СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект психопросветительского мероприятия для учащихся старшей школы

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект психопросветительского мероприятия для учащихся старшей школы»

План-конспект психопросветительского мероприятия для учащихся старшей школы


Тема: «Человек в виртуальной реальности: психологические проблемы»

Цель: просвещение учащихся о психологических проблемах компьютерной и интернет-зависимости

Задачи:

1. Формировать представления учащихся о проблемах компьютерной и интернет-зависимости.

2. Формировать навыки безопасного пребывания детей в интернет пространстве.

3. Развивать умение определять у себя признаки зависимости от виртуальной реальности.

4. Воспитывать ответственное отношение к своему психологическому здоровью.

Контингент: учащиеся 10 класса

Материалы и оборудование: материал занятия, анкета, ватман, цветные карандаши.

Длительность занятия: 45 минут

План:

1. Вводный этап (7 мин)

2. Основной этап (30 мин)

3. Этап рефлексии (5 мин)

4. Заключительный этап (3 мин)

Ход занятия

1. Вводный этап

Психолог: Дорогие ребята, сегодня мы проведем с вами необычное занятие. Все вы выступите в роли экспертов в одной из самых массовых проблем нашего века. А для начала, давайте поближе познакомимся.

Упражнение «Волшебные звуки моего имени»

Психолог: Познакомиться я Вам предлагаю следующим образом. Нужно назвать свое имя и придумать три прилагательных на первую букву имени, которые вас характеризуют лучше всего. Например, я Ирина, интересная, инициативная, интригующая!

(ученики выполняют упражнение)

Психолог: Наверное, нет такого человека на земле, который не знает о компьютере, компьютерных играх, социальных сетях, форумах. Но в последнее время виртуальный мир стал заменять нам реальный. Вы согласны?

(ответы учеников)

Психолог: Что дают нам эти самые игры, интернет площадки, социальные сети помимо затраченного времени и полученного морального удовольствия? Есть ли у вас друзья, которые целыми сутками пропадают в виртуальном пространстве, которые увлекаются играми и интернетом до такой степени, что забывают о пище и остальном мире?

(ответы учеников)

Так что это - простое хобби или... зависимость от компьютера?!

2. Основная часть

Психолог: У всех семей дома есть компьютеры, практически у каждого человека есть смартфон, планшет, ноутбук. В среднем мы проводим пред экранами гаджетов 2-4 часа в день.

Следует сказать, что термин «компьютерная зависимость» довольно молод, появился он примерно в 1990 году, когда активно начала развиваться компьютерная промышленность. Определяет термин то состояние человека, при котором он просто не может прожить без компьютера или смартфона, проводя перед их монитором все свое свободное время. Однако с той поры сама зависимость несколько трансформировалась и приобрела новые элементы и формы, став проблемой не единиц, а многих людей разного возраста.

Интересной может показаться информация о том, почему может возникать компьютерная зависимость у подростков. Так, в первую очередь, это обычный недостаток внимания со стороны родителей и сверстников, которое ребенок компенсирует при помощи такого вот друга. Сейчас, в то время, когда очень популярными являются различные социальные сети, эта проблема стала еще более актуальной: там ребенок создает себе новый образ, обзаводится с друзьями и живет не реальной, а виртуальной жизнью. В таком случае говорят не об игромании, а об интернет-зависимости ребенка. Что еще может погнать подростка в иной мир? Неуверенность в себе, в своих силах, возможно также недовольство своей внешностью (особенно если есть какие-то отклонения). Часто дети «подсаживаются» на компьютер, чтобы не отличаться от сверстников (тут чаще всего речь идет об игровой зависимости, однако с развитием социальный сетей эта тенденция изменяется). Занимать все свободное время компьютером ребенок может, если у него нет увлечений или хобби, а свободное время нужно куда-то пристроить. Ну и, конечно же, способствует развитию различных зависимостей манера общения в семье, воспитание. Если ребенку можно в сутки находится за компьютером не более двух часов (а так и должно быть), то у него просто не получится стать интернет-зависимым.

Важно сказать и о том, что компьютерная зависимость у подростков – дело опасное, которое может повлечь за собой тяжелые последствия. В первую очередь, находясь в виртуальном мире, человек практически никогда адекватно не контролирует время реальное, часто опаздывает. Ребенок может постоянно прогуливать школу, пропускать занятия. Огромную проблему составляет тот уровень агрессии, который может возникать в процессе компьютерной игры. Если у подростка что-то не удается, возникает буря эмоций, постепенно дестабилизируется и расшатывается психика. Это же дитя переносит и в мир реальный, общаясь таким образом со своим ближайшим окружением: родителями и друзьями. Повлиять на будущее может и то, что в компьютерной игре рано или поздно подростку все всегда удается, если не с первого раза, то с n-ного точно. Ребенок может решить, что и в реальной жизни все так просто получается. А это чревато последствиями и сильным разочарованием во взрослой реальной жизни. Также компьютерная зависимость у подростков влияет и на состояние организма. Так, точно нарушается зрение, может быть авитаминоз и иные проблемы, связанные с неправильным питанием (подросток с компьютерной зависимостью чаще всего нормально не питается, живя одними только перекусами). Обычно зависимый ребенок не следит за своим внешним видом, не соблюдает правил личной гигиены.

