СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План (конспект) учебного занятия «Владимир Святославович. Крещение Руси»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План (конспект) учебного занятия «Владимир Святославович. Крещение Руси»»

План (конспект) учебного занятия «Владимир Святославович. Крещение Руси»


Класс: 6

Авторы и название учебной программы: Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа): учеб. пособие для общеобразовательных организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М.: Просвещение, 2016. — 77 с.

Учебный раздел: Древняя Русь.

Урок: «Владимир Святославович. Крещение Руси».

Кол-во часов: 1

Цель учебного занятия: Рассмотреть основные события, способствующие крещению Руси и выявить последствия этого события.

Тип урока – изучение нового материала.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности, не успешности учебной деятельности



УМК: Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, видеофрагменты, карточки-тесты для проверки домашнего задания. Ресурс: http://nsportal.ru/node/1379248

Этапы учебного занятия:



Название этапа



Ведущая деятельность


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

I. Организационный этап


Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

II. Актуализация знаний

Учитель организует беседу по вопросам:

–Напомните, пожалуйста, о чём мы говорили на прошлом уроке?

- Какую большую тему мы изучаем?

- Вспомним, что мы знаем о верованиях восточных славян. Дорогие ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашей Родины, знакомство с правлением первых русских князей. Давайте вспомним тех князей, с которыми мы уже познакомились?

Загадки: О ком идет речь? Приложение 1


- Вспомним, что мы знаем о верованиях восточных славян?

- Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на уроке?

Учитель: «Совершенно верно, тема сегодняшнего урока…

Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы во всем разобраться?


Учитель помогает, задаёт наводящие вопросы

- Определите цель нашего урока. Поставьте к цели задачи.

Совместно с детьми формулируется план.

Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.
















Учащиеся отвечают на вопросы, совместно с учителем формулируют план.


III. Изучение нового материала

- Послушайте мнения различных историков о Владимире.

Высказывания историков о князе Владимире:

«Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». С. М. Соловьёв.

«Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею…» Н.М. Карамзин

«…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…». Н.М. Карамзин.

Проблемный вопрос.

Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?

- Ответ на этот вопрос вы можете дать, когда послушаете рассказ о Владимире, поработаете с историческими источниками, материалом учебника.

Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославовича.

1.Вспомните при каких обстоятельствах погиб князь Святослав?

2.Какие сыновья претендовали на киевский престол?

- самостоятельно прочитайте пар.5 п. №1, рассмотрите схему княжения сыновей Святослава в русских землях;

- ответьте на вопрос: « Кто из сыновей победил в борьбе за Киев?»

Вывод: победа Владимира в борьбе за Киев.

Учитель: - Перед князьями стояли задачи:

1) укрепление обороны государства;

2) четкой организации сбора налогов;

3) усиление княжеской власти;

4) повышение международного авторитета государства с целью ведения более успешной внешней торговли.

Рассказ учителя о Владимире

- Что нужно было предпринять Владимиру, чтобы удержать под своей властью все славянские земли, потому что опираться на военную силу было нельзя?

- Какие религии основываются на единобожии?

При Владимире произошло одно из величайших событий многовековой русской истории, Русь приняла христианство.

-внимательно прочитайтеп.5, с.41, объясните: «Почему князя перестали устраивать языческие боги, каковы причины принятия христианства на Руси?»

Русь, переходя к новой религии-единобожию, оказалась перед выбором: христианство как в Византии, иудаизм как в Хазарии, ислам как в Волжской Булгарии. Знакомство с историческими документами поможет нам найти ответы на вопросы:

-какую веру выбрал Владимир и почему?

Задания группам:

Группа №1. Внимательно прочитайте документ «Из повести временных лет», учебник, с.47 и ответьте на вопросы.

Группа №2. Внимательно прочитайте текст №2 «Из истории государства Российского» Н. Карамзина и ответьте на вопросы.

Группа № 3. Внимательно прочитайте текст №3 «Сквозь глубину веков» Б. Раушенбаха и ответьте на вопросы.

Группа №4. Внимательно прочитайте текст №4 «Политический фон крещения Руси» А. Поппэ и ответьте на вопросы.

Группа №5. Внимательно прочитайте текст №5 «Из повести временных лет» и ответьте на вопросы:

-где и как крестили киевлян?

-как поступил князь Владимир с языческими идолами? Охотно ли расстались киевляне с языческими идолами?

Группы № 1-5 представляют выполненные задания. Ответы на вопросы командиров групп (назначают сами; командиры записывают участников группы, активность работы и отвечают).

Учитель: После принятия христианства сложилась чёткая церковная организация. Разбор схемы.

