СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект по теме "РЫБЫ" , по предмету "Человек и мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-кконспект по теме Рыбы с презентацией.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект по теме "РЫБЫ" , по предмету "Человек и мир"»

Человек и мир

Тип урока – урок изучения нового материала

Тема: Рыбы

Цель: формирование конкретных представлений о рыбах как водных обитателях, их приспособлении к водному образу жизни.


Задачи: создавать условия для формирования у обучающихся представления о рыбах, как водных обитателях, их приспособлению к водной среде, формировать конкретные представления о рыбах, их многообразии, особенностях строения, передвижения; объяснять взаимосвязи, существующие между растениями и животными, способствовать осознанию учащихся роли рыб в природе и их значения для человека, необходимость поддерживать чистоту воды в водоёмах, развивать мышление, внимание, познавательный интерес к подводному миру; воспитывать желание сохранять чистоту воды в водоемах.



Оборудование: учебник, толковые словари, тетрадь, мультимедийное оборудование, наглядный материал, дидактический и раздаточный материал для работы в группах, карточки с дифференцированным заданием, сигнальные карточки.


Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Проверка домашнего задания

4. Сообщение темы и целей урока.

5. Закрепление изученного.

6. Подведение итогов урока.

7. Рефлексия.





Ход урока

1. Организационный момент

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

Я желаю вам сегодня на уроке успешной и плодотворной работы.

2. Актуализация знаний

Мы продолжаем работу по теме «Мир животных». К какой природе относятся животные? (к живой природе)

Назовите признаки живой природы? (Растут, дышат, питаются, развиваются, размножаются)

С каким классом животных мы уже познакомились? (Насекомые)

3. Проверка д/з.

А) Тест.

У каждого на столах лежит тест по теме «Насекомые». Проверим свои знания.

1. Как называют муравья?

п) санитаром леса;

г) санитаром водоёма;

ж) вредителем сада и огорода.

2. Найдите насекомых

а) лягушка;

ы) бабочка;

я) заяц.

3. Чем покрыто тело бабочки?

и) нежной кожей;

ы) мелкими чешуйками;

о) пушистыми волосками.

4. Чем насекомые отличаются от других животных?

б) имеют насечки;

р) имеют 6 ног;

ж) живут в воде.

5. Какую пользу приносят бабочки?

а) рыхлят почву;

к) опыляют растения;

о) очищают воздух.

Б) Взаимопроверка и взаимооценка.

Обменялись листочками. На доске ответы. Проверим друг друга.

(Буквы на доске п, ы, ы, б, р, к)

Поднимите руки те, кто выполнил без ошибок, кто с 1ошибкой, 2.

В) Подведение итога проверки д/з.

Молодцы!

4. Объявление темы и целей урока

Ребята, а чтобы узнать тему нашего урока, давайте поработаем с ответами теста. Найдите среди букв звуки, которые обозначают согласные глухие звуки. (п, к). Уберем их.

Посмотрите на оставшиеся буквы и догадайтесь, какая тема нашего урока. (Рыбы)

Тема урока: Рыбы

А девизом урока пусть станут слова: «Изучай и восхищайся, наблюдай и береги»

Как вы понимаете девиз нашего урока? Чем мы будем заниматься на уроке?

- Наблюдать и восхищаться, изучать разнообразный мир рыб, учиться бережно относится к родной природе.

Сегодня на уроке мы станем исследователями-ихтиологами.

- Ребята, а кто такие ихтиологи?

О правильном значении этого слова мы узнаем из толкового словаря…

Ихтиологи – учёные, которые занимаются изучением рыб.

Мы как исследователи на уроке познаем тайны загадочного подводного мира. А работать будем по плану.

План

1. Строение и среда обитания.

2. Чем рыбы отличаются от других животных.

3. Типы питания.

4. Охрана рыб.

Узнаем о строении рыб, об их среде обитания …

5. Объяснение нового материала

Посмотрев на глобус, можно увидеть, большую поверхность земного шара занимает вода. Подводный мир многообразен. В нем водятся и растения и животные. Значительную часть подводных обитателей составляют рыбы.

- Кто такие рыбы? (это животные, которые живут в воде)

- Как удивителен и многообразен мир рыб. Ученым и известно более 20 000 видов рыб.

- А каких рыб вы знаете. Давайте проверим. Назовите их.

(Карась, окунь, карп, лещ, щука, сом).

- Всех этих рыб называют речными. А мы как исследователи должны выяснить почему? (они водятся в реках и озёрах).

Вывод: По среде обитания их называют речными.

- Где еще могут обитать рыбы? (в морях и океанах). Как называют рыб, которые живут в морях и океанах. (морские). Может кто – то знает морских рыб?

(камбала, скумбрия, …).

- А еще есть рыбы, которые живут в домашних условиях. Как мы их называем? (аквариумные).

