СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока физики 8 класс по теме: "Работа газа пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока физики 8 класс по теме: "Работа газа пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока физики 8 класс по теме: "Работа газа пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: «Работа газа пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания».

  1. Предмет: Физика 8 класс

  2. Планируемая дата проведения урока:.

  3. Цель урока: Сформировать знание учащихся о работе пара и газа на примере изучения двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Ознакомить учащихся с устройством и принципом работы такого двигателя.

  4. Планируемые результаты урока:

Предметные:

Знать: понимать понятие и устройство теплового двигателя, паровой турбины, реактивного двигателя.

Уметь: применять знания к решению задач.

Формировать умения и навыки применять полученные знания для решения задач.

  1. Тип урока: изучения нового материала

  2. Формы работы учащихся: Индивидуальная, коллективная, парная.

  3. Необходимое техническое оборудование: ПК учителя, интерактивная доска.

Содержание урока:

Этап урока

Название используемых

ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

в мин.

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент.


Приветствие, сообщение темы и целей урока.



2

2

Актуализация знаний


Проверить уровень знаний, провести подготовку к изучению нового материала.

Что такое внутренняя энергия?

Способы изменения внутренней энергии?

Если раньше мы говорили об изменении внутренней энергии путем теплообмена, то теперь более подробно рассмотрим вопрос об изменении внутренней энергии посредством совершения работы и о практическом использовании этого явления в тепловых двигателях.

Использовать внутреннюю энергию – это значит совершать за счет ее полезную работу.

Для того чтобы понять, как это сделать, выполним опыт.

Посмотрим опыт (нагревание пробирки с водой, закрытой пробкой)

Что вы увидели? За счет чего выскочила пробка?

В какую энергию перешла энергия пара?

Можно ли сказать, что пробирка с кипящей в ней водой и вылетающей пробкой является моделью теплового двигателя? Как вы думаете, где данное явление используется в технике?

Тема сегодняшнего урока «Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания»

Беседа по вопросам

10

3.

Изучение нового материала.


Сегодня на уроке мы с вами поговорим о тепловых двигателях, об их устройстве и принципе работы.

Изучение новой темы

Цель: реализуются обучающие задачи урока, идёт активизация мыслительной и самостоятельной деятельности учащихся, воспитывается чувство уверенности в высказывании своего мнения.

Тепловой двигатель – это устройство, совершающее работу за счет тепловой энергии.

Тепловая машина – это тепловой двигатель, работающий циклично.

Из всего многообразия тепловых двигателей мы познакомимся с ДВС. Так что же принесли в мир тепловые машины – добро или зло. Давайте вместе размышлять. Приглашаю вас отправиться в путешествие за знанием, на таком транспорте, где используется ДВС, а для этого нам предстоит узнать:

  • Почему двигатель называют ДВС.

  • Устройство двигателя внутреннего сгорания.

  • Схему работы такого двигателя.

ДВС – очень распространенный вид ТД. ДВС работают на жидком топливе или горючем газе.

Какие виды жидкого топлива вы знаете?

Где сгорает топливо в этом двигателе?

Само название ДВС говорит о том, что топливо сгорает внутри самого двигателя - прямо в цилиндре. ДВС работают на жидком топливе (бензин, керосин) или на горючем газе. ДВС – это двигатель, топливо в котором сгорает внутри самого двигателя. Рассмотрим устройство ДВС на макете.(вместе с учащимися рассматриваем интерактивную модель ДВС)

1 – впускной клапан

2 – выпускной клапан

3 – поршень

4 – шатун

5 – коленчатый вал

6 – свеча







5 – коленчатый вал

6 – свеча

Двигатель состоит из цилиндра, в котором перемещается поршень 3, соединенный при помощи шатуна 4 с коленчатым валом 5. На валу укреплен тяжелый маховик для уменьшения неравномерности вращения вала. В верхней части цилиндра имеются два клапана 1 и 2, которые при работе двигателя автоматически открываются и закрываются в нужные моменты. Через клапан 1 поступает горючая смесь, которая воспламеняется с помощью свечи 6, а через клапан 2 выпускаются отработавшие газы. В таких двигателях постоянно происходит сгорание горючей смеси (пары бензина и воздуха). При сгорании этой смеси образуются газы, температура которых порядка 1600-1800 0С.

Первичное закрепление

Рассмотрим принцип работы ДВС на модели.

Крайние положения поршня в цилиндре называют мертвыми точками.

Расстояние, проходимое поршнем от одной мертвой точки до другой, называется ходом поршня. Один рабочий цикл в двигателе происходит за 4 хода поршня или такта. Поэтому такие двигатели называются четырёхтактными. Рассмотрим более подробно каждый такт. (Учащиеся: пытаются сами объяснить работу двигателя в каждом такте.)

Затем учитель ещё раз останавливается на этом, объясняя подробнее с использованием таблицы.

1такт- впуск: при повороте вала поршень опускается вниз. Объём над поршнем увеличивается, в цилиндре создается разрежение, клапан 1 открывается и в цилиндр входит горючая смесь. В конце такта цилиндр заполняется горючей смесью и клапан 1 закрывается.

2 такт- сжатие: при дальнейшем повороте вала поршень начинает двигаться вверх и сжимает горючую смесь, когда поршень доходит до крайнего верхнего положения, сжатая горючая смесь возгорается от электрической искры и быстро сгорает.

3 такт- рабочий ход: образующиеся при сгорании смеси газы давят на поршень и он движется вниз. В этом случае двигатель совершает работу. Этот такт называется рабочим ходом.

Во 2 и 3 тактах оба клапана закрыты.

4 такт- в конце 3 такта клапан 2 открывается и через него продукты сгорания выходят в атмосферу. В течение такта поршень движется вверх. В конце такта клапан 2 закрывается.

Итак, цикл двигателя состоит из 4 тактов. Давайте вспомним их ещё раз.

Учащиеся: ещё раз называют названия тактов, затем их записывают в тетрадях. Записи тут же проверяются.


15

4.

Закрепление изученного материала


Цель: изучить вредное воздействие ТД на окружающую среду, анализ экологической опасности ДВС.


Р.Рождественский дал очень точный и емкий образ нынешней действительности:

Аэродромы,

Пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Все меньше - окружающей природы,

Все больше – окружающей среды.

Составлен рейтинг самых «грязных» автомобилей в мире, которые выбрасывают в атмосферу наибольшее количество вредных веществ.

И в этом списке сплошь и рядом дорогущие спортивные суперкары и лимузины. Именно они являются главными врагами чистого воздуха (компанию им составил огромный Hummer H2).

Если сейчас в среднем обычные легковушки выбрасывают в атмосферу 120-150 г/км вредных веществ, то у лидера списка Bugatti Veyron этот показатель намного больше. Его 1001-сильный мотор выкидывает на каждый пройденный километр сразу 571 г!

На втором месте идет Lamborghini Murcielago (495 г/км),

а замыкает это «грязную» тройку призеров Ferrari 599 GTB (490 г/км). Стоит отметить, что в списке присутствует сразу три Ferrari.

То есть именно эту итальянскую компанию можно назвать производителем самых «грязных» автомобилей в мире.


8

5.


Итоги урока


Какие экологические проблемы породили тепловые двигатели? Каковы пути их решения? (К чему приводит загрязнение почвы СО? СО2? Свинцом? Сажей? NO2?)


3


5

Домашнее задание


§§ 21, 22

.


2