- Нам предстоит определить результаты и значение принятия христианства на Руси. Посмотрим небольшой видеофрагмент. (Учебный фильм) – В ходе просмотра, сформулируйте вопросы по содержанию фильма, которые вы зададите соседу по парте.

1.Почему князь Владимир, человек жестокий и грубый, после принятия христианства стал добрым, отзывчивым и смиренным?

2.Что стало меняться в жизни Руси после принятия христианства.

3.Что построено при князе Владимире?


Учащиеся слушают и отвечают на вопросы, структурируют предложенные формулировки.










Отвечают на проблемный вопрос и заполняют опорную схему правления до князя Владимира.








Отвечают на вопросы.



Заполняют схему: Опорный сигнал – схема:

Святослав

Ярополк Олег Владимир

(Киев) (Древл. земля) (Новгород)








Слушают учителя и отвечают на вопросы:

- принять единую религию



-христианство, ислам, иудаизм



Составляют план ответа на вопрос.









Внимательно изучают документы и отвечают на вопросы.















Учащиеся, работая в группах, изучают 3 вопрос плана самостоятельно.





Разбирают схему и записывают в тетрадь результаты.



Учащиеся просматривают к/ф и отвечают на вопросы.




IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Учитель организует работу с учащимися:

Почитайте текст № 6, заполните таблицу «Значение принятия христианства на Руси» (политическое, международное, духовное).

Заполнение таблицы в тетради.

- Объясняют и отвечают на вопросы и задачи, используя все введенные на уроке понятия.

V. Итоги урока.

Рефлексия

Учитель проводит беседу по вопросам:

– Время уходит, много загадочного и тайного оставляя в прошлом. Стираются в памяти незначительные события, но имена великих правителей, их величайшие деяния сохранились навеки. Среди тех, кто навсегда вошел в историю нашей великой Родины, князь Владимир. Чем дальше уходит время, тем весомее становится это событие, открывшее для Руси пути дальнейшего продвижения вперед.

- Давайте вспомним наш проблемный вопрос:

Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?

Учитель обращает внимание на вопросы, поставленные в начале урока. Уточняет, на все ли вопросы ответили.

Что мы с вами делали, чтобы получить ответы на эти вопросы, подберите ряд глаголов (работали с источниками, с картой, текстом учебника, составляли схему, рассматривали рисунки, работали в парах, в группах)

Вернемся к цели урока. Все ли достигнуты теперь?

- Как думаете, что еще можно узнать о крещении Руси из дополнительной литературы?

-Проанализируйте результаты своей работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать? Приложение 3

Учащиеся отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; анализируют результаты своей деятельности и дают оценку качества усвоения.

Обеспечивают понимание практический значимости полученных знаний и умений.

Домашнее задание

Учитель конкретизирует домашнее задание: самостоятельно дать оценку принятия христианства.

Инструкция к выполнению домашнего задания:

§ 5, учить термины по истории Древней Руси.

Дополнительно:

1. Подсчитайте, сколько лет существует христианство на Руси?

2. Составить кроссворд на тему: «Принятие Русью христианства».

3. Информационный проект. Найдите в библиотеке или Интернет-ресурсах изображение первых русских храмов, подготовьте презентацию.

Учащиеся выбирают домашнее задание по уровням сложности.

Записывают домашнее задание.





























Приложение 1


Загадки: О ком идет речь?

1.Ходил в поход он на Царьград,

Да только сам тому не рад.

Сожжен был «греческим огнем»,

Древлянами был уничтожен он. (Игорь)


2.Он смел, был и умен без меры,

Он покорил и вятичей и меря.

«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,

При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)


3.Хитра, княгиня оказалась.

Большую дань взять отказалась.

Потребовав с древлян лишь голубей,

Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)


4.Сел княжить первым в Киев он,

И покорил Царьград потом.

Вез из полюдья в Киев он товары,

И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)


5.Его призвали новгородцы,

Порядок навести в земле словенской.

Сей князь, делами неприметный,

Стал основателем династии навечно. (Рюрик)


Приложение 2

Текст № 1 Адаптированный перевод фрагмента « Повести временных лет» (Михельсон Т. Рассказы русских летописей М.; 1989.)

