План-конспект обучающего интерактива по решению ситуативной педагогической задачи на тему: «Трудовое воспитание в семье»
Класс: 2
Тема: «Трудовое воспитание в семье»
Цель: расширить представления родителей о том, как привить детям привычку трудиться;
сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей младшего школьного возраста в семье;
Задачи:
Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье и школе.
Доказать родителям необходимость формирования у ребенка трудовых обязанностей в семье и школе.
Форма проведения: интерактив
Материалы и оборудование: презентация, памятка для родителей, листочки.
Научные источники, используемые в ходе родительского собрания: «Пирамида знаний» (подчеркивается в работах многих учёных и психологов); высказывание психологов.
Рефлексивный анализ: Собрала необходимую информацию по теме «Свободное время вашего ребёнка»; подготовила листы с заданиями и вопросами для обсуждения.
Ход собрания:
- Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада вас сегодня видеть на нашем собрании. Наша сегодняшняя встреча будет посвящена очень важной и актуальной теме.
- Для определения темы нашего интерактива, обратите внимание на пословицу, которая представлена на слайде. «Без труда не вытянешь рыбку из пруда».
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем интерактиве?
- Тогда, как будет звучать тема нашего интерактива?
- Верно, я предлагаю вам для обсуждения, очень важной и актуальной проблемы в наше время – это «Трудовое воспитание».
- Уважаемые родители, с чем у вас ассоциируется слово «труд»?
- Какова же на ваш взгляд цель нашего интерактива? Хочу послушать ваше мнение.
- Да, цель нашего интерактива звучит так: Способствовать повышению роли семьи в трудовом воспитании у детей.
- А какие можно поставить задачи?
- Как педагог я определила следующие задачи: Понять важность детского труда в семье; расширить представление по вопросам трудового воспитания детей; научиться правильно оценивать труд ребенка.
Общаясь здесь, с вами мы должны достигнуть результат. Результатом нашего интерактива будет Корабль труда. А чтобы его создать нам нужно немного поработать.
- Тема нашего собрания «Трудовое воспитание». Выбрана она не случайно. Труд - основа развития и становления человека.
- Многих родителей интересует вопрос – когда начинать трудовое воспитание ребенка? И нужно ли оно вообще?
- В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др.
- Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства.
- Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания.
- Первое трудовое воспитание ребенка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают. (слайд) Сестра моет посуду, мама моет полы, папа ремонтирует машину. И чем слаженней выполняется домашняя работа, тем скорее ребенок захочет проявить свое участие в ней.
- Конечно, любую работу взрослый сделает быстрее и качественнее без “помощи” ребенка. Но совместный труд просто необходим для его воспитания.
- Давайте сейчас мы вами обсудим несколько ситуаций. Мы должны выявить ее проблему, причину и пути ее решения.
- Я зачитаю ситуацию, а вы внимательно ее послушаете:
«Папа закрепляет полку на кухне. Приготовил инструменты, дрель. Ребёнок «крутится» около папы и пытается достать из ящика инструменты.
Реакция папы: «Не путайся под ногами. Мне твоя помощь не нужна! Пойди, посмотри телевизор. Нечего тебе на кухне делать».
- Хочу послушать ваше мнение, как вы считаете, в чем заключается проблема?
- Согласна, проблема заключается. в том, что папа отталкивает своими высказываниями желание у ребенка трудиться. Корпус корабля труда это и будет проблема данной ситуации.
- Далее, чтобы заполнить следующий слой горы, нужно выявить причины этой проблемы. Чтобы вам было легче, я раздам листочки в которых разбросаны слова, вам нужно собрать предложение. Палуба корабля станет причинами данной проблемы.
Действительно, причины звучат так:
- Папа не хочет воспитывать у мальчика трудолюбие.
- Родители, говорят, что они сделают лучше, чтобы ребенок не мешал.
- Родители не поручают ребенку дела по дому.
- Для того, чтобы наметить пути решения этой ситуации, вам нужно дописать незаконченные предложения в конвертах.
- Я выявила такие пути разрешения:
Проводить родительские собрания на тему «Важность детского труда»
Проводить классные часы на данную тему
Беседовать индивидуально с учащимися на тему трудолюбия.
- Наш «Корабль труда» готов. У вас получились такие же пути решения? Если нет, то мне интересно послушать вас.
- Бытовой труд в нашей повседневной жизни занимает значительное место. Приучить детей к выполнению домашних дел необходимо. Но никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более, работа по принуждению не отличается качеством. Понятно, что ребенок может не обратить внимания, что вам трудно и что вы не против принять его помощь. Тут можно немного схитрить: Пахать, да поохать как я устала. Редкий ребенок не сообразит, что его помощь была бы к месту.
- Если вы между собой, родители хотите попросить друг у друга совет, задавайте вопросы, будем все вместе их решать. Для начала задам вопрос я, первой команде –«Как вы считаете, что же могут делать наши дети дома, какие трудовые поручения выполнять?» отвечайте и продолжайте, передавая этот комочек труда.
- Предлагаю завершить наше коллективное обсуждение проблем трудового воспитания в семье словами К.Д. Ушинского: «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи — это трудолюбие». И тогда наш корабль труда поплывет. Хочу раздать памятки по трудовому воспитанию.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
Приобщать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше;
Закрепить за дошкольником постоянные обязанности, за выполнение
которых он несет ответственность;
Не допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе
ребенок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей;
Не наказывать ребенка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение;
Учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности:
Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с до- статочной нагрузкой;
Не торопить, не подгонять ребенка, уметь ждать, пока он завершит работу сам;
Не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от него особых стараний;
Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду.
- А сейчас хочу, чтобы вы оценили себя на интерактиве. (Даю листочки самоанализа)
- Была рада увидеть всех присутствующих из родителей на нашей встрече. Всем спасибо! До свидания!