ГБУДО ЦВР «Синяя птица»
ПЛАН- КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
для базового уровня- 2группы
по теме:
«Приобретение детьми знаний, умений и навыков ансамблевого пения и пения а капелло».
Руководителя т/о
«Волшебники двора»
Маренковой А.А.
г.Кировск
2019г.
ТЕМА: «Приобретение детьми знаний, умений и навыков ансамблевого пения и пения а капелло».
ЦЕЛЬ:
Образовательные:
- научить грамотно исполнять музыкальные произведения а капелло;
- научить приему, навыку цепного дыхания;
- умению сценического воплощения народной песни.
Развивающие:
- развитие слуха, музыкальной памяти и мышления;
Воспитательные:
- воспитание у детей, при работе в творческой атмосфере - доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
Учебное занятие мы сегодня организуем по следующей схеме:
- распевка (10 мин.);
- показ и разучивание нового музыкального материала (20 мин.);
- повторение ранее пройденного (10 мин.);
- анализ урока, (5 мин).
Тип: комбинированный;
Форма проведения – практическое занятие.
Форма занятия: групповое с элементами индивидуального.
Используемые методы:
- Словесный, устно-слуховой;
- Наглядный, устно-подражательный;
- Практический - метод формирования умений и навыков по применению знаний на практике;
Предварительная работа:
Формирование навыков двухголосного пения сложный и длительный процесс, в котором активное участие принимают как внешние факторы (обучение), так и внутренние (музыкальное развитие).
От их развития зависит темп, и характер образования навыков. Через обучение происходит необходимое воздействие на музыкальное развитие, которое в свою очередь стимулирует успешность освоения музыкального материала.
Прежде чем приступить к овладению навыков двухголосного пения была проведена предварительная работа (в прошлом году), где дети должны были овладеть в достаточной степени, ансамблевым унисоном на примере одноголосных произведений, потом в репертуар вводились произведения, в которых присутствовало небольшое расхождение голосов и подголосочная имитация.
Восприятие многоголосной музыки – явление сложное, и оно значительно отстает от восприятия одноголосной музыки. Дети с неразвитым гармоническим слухом относятся к многоголосной музыке двояко. Одним оно мешает услышать и правильно спеть песню, другие находят, что многоголосное звучание в аккомпанементе украшает мелодию и петь ее с сопровождением приятнее. Поэтому, распределение детей по партиям проводилось на основе уровня развития их способностей. Более способные дети направлялись ко второй партии.
1. Распевание, пение упражнений (сознательное понимание упражнений, на что ориентировано, какие элементы музыкального языка включены в упражнение).
«У» на 2 звука с воздухом (медленно) – главное сильная струя воздуха (упр. на дыхание).
«У», «Э» унисон, цепное дыхание, плавный вход в общий звуковой поток.
Скороговорка: веники, из-под топота (окончания)… «От топота копыт, пыль по полю летит», «Веники, веники да веники- помелики, да по печи валялися, да с печки оборвалися. Да кум Гаврила, я Гавриле говорила:- Веретено не точено, в бане веники не мочены».
«ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ» - высокая певческая позиция + тренировка мимики.
2. Работа над двухголосием.
СЛУШАЕМ «Калинка- малинка»
Раздаю слова, обращаю внимание детей на сознательное отношение к дыханию как к выразительному средству.
Овладение дыханием связано с осознанием музыкальной фразировки.
а) обратить внимание на исполнение последнего звука каждой отдельной фразы.
б) стремление достичь выразительности поможет поющим экономно расходовать дыхание.
в) обратить внимание на момент вдоха: быстрый, но вместе с тем не судорожный вдох обеспечит четкую работу всего дыхательного аппарата, а значит и образование «опертого» звука.
Навык «цепного »дыхания - главное выразительное средство, характерное для хороводных, лирических, протяжных народных песен.
«Калинка - малинка»
Направим внимание на выдержанные звуки:
….КаЛИнка – маЛИнка, каЛИнка моя, в саду Ягода, маЛИнка, маЛИнка моя…
В тексте расставляем цезуры в нужных местах, это помогает выполнению этой сложной задачи.
Хорошая дикция и артикуляция помогут в овладении наиболее важным качеством пения - широкой кантиленой.
Умение народных певцов нанизывать на бесконечный льющийся поток четкие и ясные слова - явление поразительное. Только естественная напевность наряду с четко произнесенными словами открывает путь к выразительности эмоциональной передачи глубоких чувств, заложенных в песне.
Правильное дыхание дает возможность певцу ровно и позиционно устойчиво исполнять различные гласные на всех участках диапазона голоса, а это значит одновременно работать над совершенствованием своего тембра.
Разбиваемся на 2 группы по партиям.
Сначала первая группа поёт со мной мелодию, а затем вторая со мной вторую партию.
Соединяем…
Народные песни с распевом - замечательная школа вокального мастерства. На гласных вырабатывается все лучшие качества голоса (тембр, сила, точность интонации, регистровая ровность) и техники.
3.Еще один навык - пение без сопровождения. Первое исполнение песни должно быть в умеренном темпе. Главное в нем - достижение напевного звука. Постепенно ускоряя темп, добиваемся необходимой напевности в быстром темпе.
При исполнении этого произведения требуется четкая дикция, артикуляция, твердое слове и уверенное чувство ритма.
ПОЕМ «Во поле береза стояла»
Это произведение позволяет развить первоначальные навыки двухголосного пения, а также помогает наладить координацию между слухом и голосом, выстроить точную интонацию. Поступенно выстроенная мелодия в куплетах в этом произведении, дает возможность детям слушать и слышать чистоту интонации и правильно выстраивать унисон, а в припеве сразу включаться второй партии. Также это способствует выработке у певцов представления фонической окраски звучания интервалов (терции). Подобный прием не только хорошо помогает прочувствовать фразировку, но и развить внутренний слух.
Говоря о вокальной работе нельзя не сказать о характере звуковедения. При исполнении этого произведения требуется собранный звук. Стремление к напевному, кантиленному звуковедению и слиянию голосов.
Напоминаю о цепном дыхании, сценическом движении, эмоциональной подаче.
Анализ урока: Мы сегодня научились грамотно исполнять музыкальные произведения а капелло;
- овладели навыком цепного дыхания;
- умению сценического воплощения народной песни.
Итак:
Становление любого вокально-хорового навыка связанно с решением многих чисто технических задач.
Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства.
Используемая литература:
1. В. Попов «Русская народная песня в детском хоре»- М.: Музыка, 1985- 80с., нот
2. Попов B.C. Многоголосие в хоре начальных классов. (Из опыта работы). - В кн. «Музыкальное воспитание в школе», вып. № 3. М.: «Музыка», 1964 г.
3. Алексеев В.А. "Русская народная песня в начальной школе". Научно - методическое пособие для средних и высших учебных заведений, учителей музыки и начальных классов. - Оса:"Росстани-на-Каме". 1994г