СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Экологические группы птиц.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  Экологические группы птиц.

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Экологические группы птиц.»

Тема урока: Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.

Цель урока: изучение зрительного анализатора.

Задачи:

Определение понятия «анализатор»;

изучение работы анализатора;

развитие навыков экспериментальной деятельности и логического мышления;

развитие творческой активности учащихся.

 Тип урока: изучение нового материала с элементами экспериментальной деятельности.

Методы и приемы: поисковый, исследовательский.

Оборудование: модель глаза, таблицы «Зрительный анализатор», «Строение глаза», презентация «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза», проектор, карточки.

Ход урока:

I. Актуализация знаний.

1.Выполнение теста «Анализаторы»

•      1. Анализатор состоит:

            а) только из проводникового отдела

            б) из рецепторов

            в) только из коркового отдела

            г) из рецептора, проводникового отдела, коркового отдела

•      2. Рецептор:

            а) преобразует сигнал в нервные импульсы

            б) только проводит возбуждение

            в) преобразует нервный импульс в ощущения

            г) усиливает первые импульсы

•      3. Проводниковый отдел анализатора:

            а) усиливает нервные импульсы

            б) превращает нервный импульс в ощущения

            в) передаёт возбуждение от рецептора в кору головного мозга

            г) преобразует сигнал в нервные импульсы

•      4. Корковый отдел анализатора:

а) передаёт возбуждение от рецептора в головной мозг

            б) преобразует нервные импульсы в ощущения

            в) преобразует сигналы в нервные импульсы

            г) воспринимает раздражение

•      5. Соотнесите доли коры больших полушарий и зоны:

А) лобная             1) слуховая
Б) теменная          2) зрительная
В) затылочная     3) двигательная
Г) височная         4) кожно-мышечная чувств-ть

Ответы: 1г, 2а, 3в,4б; 5: 1г, 2в, 3б, 4а

 

II. Изучение нового материала.

Этот орган можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 87% всей информации мы получаем с его помощью. Ещё Г. Гельмгольц считал, что его моделью является фотокамера.

 

- Как вы думаете, какой орган мы будем изучать сегодня на уроке?

- А почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?

- Сформулируйте тему урока. Запишите тему в тетрадях.

  (Учитель записывает тему  урока на доске).

 

Значение органа зрения

      Способность видеть больше всего влияет на наше восприятие мира. Благодаря зрению перед нами открывается голубое небо, молодая весенняя листва, яркие окраски цветов и порхающие над ними бабочки, золотая нива полей  - мы с вами получаем 87 %. информации об окружающем мире, они же, по подсчетам И.М. Сеченова, дают человеку до 1000 ощущений в минуту.

      Глаз позволяет увидеть предметы, их форму, размер, цвет, перемещения.

      Глаз способен различить хорошо освещенный предмет поперечником в одну десятую миллиметра на расстоянии 25 сантиметров. Но если предмет сам светится, он может быть и значительно меньше.

     Глаза ра­бо­та­ют 15-18 часов в сутки.

  Зре­ние – это слож­ный пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ский про­цесс, ко­то­рый осу­ществ­ля­ет­ся с по­мо­щью зри­тель­но­го ана­ли­за­то­ра. Глаз и зрительный анализатор – это одно и то же?

Задание №1. Составьте схему зрительного анализатора. Из каких частей он должен состоять?

Зри­тель­ный ана­ли­за­тор со­сто­ит из 3 ча­стей:

1) воспринимающей (рецепторы);

2) проводниковой (зрительный нерв);

3)анализирующей (центральная – зрительная зона коры больших полушарий).

рис.1

 

Как же устроен наш орган зрения?

Орган зрения человека состоит из 2 основных систем:

1)      Вспомогательный аппарат

2)      Глазное яблоко:

а) Оболочки глаза

б) Оптическая система

1.Вспомогательный аппарат глаза

Орган зре­ния  со­сто­ит из глаз­но­го яб­ло­ка и вспо­мо­га­тель­но­го ап­па­ра­та (веки, рес­ни­цы, слез­ные же­ле­зы). Глаз рас­по­ло­жен внут­ри кост­ной глаз­ни­цы и за­щи­щен жи­ро­вой тка­нью.