Упражнение в группах «Почему?»

Психолог: Сейчас мы разделимся на группы, рассчитайтесь на 1-й, 2-й, 3-й, 4-й. Все первые номера – это группа №1, все вторые номера – это группа №2 и т.д.

Психолог: Ваша задача установить причины ухода подростков в виртуальный мир, записать их на своих ватманах, а потом выступить перед классом.

(выступление каждой группы, выделение причин, подведение итогов, занесение главных на общую доску)

Анкетирование «Признаки интернет-зависимости»

Психолог: Ребята, а сейчас мы с вами проведем мини-анкетирование, оно является анонимным, но вы сразу увидите свои результаты, и сможете проанализировать, грозит ли вам опасность утонуть в виртуальном плену (анкета – приложение 1). Просмотрите на результаты, обнаружил ли кто-то у себя признаки интернет-зависимости? Кто хочет поделиться результатами?

(ответы учеников)

Упражнение в группах «Клуб помощи зависимым»

Психолог: Итак, мы с вами узнали, что такое интернет-зависимость, установили ее причины в среде подростков. На следующем этапе нашего занятия, мы попытаемся разработать программу помощи тем, кто уже попал в цепкие сети интернета.

Психолог: Вам необходимо разработать программу Клуба помощи зависимым: Как называется клуб? Что представляет собой организация, кто там работает? Как помогают подросткам, какие формы помощи оказывает? И т.д.

(участники представляют свои программы классу)

3. Этап рефлексии

Психолог: Наше занятие подходит к концу. За время работы узнали ли вы для себя что-то новое? Сравните свои ощущения и чувства в начале занятия и сейчас.

(ответы учеников)

4. Заключительный этап

Психолог: Ребята, наше занятие закончилось. Я хочу, чтобы вы посмотрели друг на друга, улыбнулись и сказали до свидания. Я буду очень рада, встретится с вами вновь.


Приложение 1


Способ скриннинговой диагностики компьютерной зависимости

(Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Бояьбот)


1. Как часто Вы ощущаете оживление, удовольствие, удовлетворение или облегчение, находясь за компьютером (в сети)?

никогда редко часто очень часто

2. Как часто Вы предвкушаете пребывание за компьютером (в сети), думая и размышляя о том, как окажетесь за компьютером, откроете определенный сайт, найдете определённую информацию, заведете новые знакомства?

никогда редко часто очень часто

3. Как часто Вам необходимо всё больше времени проводить за компьютером (в сети) или тратить все больше денег для того, чтобы получить те же ощущения?

никогда редко часто очень часто

4. Как часто Вам удаётся самостоятельно прекратить работу за компьютером (в сети)?

никогда редко часто очень часто

5. Как часто Вы чувствуете нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера (вне сети)?

никогда редко часто очень часто

6. Как часто Вы ощущаете потребность вернуться за компьютер (в сеть) для улучшения настроения или ухода от жизненных проблем?

никогда редко часто очень часто

7. Как часто Вы пренебрегаете семейными, общественными обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером (пребывания в сети)?

никогда редко часто очень часто

8. Как часто Вам приходится лгать, скрывать от родителей или преподавателей количество времени, проводимого за компьютером (в сети)?

никогда редко часто очень часто

9. Как часто существует актуализация или угроза потери дружеских и/или семейных отношений, изменений финансовой стабильности, успехов в учёбе в связи с частой работой за компьютером (пребыванием в сети)?

никогда редко часто очень часто

10. Как часто Вы отмечаете физические симптомы, такие как: онемение и боли в кисти руки, боли в спине, сухость в глазах, головные боли; пренебрежение личной гигиеной, употребление пищи около компьютера?

никогда редко часто очень часто

11. Как часто Вы отмечаете нарушения сна или изменения режима сна в связи с частой работой за компьютером (в сети)?

никогда редко часто очень часто


Оценка результатов

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

До 15 баллов — 0 % риска развития компьютерной зависимости;

16-22 балла — стадия увлеченности;

23-37 баллов — риск развития компьютерной зависимости (необходимость проведения профилактических программ в последующем);

более 38 баллов — наличие компьютерной зависимости!