СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал можно использовать для актуализации ранее изученного по теме

Просмотр содержимого документа
«План-конспект по теме "Имя прилагательное как часть речи"»

10


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Применение знаний и умений по теме «Имя прилагательное как часть речи», 5 класс

Цель:

-повторить сведения об имени прилагательном, полученные ранее;

Задачи:

-знать определение имени прилагательного, его морфемные и синтаксические признаки;

-уметь распознавать полные и краткие имена прилагательные; употреблять в речи;

-формировать навык грамотного письма

-формировать познавательный интерес к языку

Тип урока: урок повторения

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Необходимое техническое оборудование:

Традиционное: мел, доска, ручки, тетради,

Инновационное: интерактивная доска, компьютеры


ХОД УРОКА.

I. Организационно-подготовительный этап. (приветствие учителя)

II. Этап целеполагания


Слово учителя:

-Распределите слова по группам: существ., глаголы, нареч.

Какие слова не были распределены?

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи.

- Вы уже изучали эту замечательную часть речи в начальной школе

- Какие цели на уроке вы поставите для себя?

Что должны

Знать морфологические признаки прилагательного

Понимать как отличать прилагательное от слов других частей речи

Уметь определять части речи, морфологические признаки, употреблять в речи

Цель для учителя: способствовать формированию научных знаний, выступать в роли консультанта при необходимости


Каким может быть небо? (ясным, безоблачным, голубым)

А солнце? (ясным, ярким, жарким)

Какой мы можем назвать бабушку? (старенькой, доброй, седой)

А маму? (родной, ласковой, заботливой)

Какой части речи слова подобрали?

-Что обозначает прилагательное? Признак предмета

На какие вопросы отвечает? Какой? Чей?

1 задание

- При выполнении задания обратите внимание на морфологические признаки прилагательного и сделайте вывод: как изменяются прилагательные

Работаете в картах урока

1 задание Белоснежные облака бросают легкую тень на зеленую травку.

Время выполнения

Затруднения были? В чем?

2 задание потребует от вас умения правильно использовать в речи прилагательные. Выполнять задание будете в группе. Как раз-таки случай, когда одна голова хорошо, а две лучше

Время выполнения

Затруднения были? В чем?

3 задание. Работа в паре

Для самопроверки

Радужного молод

Скромную строен

Дорожную красив

Русые радостен

Белый

душистый

Из радужного шатра выходит Переяслав. Он молод и строен


Затруднения были? В чем?

4 задание

Для выполнения задания проведите исследование и сделайте соответствующие выводы


Затруднения были? В чем?

Рефлексия

Обратитесь к целям, которые вы поставили в начале урока, проанализируйте свою деятельность, сдайте карту урока, чтобы я могла спланировать следующий урок

Мир, в котором мы живем, удивительно разнообразен и красочен. Времена года неумолимой чредой сменяют друг друга и живописно раскрашивают нашу родную природу в необыкновенно красивые цвета и неповторимые оттенки. Русские художники, музыканты и писатели с любовью создавали свои творения о русской природе. У каждого вида искусства – свои возможности и средства создания образов. В литературе – это слово.

Ответьте на вопросы:

- Как вы понимаете главную мысль прочитанного текста?

- О каких видах искусства идет речь?

- Что является главным средством создания образов в литературе?


Тест.

1. Что такое имя прилагательное?

1) Слово.

2) Часть речи.

3) Часть предложения.

2. Имена прилагательные отвечают на вопросы...

1) кто? что?

2) какой? какая? какое? какие?

3) что делает? что сделает?

3. Какая часть речи обозначает признак предмета?

1) Имя существительное.

2) Имя прилагательное.

3) Глагол.

4. С какой частью речи связано имя прилагательное?

1) С именем существительным.

2) С глаголом.

3) С наречием.

5. Как изменяется имя прилагательное?

1) По родам.

2)По лицам

3) По числам.

4) По падежам.

6. Укажите имена прилагательные.

1) замечаешь 4) рукоятка 7) сказуемое

2) оранжевый5) великолепный 8) большинство

3) насекомое 6) подлежащее 9) смолистый


















Карта урока

«Имя прилагательное как часть речи»

1 задание.

Из набора слов составь предложение и запиши. При необходимости измени форму слова

Белоснежный, облака, бросать, легкий, тень, на, зеленый, травка




Как изменяются прилагательные? Запиши вывод




2 задание. Работайте группой

Вставьте вместо точек подходящие по смыслу прилагательные в нужной форме. Определите род, число, падеж прилагательных и существительных.
………………………….. осенью выпадает ………………….. снег. Земля словно нарядилась в ………………………………….. платье. Первый снег делает чудеса. Увидишь реку в это время и остановишься в изумлении. ………………………….. вода темнеет среди ……...........берегов. А как красив … ……………………………лес!


Слова для справок: поздний, первый, ослепительно-белый, синий, белый, лиственный )

Ответьте устно: что нужно было учитывать при выборе прилагательных?


3 задание. Работа в паре

Выпишите из данного ниже текста все прилагательные в два столбика:

Полные прилагательные краткие прилагательные



____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Из радужного шатра выходит Переяслав. Он молод и строен. Одет в скромную дорожную одежду; русые волосы кудрями рассыпались по плечам. Он очень красив и радостен. Белый душистый цветок приколот к его груди

- Какими членами предложения являются прилагательные в первых двух предложениях? Подчеркни

Осуществите самопроверку

4 задание

Для выполнения задания проведите исследование. Подсчитайте, сколько употреблено в тексте существительных, прилагательных, глаголов, наречий


Мир, в котором мы живем, удивительно разнообразен и красочен. Времена года неумолимой чредой сменяют друг друга и раскрашивают нашу родную природу в красивые цвета и неповторимые оттенки.

Прочитайте текст и сделайте вывод: слова каких частей речи употребляются чаще


Лингвисты установили, что части речи неравномерно употребляются в текстах. «Частотный словарь русского языка» под ред. Л. Н. Засориной даёт такую информацию о распределении частей речи по частоте их употребления:

Имя существительное 24,9%
Предлоги 11,5%
Союзы 7,6%
Глагол 15,9%
Имя прилагательное 8,3%
Имя числительное 1,1%
Местоимение 14,1%
Наречие 7,9%
Частицы 1%
Причастие 0,4%


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Рефлексия

Выполни тест, осуществи самопроверку


Тест.

1. Что такое имя прилагательное?

1) Слово.

2) Часть речи.

3) Часть предложения.

2. Имена прилагательные отвечают на вопросы...

1) кто? что?

2) какой? какая? какое? какие?

3) что делает? что сделает?

3. Какая часть речи обозначает признак предмета?

1) Имя существительное.

2) Имя прилагательное.

3) Глагол.

4. С какой частью речи связано имя прилагательное?

1) С именем существительным.

2) С глаголом.

3) С наречием.

5. Как изменяется имя прилагательное?

1) По родам.

2)По лицам

3) По числам.

4) По падежам.

6. Укажите имена прилагательные.

1) замечаешь 4) рукоятка 7) сказуемое

2) оранжевый 5) великолепный 8) большинство

3) насекомое 6) подлежащее 9) смолистый


Дай оценку своим знаниям, умениям, определи перспективу в своей работе

Фамилия:

Я знаю


Я понял все


Я умею


Нужно повторить


затрудняюсь