« В лето 986. пришли болгары - мегометане и иноземцы от папы из Рима, а после них хазарские евреи, и хвалили каждый закон свой. Затем прислали греки к Владимиру философа. Он много говорил о жизни и смерти, о бытие всего мира. И запала на сердце Владимиру мысль креститься, но он хотел еще разузнать обо всех верах…

В лето 987. созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: « Вот приходили ко мне болгары, говоря, прими закон наш. Затем приходили немцы от папы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой- восхваляя. Что же вы посоветуете, что ответить?» И сказали бояре и старцы:- « Если хочешь в самом деле разузнать, то пришли своих мужей, пусть разузнают, у кого какая служба». Избрали мужей славных и умных и сказали: « Идите к болгарам, к немцам и грекам и испытайте их веру». Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам. Когда они вернулись, созвал князь бояр своих и старцев и обратился к послам: « Говорите перед дружиною». Они же сказали: « Ходили к болгарам, смотрели как они молятся в мечети, и нет у них веселья, только печаль великая. Не добр их закон. И пришли мы к немцам и видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греки и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали- на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знали, как лучше рассказать об этом. Знаем мы только, что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той».

Текст № 2 («Из истории государства Российского» Н. Карамзина).

« Собрав многочисленное войско, великий князь Владимир пошел на судах к греческому Херсону…. Великий князь грозил им стоять три года под стенами, ежели сдадутся, но граждане отвергли его предложения, старались уничтожить все работы осаждающих…

К счастью, нашелся в городе доброжелатель Владимиру, именем Анастас, сей человек пустил к россиянам стрелу с надписью: « За вами, к востоку, находятся колодези, дающие воду херсонцам чрез подземные трубы, вы можете отнять ее». Великий князь спешил воспользоваться советом и велел перекопать водоводы. Тогда граждане, изнуряемые жаждою, сдались россиянам. Завоевав, славный и богатый город…. российский князь… чрез послов объявил императорам Василию и Константину, что он желает быть супругом сестры их Анны и в случае отказа возьмет Константинополь. Сии обстоятельства принудили императоров забыть обыкновенную надменность и призрение к язычникам. Василий и Константин, надеясь помощью сильного князя российского спасти трон и венец, ответствовали ему, что « приняв веру христианскую, он получит и руку царевны и Царство Небесное». Владимир…. С радостью изъявил согласие креститься.

Текст № 3 (Из книги Раушенбаха Б. Сквозь глубину веков )

« В немалой мере выбор Владимира был обусловлен исторически….С Византией уже сложились достаточно тесные экономические отношения, она была близко расположена… На решение Владимира могло повлиять и то, что в православной церкви в отличие от католической богослужение можно было вести на понятном языке… Византийский вариант христианства отвечал нуждам феодального общества и поэтому вполне соответствовал замыслам Владимира. Ни Русь, ни Византия не расценивали предстоящее крещение как чисто религиозный акт…. Точка зрения Византии сводилась к следующему: поскольку Русь обращалась в православную веру, а православную Церковь возглавляли патриарх и император, то Русь автоматически становилась вассалом Византии…. Точка зрения Владимира и его окружения была иной. По мысли князя, Русь превращалась бы в дружественное Византии, но вполне суверенное государство. Как друг Византии, она оказывала бы ей военную помощь».

Текст № 4. (Из книги А. Поппэ « Политический фон крещения Руси»).

« Тяжелое военное поражение, еще более болезненная потеря престижа в битве с болгарами 17 августа 986 года, побудили Василия III пересмотреть политику Византии по отношению к Руси. Контакты с Киевом были установлены вскоре после отступления из Болгарии. Во время переговоров между Василием и Владимиром ,обсуждались три проблемы: принятие христианства Русью и ее правителем, его брак с багрянородной Анной и военная помощь Византийской империи… Выбор даты крещения Владимира и его подданных не представлял особого труда…. Некоторые византийские послы оставались в Киеве, чтобы подготовить и совершить обряд крещения… до прибытия в Киев багрянородной Анны. Самое раннее, это могло произойти летом 988 года».

Текст № 5. Адаптированный перевод фрагмента из « Повести временных лет».

« Владимир… повелел опрокинуть идолы- одних- изрубить, а других - сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочь его с горы по Боричеву ввозу к Ручью, приставил12 мужей колотить его жезлами…. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, т.к. полностью не приняли еще они святого крещения. И притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они исполняли, что им было приказано. И когда пустили Перуна, и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, как зовется оно и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: « Если не придет кто завтра на реку, будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, пошли с радостью люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь наш и бояре». На следующий день вышел Владимир с попами царицынами и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасенных душ».

Текст № 6. Адаптированный перевод фрагмента из « Повести временных лет».

« Владимир приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя Святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие…. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное…. Когда отданы были в обучение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: « В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по божьему усмотрению и по милости своей помиловал их Бог, как сказал пророк: « Помилую, кого хочу».


Приложение 3

В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов.

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Материал урока мне был

понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен

6.Домашнее задание мне кажется

легким / трудным интересным / неинтересным