Сегодня на уроке мы с вами поговорим о тепловых двигателях, об их устройстве и принципе работы. Изучение новой темы Цель: реализуются обучающие задачи урока, идёт активизация мыслительной и самостоятельной деятельности учащихся, воспитывается чувство уверенности в высказывании своего мнения. Тепловой двигатель – это устройство, совершающее работу за счет тепловой энергии. Тепловая машина – это тепловой двигатель, работающий циклично. Из всего многообразия тепловых двигателей мы познакомимся с ДВС. Так что же принесли в мир тепловые машины – добро или зло. Давайте вместе размышлять. Приглашаю вас отправиться в путешествие за знанием, на таком транспорте, где используется ДВС, а для этого нам предстоит узнать: Почему двигатель называют ДВС. Устройство двигателя внутреннего сгорания. Схему работы такого двигателя. ДВС – очень распространенный вид ТД. ДВС работают на жидком топливе или горючем газе. Какие виды жидкого топлива вы знаете? Где сгорает топливо в этом двигателе? Само название ДВС говорит о том, что топливо сгорает внутри самого двигателя - прямо в цилиндре. ДВС работают на жидком топливе (бензин, керосин) или на горючем газе. ДВС – это двигатель, топливо в котором сгорает внутри самого двигателя. Рассмотрим устройство ДВС на макете.(вместе с учащимися рассматриваем интерактивную модель ДВС) 1 – впускной клапан 2 – выпускной клапан 3 – поршень 4 – шатун 5 – коленчатый вал 6 – свеча 5 – коленчатый вал 6 – свеча Двигатель состоит из цилиндра, в котором перемещается поршень 3, соединенный при помощи шатуна 4 с коленчатым валом 5. На валу укреплен тяжелый маховик для уменьшения неравномерности вращения вала. В верхней части цилиндра имеются два клапана 1 и 2, которые при работе двигателя автоматически открываются и закрываются в нужные моменты. Через клапан 1 поступает горючая смесь, которая воспламеняется с помощью свечи 6, а через клапан 2 выпускаются отработавшие газы. В таких двигателях постоянно происходит сгорание горючей смеси (пары бензина и воздуха). При сгорании этой смеси образуются газы, температура которых порядка 1600-1800 0С. Первичное закрепление Рассмотрим принцип работы ДВС на модели. Крайние положения поршня в цилиндре называют мертвыми точками. Расстояние, проходимое поршнем от одной мертвой точки до другой, называется ходом поршня. Один рабочий цикл в двигателе происходит за 4 хода поршня или такта. Поэтому такие двигатели называются четырёхтактными. Рассмотрим более подробно каждый такт. (Учащиеся: пытаются сами объяснить работу двигателя в каждом такте.) Затем учитель ещё раз останавливается на этом, объясняя подробнее с использованием таблицы. 1такт- впуск: при повороте вала поршень опускается вниз. Объём над поршнем увеличивается, в цилиндре создается разрежение, клапан 1 открывается и в цилиндр входит горючая смесь. В конце такта цилиндр заполняется горючей смесью и клапан 1 закрывается. 2 такт- сжатие: при дальнейшем повороте вала поршень начинает двигаться вверх и сжимает горючую смесь, когда поршень доходит до крайнего верхнего положения, сжатая горючая смесь возгорается от электрической искры и быстро сгорает. 3 такт- рабочий ход: образующиеся при сгорании смеси газы давят на поршень и он движется вниз. В этом случае двигатель совершает работу. Этот такт называется рабочим ходом. Во 2 и 3 тактах оба клапана закрыты. 4 такт- в конце 3 такта клапан 2 открывается и через него продукты сгорания выходят в атмосферу. В течение такта поршень движется вверх. В конце такта клапан 2 закрывается. Итак, цикл двигателя состоит из 4 тактов. Давайте вспомним их ещё раз. Учащиеся: ещё раз называют названия тактов, затем их записывают в тетрадях. Записи тут же проверяются. |