Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Калининаульская средняя общеобразовательная школа имени Героя России М. М. Гайирханова» Казбековского района Республики Дагестан План-конспект открытого занятия в 8 «б» классе МКОУ «Калининаульская СОШ имени Героя России М. М. Гайирханова» педагога дополнитель-ного образования Корголоевой Зумиры Абдулкаримовны. Тема: «Путешествие в мир музея и исследования». С. Калининаул 2018 г. |
План-конспект открытого занятия в 8 «б» классе МКОУ «Калининаульская СОШ имени Героя России М.М.Гайирханова» педагога дополнительного образования
Корголоевой Зумиры Абдулкаримовны.
Тема занятия: «Путешествие в мир музея и исследования».
Дата: 14.12.2018 год;
Цель: Ознакомление с основами исследовательской работы в школьном музее
Задачи:
1. Продолжение работы по ознакомление с основами музееведения.
2.Развитие способностей к творческой и поисково – исследовательской деятельности
3.Формирование чувства ответственности за сохранение наследия прошлого.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, презентация учителя и уч-ся.
Ход:
Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Сегодня у нас занятие-путешествие в мир музея.
1. Наши знания о музеях.
Люди много, много сотен лет назад начали собирать и хранить чем – то им дорогие и памятные предметы, вещи, картины и многое другое, то, что теперь мы называем историей. Давайте вспомним. Что мы уже знаем о музеях.
-Что означает слово «Музей»?
Слово ''музей'' происходит от греческого museion и латинского museum – храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музеи возникли в 15-16 вв.
-Что такое музей?
Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую или художественную ценность.
-Для чего нужны музеи? (дети отвечают).
Учитель. Действительно, музеи дают нам возможность увидеть своими глазами, как жили наши предки, понять, что их интересовало, и узнать много интересного.
-Какие бывают музеи? (художественные, исторические, естественнонаучные, технические, литературные, краеведческие)
-Как вы думаете, что бы ответили сами музеи на вопрос: «Что может храниться в ваших стенах?»
Варианты ответов. Одежда, домашняя утварь, машины, музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.
-Назовите самые крупные музеи мира и нашей страны.
Лувр (Франция), Эрмитаж (Россия), Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия), Русский музей (Россия), Третьяковская галерея (Россия)
2. Школьные музеи.
Учитель: Второй вопрос, который мы рассмотрим сегодня – это школьные музеи. Они выделяются в отдельную группу.
-Как выдумаете, чем отличается школьный музей от других музеев?
Школьные музеи являются негосударственными музеями, работающими на общественных началах, и выполняют те же функции, что и государственные.
Здесь так же хранятся подлинные материалы, собранные в экспозиции. Музей занимает отдельное помещение с необходимым оборудованием. Все, что собрано в музее называется «Музейными экспонатами».
-Музейные экспонаты - это предметы, выставленные на показ. Но это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени. Я хочу познакомить вас с нашим школьным музеем имени Героя России М. М. Гайирханова.
(Рассказ педагога о школьном музее имени Героя России М. М. Гайирханова сопровождается показом слайдов)
3. Музей и исследовательская работа.
Учитель. Мы с вами переходим к следующему вопросу.
Итак, предмет стал музейным экспонатом. Теперь начинается его музейная жизнь и, в первую очередь, его изучение. Чтобы понять, как это делается, давайте выполним небольшую творческую работу
1.Описание предмета. Творческая работа.
1.Название предмета – металлический наконечник стрелы.
2.Назначение - предмет оружия, который использовался для ведения охоты и войны.
3.Время создания и место бытования, связь с краем – Был создан еще в период появления металлических изделий в Дагестане. Применялся повсеместно на Руси и в Дагестане.
4. Материал – металл.
5. Техника изготовления – ручная работа.
6. Легенда: кому принадлежала, каким образом попала в музей, подарена или на временное хранение – Передан в школьный музей жителем села Калининаул Курамагомедовым А.М.
7. Авторская принадлежность – неизвестный мастер.
Учитель. А теперь самостоятельно опишите угольный утюг. (Разбор описания)
4. Исследовательская работа.
Учитель. Мы переходим к следующему этапу нашего занятия – исследовательскому.
-Как вы думаете, откуда нам известно о том, кто был первым председателем колхоза, о майчанах героях труда и ВОВ и многих других фактах?
Основными направлением работы школьного музея является поисково-исследовательская работа.
-Что же такое исследование? Исследование - это поиск истины, познание неизвестного.
-Я хочу рассказать о том, как выполняется поисково-исследовательская работа на примере своей работы. Исследовательская работа проводится в несколько этапов.
(рассказ сопровождается показом слайдов презентации о работе)
1 этап. Прежде чем начать исследование нужно выбрать тему. Выбрать тему не сложно, если знать, что тебя интересует в данный момент. В течение нескольких лет мы занимаемся изучением истории нашего села. Так как этот проект долгосрочный он должен пополняться новыми материалами.
2 этап. Затем выбираем проблему или гипотезу, над которой будем работать, цель и задачи.
3 этап. Сбор материалов. Нужно подумать: Что я об этом знаю? Просмотреть книги, спросить у других людей, познакомиться с материалами по данной теме.
4 этап. Основная часть работы (оформление).
5. Выводы о проделанной работе.
В поставленной гипотезе стоял вопрос: «Можно ли узнать сведения о первом поселении на территории нашего села?». Я пришла к выводу: так как село имеет давнюю историю и не найдены прямые улики того, что здесь было древнее поселение, скорее всего, точно узнать сведения о первом поселении не представляется возможным.
В результате таких поисково-исследовательских работ, по крупинкам нам удалось воссоздать историю нашего села.
5. Рефлексия занятия
Учитель. Вы находитесь на самой первой ступени приобщения к научным исследованиям.
Что же нового и интересного вы сегодня узнали для себя?
Какой этап занятия был наиболее интересен?
Что мне дало это занятие?
Понравилась ли вам такая форма проведения занятия?
Домашнее задание: К следующему занятию - подготовить историю любого, понравившегося вам экспоната (утюга, горшка, и т. д). Это необходимо для выполнения самостоятельного мини-исследования.
Педагог дополнительного
образования МКОУ «КСОШ»:_____________________/Корголоева З.А./