У многих из вас дома есть аквариумы с рыбками. Как и все домашние животные - рыбки тоже требуют ухода. Ведь не зря говориться: «Мы в ответе за тех, кого приучили!».

Вывод: на какие группы делятся рыбы по среде их обитания?

Вода – среда обитания рыб. Иногда и про человека говорят, что он чувствует себя как рыба в воде.

-Что же значит это выражение? «Школьный фразеологический словарь русского языка» Жукова В.П. и Жукова А.В. позволит нам это узнать.

Это значит совершенно свободно, вполне естественно и просто (чувствовать себя).

Давайте поиграем «Узнай и определи среду обитания рыб». У вас на партах лежат сигнальные карточки. Если рыба речная – зеленый, если морская- синий. (слайд 1)

Загадки

1. На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом) (слайд 2)

2. На дне один

Лежит плоский блин. (Камбала) (слайд 3)

3. Драчун и забияка

Живёт в воде,

Кости на спине,

И щука не проглотит. (Ерш) (слайд 4)

4. Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука) (слайд 5)

Молодцы! Я вижу, что вы чувствовали себя «как рыба в воде».

- Давайте проведем исследование и выясним, какие части тела можно выделить у рыб?

Что за рыбка появилась на экране? Давайте выясним, из каких частей состоит тело рыбы? (слайд 6)

Жаберная крышка, туловище, голова, хвост, плавник.

У рыб есть ещё один удивительный орган слуха – боковая линия. Хищника ещё не видно и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение – боком.

Вывод: Из каких частей состоит тело рыбы. Второй пункт плана мы с вами исследовали, выяснили, из каких частей состоит тело рыбы.

Мы знаем, что рыбы живут в воде. Но в воде могут жить лягушки и некоторые жуки.

- Наша задача определить: чем же рыбы отличаются от других животных?

А узнаете вы об этом, прочитав первый абзац текста «Рыбы».

Работа по учебнику Страница 79 (1 абзац)

Проверим, что вы выяснили из материала учебника.

- Чем же рыбы отличаются от других животных?

Работа в тетради Страница 40, зад. 49.

Вывод: мы исследовали 3 пункт нашего плана. Так чем же рыбы отличаются от других животных?

а) имеют обтекаемую форму;

б) тело покрыто чешуёй и слизью;

в) есть плавники;

г) дышат жабрами.

Самооценка.

Оцените себя. Встаньте те, кто правильно справился с заданием.

Мы говорим, что рыбы живые существа. Живым существам надо питаться. Мы уже знаем, что животным нужно питаться разной пищей. По способу питания речных рыб, как и животных, делят на следующие группы:

(слайд 7)

1. Растительноядные (карась, линь, плотва);

2. Хищники (щука, окунь, сом и др.);

3. Всеядные (лещ, сазан).

Работа в парах

В подводном мире всё взаимосвязано. Давайте составим цепи питания:

Водоросли  рыба  чайки

Личинки  карась  щука

Плотва щука  человек

(2 ученика у доски)

Вывод: Дорогие ихтиологи – по способу питания, на какие группы делятся рыбы?

Физкультминутка(слайд 8). Музыкальное сопровождение.

Сейчас поиграем в игру «Меню для щуки».

Если я назову животное, которое может съесть щука, вы изображаете руками, как щука будет это делать. Если я назову того, кого должна остерегаться хищница – вы «прячетесь» (приседаете).

Лягушка, аист, червяк, рыбак, плотва, головастик, цапля.

Размножение рыб (слайд 9)

Как все животные рыбы размножаются. А как это происходит – мы увидем на экране. (просмотр видеоотрывка)

Вывод: Икра – малёк – рыба.

Вода - это дом для рыб. Рыбы имеют большое значение для человека и приносят ему огромную пользу. Однако человек часто забывает о пользе рыб, вторгается в их жилище, нарушает «мирную жизнь». Рыбы, как и другие животные, нуждаются в охране.



Момент театрализации на уроке. Сценка «Рыбак и ученик».

Однажды встретились рыбак и ученик.

Вывод: Какие правила нужно соблюдать человеку?

5. Закрепление изученного

Работа в группах

1. Заполните таблицу «Опиши щуку»

2.Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова, указав их место стрелкой.

Проверка групп.

6. Подведение итогов урока

-Чем мы занимались на уроке? (наблюдали, исследовали, …)

Вот мы и опять возвратились к девизу нашего урока «Изучай и восхищайся, наблюдай и береги». Что нового узнали?

7. Рефлексия

Оцените, насколько полезным был для вас урок.

Кто чувствовал себя как рыба в воде (активно работал на уроке) – поплывем как рыбки.

Кто был на уроке ни рыба, ни мясо (было трудно и непонятно) – стоим.

Кто был на уроке нем как рыба (все понятно, но говорил мало) – закрыть ротик рукой.