолжаем разговор о судьбах главных героев романа А.С. Пушкина «Дубровский». На прошлом уроке мы говорили о вопросах чести в произведении. На дом вам было задано подготовить письменный ответ на вопрос «Понимание чести и бесчестия героями романа». Давайте посмотрим, что же у вас получилось.


III. Мотивация учебной деятельности. (2 минуты)

На сегодняшнем уроке мы с вами попытаемся понять, какие чувства связывали героев нашего произведения Владимира Дубровского и Марию Троекурову, как эти чувства повлияли на их дальнейшую жизнь.

Для начала, ребята, давайте посмотрим с вами на доску и прочитаем эпиграф к нашему уроку. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока? (вывод о том, что речь пойдет о спасительной силе любви, которая помогает выжить в сложный ситуациях и сохранить свою честь)

Тема нашего урока: «Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой».

Ребята, а как вы понимаете значение слова любовь? Замечательно! Любовь – это прекрасное чувство, точное определение которому еще не смог дать никто. Но люди знают, что оно сильнее смерти, прекраснее жизни. Давайте мы с вами запишем значение этого слова по словарю Ожегова. 

Любовь - глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.

IV. Работа над темой урока

  1. Беседа с учениками (1мин.)

- Ребята, как вы думаете, что помешало совершить «кровавый подвиг» Владимиру Дубровскому? Любовь

- К кому же испытывал романтические чувства Дубровский? К Маше Троекуровой


  1. Работа с текстом (10 мин.)

- Избранница Дубровского – Маша Троекурова. Кто же такая Маша, которую полюбил Владимир? ГЛАВА VIII

Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирила Петровича, о которой сказали мы еще только несколько слов, есть героиня нашей повести. В эпоху, нами описываемую, ей было семнадцать лет, и красота ее была в полном цвете. Отец любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты. Она не имела подруг и выросла в уединении. Жены и дочери соседей редко езжали к Кирилу Петровичу, коего обыкновенные разговоры и увеселения требовали товарищества мужчин, а не присутствия дам. Редко наша красавица являлась посреди гостей, пирующих у Кирила Петровича. Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей XVIII века, была отдана в ее распоряжение. Отец ее, никогда не читавший ничего, кроме «Совершенной поварихи», не мог руководствовать ее в выборе книг, и Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах.

- А какие же чувства испытывала сама Маша к Дубровскому? Сейчас мы попытаемся с этим разобраться.

- В каком образе Маша впервые познакомилась с Дубровским? monsieur Дефорж

- Какое впечатление он на нее произвел?

- Какое событие изменило отношение Маши к учителю? Случай с медведем

«Несколько дней спустя после приезда учителя, Троекуров вспомнил о нем и вознамерился угостить его в медвежьей комнате: для сего, призвав его однажды утром, повел он его с собою темными коридорами; вдруг боковая дверь отворилась, двое слуг вталкивают в нее француза и запирают ее на ключ. Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошел на него... Француз не смутился, не побежал и ждал нападения. Медведь приближился, Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил. Медведь повалился. Всё сбежалось, двери отворились, Кирила Петрович вошел, изумленный развязкою своей шутки».

«Но случай сей произвел еще большее впечатление на Марью Кириловну. Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее».

- Какие качества характера проявил Дефорж, находясь в «медвежьей» комнате? (Решительность, мужество, хладнокровие, умение постоять за себя.)

- Зачем Дефорж назначает свидание Маше в саду? (Ему необходимо уйти, т. к. он отомстил Спицыну, отобрав у него деньги. Теперь ему важно объясниться с Машей.)


  1. Просмотр фрагмента из фильма 1936 года «Дубровский» (сцена в беседке) (2мин.)

  1. Беседа с учениками (13 мин.)

- Как вы думаете, что меняется в характере отношений Маши к Дубровскому? Зарождающее чувство её пугает, особенно теперь, когда она узнала, что Дефорж – это Дубровский.

- Почему Владимир решился на это признание?

- Как повлияла любовь к Маше на Владимира Дубровского?

Что означает обещание не отвергнуть преданности? Дубровский понимает, что Марья Кириловна не может стать его женой. Он хочет лишь служить ей и просит, чтобы она не отвергала его помощь. Такую любовь мы сейчас называем романтической, ту любовь, которую и ждала Маша.

- Почему Владимир отказался от мести? «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое чувство, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства». Любовь рождает в человеке самые лучшие чувства. Она, Маша, его любимая, одним своим существованием заставила Владимира отказаться от мести.

Но Троекуров отнял имение у Дубровских, в результате чего Андрей Гаврилович заболевает и вскоре умирает, Владимир становится разбойником. Как вы думаете, влюбившись в Машу, не предал ли Владимир память отца, отказавшись от мести? Как говорил Махатма Ганди (руководитель национально-освободительного движения Индии), отвергавшего насилие в любой форме: «Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают». Давайте запишем это в тетрадь.

