СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:Согласование имен прилагательных сименами существительными в роде,числе,падеже

Просмотр содержимого документа
«План конспект урока»

План-конспект урока русского языка, проведённого в 8 классе по русскому языку

Составил: Тейтиев Керимбай


Тема: Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.


Цели:

1.обучающая: систематизировать существенные признаки имени существительного и имени прилагательного как части речи; повторить грамматические категории данных частей речи; выявить особенности употребления имён существительных и имён прилагательных в речи;

2. развивающая: развивать умения работы с языковым материалом, сравнивать, сопоставлять изучаемые явления;

3. коррекционная: активизация мыслительной деятельности обучающихся, формирование умений группировать объекты,

4. воспитывающая: воспитывать умение работать в группах (коммуникативные умения); отстаивать свое мнение, любовь к родному языку.


Ход урока

I.Оргмомент.

II.Стадия вызова.

1.Введение в тему урока.

- Сейчас я зачитаю четверостишие, а вы догадайтесь, о чём будем сегодня говорить на уроке:

Красный, синий и зелёный,

Вкусный, сладкий и солёный,

Круглы, твёрдый и колючий,

Злой, холодный и трескучий.

(Это слова-признаки предметов, отвечают на вопрос какой?)

-Проверим вашу память и внимательность:

запишите имена прилагательные, которые я называла.

2.Орфографическая минутка.

сладкий, колючий, трескучий – выделите орфограммы.

3.Приём «Верные-неверные утверждения»

-Проверим, что вы уже знаете о прилагательном - игра «Верно, неверно»


А сейчас поиграем в игру «Верно, неверно».

  1. Верите ли Вы, что часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? Обозначает признаки предмета?

  2. Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают собственными и нарицательными?

  3. Верите ли Вы, что имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, вкус, форму, размер, запах, внутренние и внешние качества человека?

  4. Верите ли Вы, что слова легкий, весенний, звонкие, прохладный – это имена прилагательные?

  5. Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают одушевленными и неодушевленными?

(Самопроверка – таблица)

4.Работа в группах с текстом

- Прочитайте текст (на карточках) вслух

- Что он описывает? (зимний лес)

- Как вы думаете, достаточно ли точно, подробно, полно описана красота нашего уральского леса? Что можно сделать для этого? (Добавить прилагательных)

-Работа в группах.

- Слова какой части речи отсутствуют? Нужны ли они?

-Дополните текст именами прилагательными.(зачитать вслух)

- Прилагательные вы связывали со словами какой части речи? (и.сущ.)

- Почему же прилагательные связаны именно с существительными? И как эта связь называется? Постарайтесь найти ответы на эти вопросы, прослушав сказку «Скромные просители»:

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных форм.

    -А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат разные формы . Вместе – служба, вместе – дружба.

- Кто понял, как связаны имена прилагательные с именами существительными?

Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.

СВЯЗЬ

согласование

И.прил. согласуются в… и.сущ.

5.Постановка проблемного вопроса:

В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?


III. Стадия осмысления .

-Давайте понаблюдаем:

1.Работа в парах (карточки – прочитайте задание вслух)

Измените прилагательные вместе с именами существительными.

__________ число __________ число

Ночь ( …………?) звёздная ночи (…………..?) …………….

День ( ………….?) морозный дни ( …………..?) ……………..

Облако( ………….?) пушистое облака( …………?) ……………

Вывод: И.ПРИЛ. согласуются с И.СУЩ. в числе.

2. Игра «Почтальон» (в парах):

- Доставьте прилагательные по адресам:


Зима


Пушистый, лёгкий, искристый


Снег


Лунная, тихая, звёздная


Утро


Холодная, морозная, суровая


Ночь


Туманное, прохладное, хмурое


Небо


Колючий, резкий, сильный

Ветер


Светлое, голубое, чистое


-Какой признак И.СУЩ. определил «доставку» данных прилагательных?

Вывод: И.ПРИЛ. согласуются с И.СУЩ. в роде.

3. Работа с пословицами.

-Прочитайте первую пословицу. Назовите прилагательное.

Дополните пословицы, используя это прилагательное.

Чужой хлеб всегда вкусен.

……………. умом в люди не выйдешь.

От ………………. обеда не стыдно и голодным встать.

Завистливый по ……………… счастью сохнет.

-Какой признак И.СУЩ. нужно было учитывать, чтобы согласовать с ними прилагательное чужой?

Вывод: И.ПРИЛ. согласуются с И.СУЩ. в падеже.

ВЫВОД:

-Можем ли мы ответить на поставленные вопросы?

- В чём же согласуются И.ПРИЛ. с И.СУЩ.? ( по опорной схеме)

-Проверим свои выводы по статье учебника. Прочитайте статью.

- Правильный вывод вы сделали?

IV.Стадия рефлексии.

1.Упр. на закрепление «Лови ошибку» (устно)

2.Упр. – согласовать прилагательные с существительными в предложениях.


Хорошо в зимн… день ходить по высоким сугробам за зайцами, дышать морозн… воздухом, невольно щуриться от ослепительн… сверкания мягк… снега, любоваться тёмн… лесами!


3.Контроль знаний и вывод по уроку.

«Мини-тест»

4.Рефлексия:

-Сегодня на уроке я узнал(а) …

- Своей работой я (не)доволен, потому что …

5.Дом.задание.