рис.2

Конъ­юк­ти­ва за­щи­ща­ет глаз и омы­ва­ет его сле­за­ми.

рис.3

Слезы вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся слез­ны­ми же­ле­за­ми, ко­то­рые лежат в на­руж­ном углу глаза.  Слезы состоят из 90 воды и 1г соли. Они также содержат хлорид калия, кальций, марганец.

Слезы по­па­да­ют на ро­го­ви­цу, сте­ка­ют к внут­рен­не­му углу глаза и потом по­па­да­ют в но­со­вую по­лость.  Уче­ные счи­та­ют, что вме­сте со сле­за­ми вы­де­ля­ют­ся ток­си­ны, ко­то­рые вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся при стрес­се, по­это­му сдер­жи­вать плач может быть вред­но для на­ше­го ор­га­низ­ма.

рис.4. Слезные железы

Веки – это кожные складки с ресницами. На верхнем веке находятся 100-150 ресниц и 50-70 на нижнем, которые защищают глаза от пыли и пота, от яркого света. Одно моргание человеческого глаза длится приблизительно 0,05 секунды. Если сложить все время, которое занимают моргания, то получится, что около пяти лет мы живем с закрытыми глазами.

 

рис.5. Веки и ресницы

Брови от­во­дят ка­пель­ки пота со лба, чтобы они не по­па­да­ли в глаз­ное яб­ло­ко.

рис.6. Брови

 Глазное яблоко за­щи­ща­ют 3 обо­лоч­ки:

1. Верх­няя – бе­лоч­ная – скле­ра. За­щи­ща­ет глаз от ме­ха­ни­че­ских по­вре­жде­ний и при­да­ет ему форму.

2. Со­су­ди­стая обо­лоч­ка – пи­та­ет глаз, со­дер­жит тем­ный пиг­мент, по­гло­ща­ю­щий из­бы­ток света, по­сту­па­ю­ще­го в глаз.

3. Сет­чат­ка со­дер­жит фо­то­ре­цеп­то­ры, ко­то­рые пре­об­ра­зу­ют свет в нерв­ный им­пульс.

 Рис. 7.

 

Оптическая система глаза

1)Ро­го­ви­ца – пе­ред­няя про­зрач­ная часть бе­лоч­ной обо­лоч­ки. Через нее свет про­хо­дит внутрь глаза. Ро­го­ви­ца имеет нерв­ные окон­ча­ния, по­это­му участ­ву­ет в об­ра­зо­ва­нии ре­флек­сов – мор­га­ние, смы­ка­ние век, сле­зо­те­че­ние.

 

Рис. 8.

2)Ра­дуж­ка – это пе­ред­няя часть со­су­ди­стой обо­лоч­ки. По латыни радужка - iris. А ведь Ирис - посланник богов, который спускался на землю по радуге. Радужка со­дер­жит пиг­мен­ты, ко­то­рые при­да­ют гла­зам цвет. Цвет, окружающий зрачок радужки, зависящий от пигмента меланина и характера отражения света, бывает весьма различным:

  1. если голубой, то пигмента мало

      2. если карий, то пигмента много

Окончательная окраска радужки устанавливается у ребёнка к 2-3 года. Сошлюсь и на известного офтальмолога С.Н. Фёдорова: роговица голубоглазых в два раза чувствительнее роговицы кареглазых. Когда красящего вещества совсем нет, радужка выглядит красной. (Глаза альбиносов).

 

 

Рис. 9.

3)Зра­чок - это от­вер­стие, через ко­то­рое про­ни­ка­ет свет, он рас­по­ло­жен внут­ри ра­дуж­ки.  При ярком свете зра­чок со­кра­ща­ет­ся и рас­ши­ря­ет­ся, если света не до­ста­точ­но. Так он ре­гу­ли­ру­ет по­ступ­ле­ние света внутрь глаза.

