Тема урока: Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.
Цель урока: изучение зрительного анализатора.
Задачи:
Определение понятия «анализатор»;
изучение работы анализатора;
развитие навыков экспериментальной деятельности и логического мышления;
развитие творческой активности учащихся.
Тип урока: изучение нового материала с элементами экспериментальной деятельности.
Методы и приемы: поисковый, исследовательский.
Оборудование: модель глаза, таблицы «Зрительный анализатор», «Строение глаза», презентация «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза», проектор, карточки.
Ход урока:
I. Актуализация знаний.
1.Выполнение теста «Анализаторы»
• 1. Анализатор состоит:
а) только из проводникового отдела
б) из рецепторов
в) только из коркового отдела
г) из рецептора, проводникового отдела, коркового отдела
• 2. Рецептор:
а) преобразует сигнал в нервные импульсы
б) только проводит возбуждение
в) преобразует нервный импульс в ощущения
г) усиливает первые импульсы
• 3. Проводниковый отдел анализатора:
а) усиливает нервные импульсы
б) превращает нервный импульс в ощущения
в) передаёт возбуждение от рецептора в кору головного мозга
г) преобразует сигнал в нервные импульсы
• 4. Корковый отдел анализатора:
а) передаёт возбуждение от рецептора в головной мозг
б) преобразует нервные импульсы в ощущения
в) преобразует сигналы в нервные импульсы
г) воспринимает раздражение
• 5. Соотнесите доли коры больших полушарий и зоны:
А) лобная 1) слуховая
Б) теменная 2) зрительная
В) затылочная 3) двигательная
Г) височная 4) кожно-мышечная чувств-ть
Ответы: 1г, 2а, 3в,4б; 5: 1г, 2в, 3б, 4а
II. Изучение нового материала.
Этот орган можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 87% всей информации мы получаем с его помощью. Ещё Г. Гельмгольц считал, что его моделью является фотокамера.
- Как вы думаете, какой орган мы будем изучать сегодня на уроке?
- А почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?
- Сформулируйте тему урока. Запишите тему в тетрадях.
(Учитель записывает тему урока на доске).
Значение органа зрения
Способность видеть больше всего влияет на наше восприятие мира. Благодаря зрению перед нами открывается голубое небо, молодая весенняя листва, яркие окраски цветов и порхающие над ними бабочки, золотая нива полей - мы с вами получаем 87 %. информации об окружающем мире, они же, по подсчетам И.М. Сеченова, дают человеку до 1000 ощущений в минуту.
Глаз позволяет увидеть предметы, их форму, размер, цвет, перемещения.
Глаз способен различить хорошо освещенный предмет поперечником в одну десятую миллиметра на расстоянии 25 сантиметров. Но если предмет сам светится, он может быть и значительно меньше.
Глаза работают 15-18 часов в сутки.
Зрение – это сложный психофизиологический процесс, который осуществляется с помощью зрительного анализатора. Глаз и зрительный анализатор – это одно и то же?
Задание №1. Составьте схему зрительного анализатора. Из каких частей он должен состоять?
Зрительный анализатор состоит из 3 частей:
1) воспринимающей (рецепторы);
2) проводниковой (зрительный нерв);
3)анализирующей (центральная – зрительная зона коры больших полушарий).
рис.1
Как же устроен наш орган зрения?
Орган зрения человека состоит из 2 основных систем:
1) Вспомогательный аппарат
2) Глазное яблоко:
а) Оболочки глаза
б) Оптическая система
1.Вспомогательный аппарат глаза
Орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата (веки, ресницы, слезные железы). Глаз расположен внутри костной глазницы и защищен жировой тканью.
рис.2
Конъюктива защищает глаз и омывает его слезами.
рис.3
Слезы вырабатываются слезными железами, которые лежат в наружном углу глаза. Слезы состоят из 90 воды и 1г соли. Они также содержат хлорид калия, кальций, марганец.
Слезы попадают на роговицу, стекают к внутреннему углу глаза и потом попадают в носовую полость. Ученые считают, что вместе со слезами выделяются токсины, которые вырабатываются при стрессе, поэтому сдерживать плач может быть вредно для нашего организма.
рис.4. Слезные железы
Веки – это кожные складки с ресницами. На верхнем веке находятся 100-150 ресниц и 50-70 на нижнем, которые защищают глаза от пыли и пота, от яркого света. Одно моргание человеческого глаза длится приблизительно 0,05 секунды. Если сложить все время, которое занимают моргания, то получится, что около пяти лет мы живем с закрытыми глазами.
рис.5. Веки и ресницы
Брови отводят капельки пота со лба, чтобы они не попадали в глазное яблоко.
рис.6. Брови
Глазное яблоко защищают 3 оболочки:
1. Верхняя – белочная – склера. Защищает глаз от механических повреждений и придает ему форму.
2. Сосудистая оболочка – питает глаз, содержит темный пигмент, поглощающий избыток света, поступающего в глаз.
3. Сетчатка содержит фоторецепторы, которые преобразуют свет в нервный импульс.
Рис. 7.
Оптическая система глаза
1)Роговица – передняя прозрачная часть белочной оболочки. Через нее свет проходит внутрь глаза. Роговица имеет нервные окончания, поэтому участвует в образовании рефлексов – моргание, смыкание век, слезотечение.
Рис. 8.
