План-конспект по дисциплине
«Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя»
План-конспект родительского собрания
по теме:
«Положительные и отрицательные эмоции у ребенка»
Выполнила: обучающаяся группы 21-шк о/з
Альминас Катерина Владимировна
Тема собрания: Положительные и отрицательные эмоции у ребенка.
Задачи собрания:
1. Ознакомиться с самооценкой учеников класса.
2. Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся.
Форма проведения: семейный совет.
Вопросы для обсуждения:
- Положительные и отрицательные эмоции у ребенка
- Какие выражения необходимо использовать в общении с детьми
- Какие выражения следует убрать из своего лексикона в общении с ребенком
- Памятка для родителей
План проведения собрания (примерный)
I. Выявление темы родительского собрания.
II. Негативные эмоции у младших школьников.
III. Родительский тренинг.
IV. Рекомендации для родителей.
V. Домашнее задание для родителей.
VI. Анкетирование по данной теме
Ход собрания
I. Вступительное слово педагога
– Уважаемые мамы и папы! У нас сегодня родительское собрание, которое мы проводим в форме семейного совета. Семейный совет - собирается тогда когда дело не терпит отлагательств и требует всестороннего анализа. Прежде чем мы приступим к совету по нашей теме, предлагаю вашему вниманию одну запись. В записи вы услышите ответы детей на вопрос: «Какой я?». (Например, я – добрый, красивый, умный и т. д.)
После прослушивания записи родители отвечают на впрос: «Мотивы выбора ребенком прилагательных, обозначающих положительные и отрицательные качества». По желанию родители высказывают свое мнение и выслушивают мнение других родителей – происходит обмен мнениями.
– Сегодня мы поговорим о человеческих эмоциях. Мне бы хотелось обратить Ваше внимание на эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают здоровье ребенка. Это эмоции разрушения – гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания – боль, страх, обида. Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра.
II. Родительский тренинг.
- Для начала я хочу Вас попросить пройти небольшое анкетирование. И честно ответить на подготовленные вопросы. Анкетирование займет 10-15 минут. Некоторые Ваши ответы будем использовать в сегодняшней работе.
Учитель раздает листки с анкетой.
Анкета для родителей.
1. Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребенка? Как это вы делаете?
2. Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают?
3. Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведите примеры.
- Спасибо! Я теперь давайте ответим на несколько вопросов, которые нам также помогут в работе по нашей сегодняшней теме собрания.
Вопросы к родителям:
- Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, из жизни семьи или наблюдаемые ситуации, связанные с отрицательными и положительными эмоциями.
- Можете ли вы сказать, что в ответах ребят на записи, вы услышали отзвуки негативных эмоций? (По мнению психологов, положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, принимают, а отрицательные – при неудовлетворении потребностей).
- Как же формировать положительные эмоции? С чего лучше начинать?
Все ответы на вопросы внимательно выслушиваются.
- Перед Вами лежат листы бумаги. Запишите на них выражения, которые в вашей семье запрещены в общении с ребенком. Также необходимо записать рекомендуемые, желательные и применяемые выражения в вашей семье.
На основании предложенных родителями вариантов, подводим итог. При общении с детьми не следует употреблять такие, например, выражения:
Я сто раз тебе говорил тебе, что…
Сколько раз тебе надо повторять…
О чем ты только думаешь…
Так трудно запомнить, что…
Ты становишься невыносимым (можно другой пример).
Ты уже такой, как и …
Так, мне некогда…(или любая причина)
Почему тот-то такой, а ты нет (сравнение с кем-либо).
При общении с детьми желательно употреблять следующие выражения (пример):
Ты у меня самый хороший (умный, ласковый, красивый и тд).
Ты у меня молодец! Лучше всех на свете!
Я тебя очень люблю!
Как это у тебя получилось? Научи и меня!
Спасибо тебе. Я очень благодарна тебе.
Как хорошо, что ты мне помогаешь.
Вывод. Уважаемые родители постарайтесь как можно чаще использовать желательные выражения в общении с детьми.
III. Рекомендации родителям:
Рекомендации подобраны с психологической точки зрения и способствуют сближению родителей и детей. Дети начинают открываться родителям, родители для них становятся друзьями. Родители в свою очередь лучше понимают своих детей.
- Безусловно, принимайте своего ребенка таким, какой он есть.
- Активно слушайте его переживания, мнения.
- Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки. Принимайте в его досуге активное участие, не только по праздникам.
- Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу. Если ребенок не просит о помощи.
- Помогайте ребенку, когда он об этом просит.
- Поддерживайте и отмечайте его успехи.
- Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
- Разрешайте конфликты мирно. Разговор, из которого необходимо сделать выводы.
- Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
- Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.
IV. Домашнее задание родителям.
- Предлагаю Вам написать письмо для своего ребенка. Но Ваш ребенок прочтет это письмо на своем выпускном в школе. Какие пожелания Вы для него подготовите.