1. Организационный момент | Ребята, я хочу, чтобы этот урок был плодотворным, творческим, интересным, и чтобы принес новые знания и открытия. Повернитесь к своему соседу, улыбнитесь и пожелайте ему удачи. Проверим свое рабочее место. | Приветствие учителя. |
2. Объявление темы | Вспомните, над какой темой мы работаем в этой четверти? Вы узнали новое об искусстве театра. Давайте повторим. Какие виды театра вы знаете? Кто работает над спектаклем в театре? Сегодня мы продолжаем говорить о кукольном театре и начнём работать по подготовке спектакля. Посмотрите на этих кукол. | Художники и зрелище. Драматический театр, кукольный, оперы и балета, мюзикл… Режиссёр, актёры, художники. Рассматривают кукол-марионеток. |
4. Практическая часть Физкультминутка | Искусство кукольников очень старое – в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол. Кукла театральная – это действующее лицо любого кукольного спектакля, персонаж, созданный художниками специально для кукольной сцены. Театральные куклы бывают двух видов: верховые (находятся выше актера) и низовые (соответственно ниже – актер-кукольник управляет куклой сверху). Верховые – это перчаточные, тростевые, теневые куклы, низовые – это марионетки. Сегодня мы с вами познакомимся с куклами-марионетками. Марионетка (от итал. marionetta) – разновидность управляемой театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута. Появление марионетки принято относить к XVI веку. Слово «марионетка» происходит от названия средневековых кукол, изображавших Деву Марию и часто называвшихся уменьшительными вариантами имени Мария (фр. Marion, Mariotte, Mariolle). В Венеции, в частности, деревянные механические куклы появлялись в дни ежегодных церковных праздников. В старой литературе встречается утверждение, что название произошло от имени изобретателя – итальянца Мариони. Такая кукла, как правило, практически целиком состоит из ткани, но некоторые части делаются и из других материалов. Наиболее часто употребляемый материал – глина. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся веревки, продеваемые через отверстия так называемого «креста» (вага), посредством наклонений которого кукла выполняет человеческие движения. Такие куклы могут ходить, бегать, плясать и даже ползать в умелых руках кукловода. Но прежде мастер-кукольник должен создать такую куклу, которая сможет выполнять все эти движения. Сейчас я покажу вам этапы и приёмы выполнения куклы. У меня уже готовы все детали. Следите и запоминайте. 1 этап. Я беру трафарет под №1 и перевожу его на лист цветного картона, тоже самое делаю с трафаретом № 2 и №3, вырезаю детали и соединяю их между собой. Прорисовываю мордочки. 2 этап. На картонную трубку наклеиваю полоску цветной бумаги. Проделываю отверстия иглой по бокам и вставляю нити и завязываю на конце каждой узел, это будут ручки и ножки нашей куклы. 3 этап. Нити предназначенные для ног вдеваю в пластмассовые крышки с заранее проделанным отверстием, ноги готовы. 4 этап. К ваге мы крепим нити и соединяем их с куклой, так что бы две нити шли к ногам и две крепились к основе. Кукла – марионетка готова. Вспомним правила работы с ножницами. Правила работы с клеем. А сейчас мы с вами отдохнем. Ветер дует нам в лицо, (Махи руками на себя) Закачалось дерево. (Наклоны) Ветер тише, тише, тише, (Присесть) Деревцо все выше, выше. (Встать на носочки, потянуться) А теперь приступим к выполнению куклы-марионетки. | Слушают рассказ учителя. Просмотр этапов выполнения. Правила работы с ножницами. Не оставляй ножницы раскрытыми. Передавай ножницы кольцами вперёд. При работе не держи ножницы концами вверх. Не приближай пальцы левой руки к линии отреза. Правила безопасной работы с клеем. 1. При попадании клея на кожу или в глаза промойте их водой. При необходимости обратитесь к врачу. 2. После работы клей плотно закройте и уберите. 3. По окончании тщательно вымойте руки с мылом. Выполняют физкультминутку. Изготавливают куклу-марионетку. |
5. Рефлексия | А теперь давайте проверим свои работы и оценим их. Выходит первый ряд и представляет свои работы, затем второй и третий. Что мы с вами на уроке изготавливали? С какими материалами работали? Мы достигли нашей цели? Все молодцы. Всем спасибо, урок закончен. | Куклу-марионетку. С цветным картоном, ножницами, клеем, нитками. Да. |