2)Радужка – это передняя часть сосудистой оболочки. По латыни радужка - iris. А ведь Ирис - посланник богов, который спускался на землю по радуге. Радужка содержит пигменты, которые придают глазам цвет. Цвет, окружающий зрачок радужки, зависящий от пигмента меланина и характера отражения света, бывает весьма различным:
если голубой, то пигмента мало
2. если карий, то пигмента много
Окончательная окраска радужки устанавливается у ребёнка к 2-3 года. Сошлюсь и на известного офтальмолога С.Н. Фёдорова: роговица голубоглазых в два раза чувствительнее роговицы кареглазых. Когда красящего вещества совсем нет, радужка выглядит красной. (Глаза альбиносов).
Рис. 9.
3)Зрачок - это отверстие, через которое проникает свет, он расположен внутри радужки. При ярком свете зрачок сокращается и расширяется, если света не достаточно. Так он регулирует поступление света внутрь глаза.
Скажите, а почему у человека зрачки круглые?
Подсказка
У лошадей горизонтальные зрачки. Это расширяет угол зрения в горизонтальной плоскости. Они обитают на открытой равнине, где хищников нужно обнаруживать заблаговременно, как только они появляются на горизонте.
У кошек и лисиц зрачки расположены вертикально, потому, что эти животные, отыскивая свою добычу, смотрят чаще всего вверх и вниз.
(Ответ. Человек не боится хищников и не высматривает добычу, но он нуждается в максимально возможной зрительной информации.) _
Рис. 10.
4)Хрусталик – это двояковыпуклое тело, расположенное за зрачком.
Рис. 11.
Хрусталик не имеет нервов и сосудов и питается за счет жидкости, которую выделяет ресничное тело. В ресничном теле расположена мышца, которая изменяет кривизну хрусталика, когда мы смотрим на приближенный или отдаленный предмет. Это называется аккомодация. Благодаря аккомодации мы способны хорошо различать как близкие, так и дальние предметы.
Рис. 12.
5)Стекловидное тело – полость, заполненная студенистым веществом.
Рис. 13.
Между роговицей и радужкой также находится полость заполненная жидкостью – передняя камера глаза.
Рис. 14.
Задание: Изобрази «Ход лучей света из глаз»
Лучи света проникают через роговицу, потом зрачок, попадают на хрусталик и через стекловидное тело проходят на сетчатку.
6)Сетчатка содержит рецепторы: палочки и колбочки.
Рис. 15.
В палочках содержится зрительный пигмент родопсин. Они обеспечивают черно-белое зрение в условиях плохого освещения.
В колбочках содержится пигмент йодопсин. Они обеспечивают цветное зрение в условиях хорошей освещенности.
Больше всего колбочек находится напротив зрачка. Это место называется желтое пятно. Это место наилучшего зрения.
Рис. 16.
Существует 3 вида колбочек. Они распознают красный, зеленый и синий цвета. Все остальные цвета получаются путем их смешения в разных концентрациях. Эту теорию разработал Н. В. Ломоносов, а потом развил Г. Гельмгольц.
Рис. 17.
На сетчатке возникает уменьшенное перевернутое изображение предмета.
Рис. 18.
Информация с сетчатки по зрительному нерву поступает в средний мозг, в бугры четверохолмия, где происходит первичная обработка. Затем эта информация поступает в затылочную долю КБП. Там формируется зрительное ощущение.
Слепое пятно – место выхода зрительного нерва на сетчатку. Не имеет фоторецепторов.
Рис. 19.
Заболевание зрительного анализатора
В 1875 году в Швеции произошла авария поезда. Машинист не заметил запрещающий сигнал семафора. Выяснилось, что машинист не отличал зеленый и красный цвета. Это заболевание называется дальтонизм (от имени ученого).
Близорукость (миопия) заболевание, при котором лучи от предметов пересекаются перед сетчаткой. Поэтому на ней возникает расплывчатое изображение. Это может быть связано с удлиненным глазным яблоком или с нарушением кривизны хрусталика.
Рис. 20.
При дальнозоркости лучи от предметов пересекаются за сетчаткой. Поэтому на сетчатке возникает расплывчатое изображение.
Рис. 21.
Для улучшения состояния таких больных врачи прописывают очки.
Также бывают возрастные изменения.
Катаракта – помутнение хрусталика.
Рис. 22.
Глаукома – нарушение оттока жидкости от глаза и повышение внутриглазного давления.
Рис. 23.
Проблемы со зрением также возникают из-за нездорового образа жизни. У курящих людей глаза воспаляются, слезятся, быстро утомляются. Никотин вызывает воспаление зрительного нерва, из-за чего острота зрения быстро падает. Изменяется цветоощущение – активные курильщики перестают видеть зеленый, затем красный, желтый и синий цвета.
Гигиена органов зрения
Необходимо выполнять несколько правил, чтоб сохранить хорошее зрение.
1. Читать при хорошем освещении, чтоб не перенапрягать глаза
2. Лампа при чтении должна находиться сверху и сзади
3. Нельзя читать в движущемся транспорте, так как глаз быстро утомляется и зрение снижается
4. Книгу во время чтения нужно держать на расстоянии не менее 30 см от глаза
5. При пребывании долгое время не солнце необходимо пользоваться солнцезащитными очками
6. Смотреть телевизор на расстоянии 1,5 – 2 м
7. Школьникам находиться за компьютером можно не более 45 минут
8. Пища должна быть богата витаминами А и D