Скажите, а почему у человека зрачки  круглые?

Подсказка

У лошадей горизонтальные зрачки. Это расширяет угол зрения в горизонтальной плоскости. Они обитают на открытой равнине, где хищников нужно обнаруживать заблаговременно, как только они появляются на горизонте.

У кошек и лисиц зрачки расположены вертикально, потому, что эти животные, отыскивая свою добычу, смотрят чаще всего вверх и вниз.

 (Ответ. Человек не боится хищников и не высматривает добычу, но он нуждается в максимально возможной зрительной информации.) _

 

 

Рис. 10.

4)Хру­ста­лик – это дво­я­ко­вы­пук­лое тело, рас­по­ло­жен­ное за зрач­ком.

 

Рис. 11.

Хру­ста­лик не имеет нер­вов и со­су­дов и пи­та­ет­ся за счет жид­ко­сти, ко­то­рую вы­де­ля­ет рес­нич­ное тело. В рес­нич­ном теле рас­по­ло­же­на мышца, ко­то­рая из­ме­ня­ет кри­виз­ну хру­ста­ли­ка, когда мы смот­рим на при­бли­жен­ный или от­да­лен­ный пред­мет. Это на­зы­ва­ет­ся ак­ко­мо­да­ция. Бла­го­да­ря ак­ко­мо­да­ции мы спо­соб­ны хо­ро­шо раз­ли­чать как близ­кие, так и даль­ние пред­ме­ты.

 

Рис. 12.

5)Стек­ло­вид­ное тело – по­лость, за­пол­нен­ная сту­де­ни­стым ве­ще­ством.

 Рис. 13.

 

Между ро­го­ви­цей и ра­дуж­кой также на­хо­дит­ся по­лость за­пол­нен­ная жид­ко­стью – пе­ред­няя ка­ме­ра глаза.

 

Рис. 14.

Задание: Изобрази «Ход лучей света из глаз»

Лучи света про­ни­ка­ют через ро­го­ви­цу, потом зра­чок, по­па­да­ют на хру­ста­лик и через стек­ло­вид­ное тело про­хо­дят на сет­чат­ку.

6)Сет­чат­ка со­дер­жит ре­цеп­то­ры: па­лоч­ки и кол­боч­ки.

 

Рис. 15.

В па­лоч­ках со­дер­жит­ся зри­тель­ный пиг­мент ро­доп­син. Они обес­пе­чи­ва­ют чер­но-бе­лое зре­ние в усло­ви­ях пло­хо­го осве­ще­ния.

В кол­боч­ках со­дер­жит­ся пиг­мент йо­доп­син. Они обес­пе­чи­ва­ют цвет­ное зре­ние в усло­ви­ях хо­ро­шей осве­щен­но­сти.

Боль­ше всего кол­бо­чек на­хо­дит­ся на­про­тив зрач­ка. Это место на­зы­ва­ет­ся жел­тое пятно. Это место наи­луч­ше­го зре­ния.

 

Рис. 16.

Су­ще­ству­ет 3 вида кол­бо­чек. Они рас­по­знают крас­ный, зе­ле­ный и синий цвета. Все осталь­ные цвета по­лу­ча­ют­ся путем их сме­ше­ния в раз­ных кон­цен­тра­ци­ях. Эту тео­рию раз­ра­бо­тал Н. В. Ло­мо­но­сов, а потом раз­вил Г. Гельм­гольц.

 

Рис. 17.

На сет­чат­ке воз­ни­ка­ет умень­шен­ное пе­ре­вер­ну­тое изоб­ра­же­ние пред­ме­та.

 

Рис. 18.

Ин­фор­ма­ция с сет­чат­ки по зри­тель­но­му нерву по­сту­па­ет в сред­ний мозг, в бугры чет­ве­ро­хол­мия, где про­ис­хо­дит пер­вич­ная об­ра­бот­ка. Затем эта ин­фор­ма­ция по­сту­па­ет в за­ты­лоч­ную долю КБП. Там фор­ми­ру­ет­ся зри­тель­ное ощу­ще­ние.

