Тема урока: Внутреннее строение листа.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями внутреннего строения листьев, продолжить воспитание бережного отношения к зеленым растениям.
Оборудование: таб. «Строение почки, побега», «Внутреннее строение листа», «Формы листьев», гербарии растений.
Ход урока. Краткое содержание. Методы и приемы.
I. Организационный момент, 2 мин
дежурные и отсутствующие учащиеся
запись темы в журнал
проверка готовности к уроку
II. Проверка домашнего задания, 10 мин
1. Индивидуальные тестовые задания для успевающих учащихся: 2 уч-ся
Задание № 1
Биологический диктант.
Под кожицей стебля находится слой клеток …
Ситовидные трубки входят в состав …
Вода и минеральные соли передвигаются в стебле по …
Стебель дерева состоит из коры, древесины и …
Дыхание стебля с развитым пробковым слоем происходит при помощи …
Между корой и древесиной находится …
Образовательная ткань в стебле деревьев называется …
Кожица стебля и пробка – это … ткани.
Органические вещества передвигаются в стебле по …
10) Выламывание боковых побегов у томата называется …
Задание № 2
Самая твердая часть стебля дерева – это: а) кора; б) древесина.
Годичные кольца расположены в слое: а) коры; б) древесины.
Камбий находится между: а) корой и древесиной; б) древесиной и сердцевиной; в) корой и сердцевиной.
За счет деления клеток камбия образуются клетки: а) только коры;
б) только древесины; в) коры и древесины; г) весной коры, летом – древесины.
5) Лубом называется: а) вся кора; б) внутренний слой коры; в) наружный слой коры; г) древесина.
6) Стебель, дыхание которого осуществляется через чечевички, не выполняет функцию: а) опоры; б) проведения веществ; в) запасания веществ; г) фотосинтеза.
7) Если у дерева повреждена кора, нарушается процесс: а) транспирации; б) проведение раствора органических веществ; в) проведения раствора минеральных веществ; г) поглощения раствора минеральных веществ.
8) В стебле древесного растения мертвыми клетками образованы: а) сердцевина и кожица; б) пробка и сосуды; в) сосуды и ситовидные трубки г) пробка и камбий; д) кора и древесина.
9) У растений огурцов наибольшее количество завязей образуется на боковых побегах для стимуляции роста, которых растения: а) пасынкуют; б) прищипывают; в) поливают; г) удобряют; д) окучивают.
10) Если на пне наружное кольцо древесины светлое, значит, спиленное дерево: а) было очень старым; б) было спилено осенью; в) было спилено весной или в начале лета; г) росло в густом лесу; д) относится к светолюбивым растениям.
Ответы на задание № 1: 1- пробки;2- луба; 3- древесины;
4- сердцевины; 5- чечевичек; 6- камбий; 7- камбий; 8- покровные ткани; 9- луба; 10- пасынкование.
Ответы на задание № 2: 1- б; 2- б; 3- а; 4- в;5- б; 6- г; 7- б; 8 – б; 9- б; 10- в;
2.Фронтальный опрос:
1. Как распознать простые и сложные листья? Приведите примеры растений.
2. Какие типы листорасположения вы знаете? Приведите примеры растений.
3. Какие типы жилкования вы знаете? Приведите примеры растений.
4. Что представляют собой жилки? Какую функцию они выполняют?
5. Какие формы сложных и простых листьев вы знаете? Приведите примеры.
3. Проверка индивидуальных заданий, подведение итога опроса, выставление отметок учащимся.
III. Изучение новой темы, 20 мин
1. Вступительное слово учителя:
Лист – вегетативный орган растения, который имеет клеточное строение.
2.Самостоятельная работа учащихся:
Используя материал П. 12 на с. 46, 47, заполните таблицу:
Внутреннее строение листовой пластинки.
Части листовой пластинки | Ткани | Функции |
Кожица (эпидермис) | покровная | Защищает от высыхания и повреждений |
Волоски кожицы | покровная | Защищает от перепадов температуры, и регулируют испарение воды |
Устьица | покровная | Газообмен, транспирация, фотосинтез |
Мезофилл (мякоть листа): 1. Столбчатая паренхима 2. Губчатая паренхима | Основная фотосинтезирующая ткань | Фотосинтез. Газообмен, транспирация |
Жилки (проводящие пучки) | Проводящая (сосуды, ситовидные трубки), механическая (волокна) | Транспорт воды и минеральных веществ (сосуды), органических веществ (ситовидные трубки), прочность и упругость (волокна) |
3.Проверка выполнения задания учащимися;
4.Рассказ учителя с элементами беседы:
1) На какой стороне листовой пластинки могут располагаться устьица у разных растений? Почему?
Устьица могут размещаться на нижней стороне листовой пластинки в том случае, когда лист расположен перпендикулярно к солнечным лучам (клен), у плавающих листьев устьица на верхней стороне листовой пластинки. (белая кувшинка), у листьев, расположенных ребром к свету, устьица имеются на обеих сторонах (ирис).
2) Что такое листопад? Какое значение он имеет для растений?
Массовое отрывание листьев осенью называется листопадом.
Главное значение листопада - подготовка к жизни в условиях зимы.
3) Какие растения называются листопадными, вечнозелеными? Приведите примеры.
Растения, листья которых живут только один сезон, называются листопадными. (Дуб, береза). Растения, листья которых живут дольше и сменяются постепенно, называются вечнозелеными. (Ель, сосна).
4) Какие вещества называют фитонцидами?
Фитонциды- летучие вещества, губительные для болезнетворных микроорганизмов.
IV. Закрепление нового материала, 10 мин
Дайте объяснение понятиям: черешковый лист, сидячий лист, прилистники, жилкование, жилка, эпидермис, мезофилл, листопадное растение, вечнозеленое растение.
V. Рефлексия, выставление отметок, 2 мин
Мы закончили изучать тему «Внутреннее строение листа».
Попробуйте определить, какая из следующих характеристик отвечает вашим знаниям.
Знаю на:
а) удовлетворительно;
б) хорошо;
в) очень хорошо;
г) отлично.
VI. Д/З П. 12 повт. П. 10, 11.