План-конспект урока русского языка, проведённого в 8 классе по русскому языку
Составил: Тейтиев Керимбай
Тема: Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.
Цели:
1.обучающая: систематизировать существенные признаки имени существительного и имени прилагательного как части речи; повторить грамматические категории данных частей речи; выявить особенности употребления имён существительных и имён прилагательных в речи;
2. развивающая: развивать умения работы с языковым материалом, сравнивать, сопоставлять изучаемые явления;
3. коррекционная: активизация мыслительной деятельности обучающихся, формирование умений группировать объекты,
4. воспитывающая: воспитывать умение работать в группах (коммуникативные умения); отстаивать свое мнение, любовь к родному языку.
Ход урока
I.Оргмомент.
II.Стадия вызова.
1.Введение в тему урока.
- Сейчас я зачитаю четверостишие, а вы догадайтесь, о чём будем сегодня говорить на уроке:
Красный, синий и зелёный,
Вкусный, сладкий и солёный,
Круглы, твёрдый и колючий,
Злой, холодный и трескучий.
(Это слова-признаки предметов, отвечают на вопрос какой?)
-Проверим вашу память и внимательность:
запишите имена прилагательные, которые я называла.
2.Орфографическая минутка.
сладкий, колючий, трескучий – выделите орфограммы.
3.Приём «Верные-неверные утверждения»
-Проверим, что вы уже знаете о прилагательном - игра «Верно, неверно»
А сейчас поиграем в игру «Верно, неверно».
Верите ли Вы, что часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? Обозначает признаки предмета?
Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают собственными и нарицательными?
Верите ли Вы, что имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, вкус, форму, размер, запах, внутренние и внешние качества человека?
Верите ли Вы, что слова легкий, весенний, звонкие, прохладный – это имена прилагательные?
Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают одушевленными и неодушевленными?
(Самопроверка – таблица)
4.Работа в группах с текстом
- Прочитайте текст (на карточках) вслух
- Что он описывает? (зимний лес)
- Как вы думаете, достаточно ли точно, подробно, полно описана красота нашего уральского леса? Что можно сделать для этого? (Добавить прилагательных)
-Работа в группах.
- Слова какой части речи отсутствуют? Нужны ли они?
-Дополните текст именами прилагательными.(зачитать вслух)
- Прилагательные вы связывали со словами какой части речи? (и.сущ.)
- Почему же прилагательные связаны именно с существительными? И как эта связь называется? Постарайтесь найти ответы на эти вопросы, прослушав сказку «Скромные просители»:
Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных форм.
-А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат разные формы . Вместе – служба, вместе – дружба.
- Кто понял, как связаны имена прилагательные с именами существительными?
Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.
СВЯЗЬ
согласование
И.прил. согласуются в… и.сущ.
…
…
…
5.Постановка проблемного вопроса:
В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?
III. Стадия осмысления .
-Давайте понаблюдаем:
1.Работа в парах (карточки – прочитайте задание вслух)
Измените прилагательные вместе с именами существительными.
__________ число __________ число
Ночь ( …………?) звёздная ночи (…………..?) …………….
День ( ………….?) морозный дни ( …………..?) ……………..
Облако( ………….?) пушистое облака( …………?) ……………
Вывод: И.ПРИЛ. согласуются с И.СУЩ. в числе.
2. Игра «Почтальон» (в парах):
- Доставьте прилагательные по адресам:
Зима | Пушистый, лёгкий, искристый |
Снег | Лунная, тихая, звёздная |
Утро | Холодная, морозная, суровая |
Ночь | Туманное, прохладное, хмурое |
Небо | Колючий, резкий, сильный |
Ветер | Светлое, голубое, чистое |
-Какой признак И.СУЩ. определил «доставку» данных прилагательных?
Вывод: И.ПРИЛ. согласуются с И.СУЩ. в роде.
3. Работа с пословицами.
-Прочитайте первую пословицу. Назовите прилагательное.
Дополните пословицы, используя это прилагательное.
Чужой хлеб всегда вкусен.
……………. умом в люди не выйдешь.
От ………………. обеда не стыдно и голодным встать.
Завистливый по ……………… счастью сохнет.
-Какой признак И.СУЩ. нужно было учитывать, чтобы согласовать с ними прилагательное чужой?
Вывод: И.ПРИЛ. согласуются с И.СУЩ. в падеже.
ВЫВОД:
-Можем ли мы ответить на поставленные вопросы?
- В чём же согласуются И.ПРИЛ. с И.СУЩ.? ( по опорной схеме)
-Проверим свои выводы по статье учебника. Прочитайте статью.
- Правильный вывод вы сделали?
IV.Стадия рефлексии.
1.Упр. на закрепление «Лови ошибку» (устно)
2.Упр. – согласовать прилагательные с существительными в предложениях.
Хорошо в зимн… день ходить по высоким сугробам за зайцами, дышать морозн… воздухом, невольно щуриться от ослепительн… сверкания мягк… снега, любоваться тёмн… лесами!
3.Контроль знаний и вывод по уроку.
«Мини-тест»
4.Рефлексия:
-Сегодня на уроке я узнал(а) …
- Своей работой я (не)доволен, потому что …
5.Дом.задание.