Сле­пое пятно – место вы­хо­да зри­тель­но­го нерва на сет­чат­ку. Не имеет фо­то­ре­цеп­то­ров.

 

Рис. 19.

 Заболевание зрительного анализатора

В 1875 году в Шве­ции про­изо­шла ава­рия по­ез­да. Ма­ши­нист не за­ме­тил за­пре­ща­ю­щий сиг­нал се­ма­фо­ра. Вы­яс­ни­лось, что ма­ши­нист не от­ли­чал зе­ле­ный и крас­ный цвета. Это за­бо­ле­ва­ние на­зы­ва­ет­ся даль­то­низм (от имени уче­но­го).

Бли­зо­ру­кость (ми­о­пия) за­бо­ле­ва­ние, при котором лучи от пред­ме­тов пе­ре­се­ка­ют­ся перед сет­чат­кой. По­это­му на ней воз­ни­ка­ет рас­плыв­ча­тое изоб­ра­же­ние. Это может быть свя­за­но с удли­нен­ным глаз­ным яб­ло­ком или с на­ру­ше­ни­ем кри­виз­ны хру­ста­ли­ка.

 

 

 

 

Рис. 20.

При даль­но­зор­ко­сти лучи от пред­ме­тов пе­ре­се­ка­ют­ся за сет­чат­кой. По­это­му на сет­чат­ке воз­ни­ка­ет рас­плыв­ча­тое изоб­ра­же­ние.

 

Рис. 21.

Для улуч­ше­ния со­сто­я­ния таких боль­ных врачи про­пи­сы­ва­ют очки.

Также бы­ва­ют воз­раст­ные из­ме­не­ния.

Ка­та­рак­та – по­мут­не­ние хру­ста­ли­ка.

 

Рис. 22.

Гла­у­ко­ма – на­ру­ше­ние от­то­ка жид­ко­сти от глаза и по­вы­ше­ние внут­риг­лаз­но­го дав­ле­ния.

 

Рис. 23.

Про­бле­мы со зре­ни­ем также воз­ни­ка­ют из-за нездо­ро­во­го об­ра­за жизни. У ку­ря­щих людей глаза вос­па­ля­ют­ся, сле­зят­ся, быст­ро утом­ля­ют­ся. Ни­ко­тин вы­зы­ва­ет вос­па­ле­ние зри­тель­но­го нерва, из-за чего остро­та зре­ния быст­ро па­да­ет. Из­ме­ня­ет­ся цве­то­ощу­ще­ние – ак­тив­ные ку­риль­щи­ки пе­ре­ста­ют ви­деть зе­ле­ный, затем крас­ный, жел­тый и синий цвета.

 Гигиена органов зрения

Необ­хо­ди­мо вы­пол­нять несколь­ко пра­вил, чтоб со­хра­нить хо­ро­шее зре­ние.

1. Чи­тать при хо­ро­шем осве­ще­нии, чтоб не пе­ре­на­пря­гать глаза

2. Лампа при чте­нии долж­на на­хо­дить­ся свер­ху и сзади

3. Нель­зя чи­тать в дви­жу­щем­ся транс­пор­те, так как глаз быст­ро утом­ля­ет­ся и зре­ние сни­жа­ет­ся

4. Книгу во время чте­ния нужно дер­жать на рас­сто­я­нии не менее 30 см от глаза

5. При пре­бы­ва­нии дол­гое время не солн­це необ­хо­ди­мо поль­зо­вать­ся солн­це­за­щит­ны­ми оч­ка­ми

6. Смот­реть те­ле­ви­зор на рас­сто­я­нии 1,5 – 2 м

7. Школь­ни­кам на­хо­дить­ся за ком­пью­те­ром можно не более 45 минут

8. Пища долж­на быть бо­га­та ви­та­ми­на­ми А и D