Разве В. Дубровского можно назвать слабым? Нет. Поэтому и сам Дубровский называет свое желание мстить - безумием. Иными словами, любовь подводит его к христианской заповеди: не отвечай на зло злом, прощай врага своего, не убий. Дубровский сумел сделать самое главное: среди бед, которые ему пришлось пережить, он остался человеком чести.

И именно к нему обращается за помощью Маша, когда это стало необходимо. Что произошло в жизни Маши, после чего она вынуждена была прибегнуть к помощи Дубровского? Сватовство князя Верейского.

- Почему она обращается именно к Дубровскому? (Маша решается выйти замуж за Дубровского от отчаяния: «Главное было для неё: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для неё раем в сравнении со жребием, ей уготованным».)- Каким вы представляете себе князя Верейского?

- Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился её судьбой? Троекуров соглашается на этот брак. «Но прежде просил Кирила Петровича приехать к нему в гости с Марьей Кириловной - и гордый Троекуров обещался, ибо, взяв в уважение княжеское достоинство, две звезды и 3000 душ родового имения, он до некоторой степени почитал князя Верейского себе равным».

Но как бы Маша не плакала, не уговаривала своего отца, свадьба была неминуема. И вот настал день свадьбы.

- Ребята, представьте невесту перед свадьбой. Как она себя ведет? Радость, ожидание чуда

- А как вела себя Мария Кириловна в день свадьбы? Когда ее наряжали? Ей безразличен ее наряд. Она все еще надеется, что свадьба не состоится.

- Какой увидел свою невесту князь Верейский в церкви? Как он к этому отнесся и почему? Он был поражен бледностью невесты и странным видом. Он знал, какая она может быть веселая, знал, что она любит другого, но отказываться от красивой, молодой и богатой жены не желал, он нисколько не был тронут искренним признанием Марии Кириловны, и это выдает в нем человека черствого и бесчувственного.

- О чем Машенька могла в этот момент думать? Действительно, о чем может думать совсем юная девушка, когда ее выдают замуж против воли. И вот Машу везут к венцу, Владимира все нет. Даже стоя в церкви, она не теряет надежды…

Где же Дубровский? Так сильно ждала его и надеялась на свое спасение Мария Кириловна? Дубровский в это время со своими сообщниками спешил на выручку своей возлюбленной, но он опоздал.


  1. Чтение текста по ролям (7 мин.)

А сейчас, ребята, давайте найдем в тексте эпизод нападения на свадебную карету и прочитаем его по ролям. (Вдруг раздались крики погони, карета остановилась, толпа вооруженных людей окружила ее, и человек в полумаске, отворив дверцы со стороны, где сидела молодая княгиня, сказал ей: «Вы свободны, выходите». — «Что это значит, — закричал князь, — кто ты такой?..» — «Это Дубровский», — сказала княгиня. Князь, не теряя присутствия духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника. Княгиня вскрикнула и с ужасом закрыла лицо обеими руками. Дубровский был ранен в плечо, кровь показалась. Князь, не теряя ни минуты, вынул другой пистолет, но ему не дали времени выстрелить, дверцы растворились, и несколько сильных рук вытащили его из кареты и вырвали у него пистолет. Над ним засверкали ножи.

— Не трогать его! — закричал Дубровский, и мрачные его сообщники отступили.

— Вы свободны, — продолжал Дубровский, обращаясь к бледной княгине.

— Нет,— отвечала она. — Поздно — я обвенчана, я жена князя Верейского.

— Что вы говорите, — закричал с отчаяния Дубровский, — нет, вы не жена его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться...

— Я согласилась, я дала клятву, — возразила она с твердостию, — князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты... Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас.

Но Дубровский уже ее не слышал, боль раны и сильные волнения души лишили его силы. Он упал у колеса, разбойники окружили его. Он успел сказать им несколько слов, они посадили его верхом, двое из них его поддерживали, третий взял лошадь под уздцы, и все поехали в сторону, оставя карету посреди дороги, людей связанных, лошадей отпряженных, но не разграбя ничего и не пролив ни единой капли крови в отмщение за кровь своего атамана.)

И так, ребята, почему же Марья Кириловна отказывается бежать с Владимиром? Она дала клятву перед Богом о верности своему мужу и не отказывается изменить ему, хотя всем сердцем и душой любит Дубровского, не может предать того, кого назвала перед Богом своим мужем. А все дело в морали, в чувстве долга и ответственности, на которых Маша выросла и которые прочно впитала в себя. Честь и долг для нее дороже любви.

- Как вы думаете, почему Дубровский запрещает своим людям трогать князя? Как поступок Владимира его может охарактеризовать? Он сильно любит Марию Кириловну, но против ее воли он ничего не сделает и не смеет причинить зло не только ей, но и тем, с кем связана ее жизнь, даже если эти люди являются его врагами. В нем опять на первом месте благородство.


V. Рефлексия

-Какой же вывод можно сделать после всего сказанного?

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

- Что помешало счастью Владимира и Маши?


VI. Домашнее задание

Написать ответ на вопрос: «Кто виноват в том, что судьбы Владимира и Маши сложились столь трагически?»



5