План урока: Теория литосферных плит. Платформы и складчатые пояса
Цель урока: Сформировать представление о современных учениях происхождения и эволюции литосферы.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания о строении литосферы.
2. Познакомить учащихся с гипотезами происхождения Земли и теорией литосферных плит.
3. Обучить приемам чтения карты «Строение земной коры».
4. Научить прогнозированию изменений очертаний материков и океанов в отдаленном будущем по карте литосферных плит.
Тип урока: Изучение нового материала
Ход урока:
1. Введение
• Приветствие: Начать урок с вопроса:
"Что, по вашему мнению, заставляет вращаться нашу планету?"
• Актуальность темы: Кратко объяснить, почему важно понимать структуру Земли, особенно теорию литосферных плит.
2. Основные понятия (15 минут)
• Лекция/презентация:
Рассказать о строении литосферы:
• Определение литосферы и её составляющие (корка, верхняя мантия).
• Понятие литосферных плит: что это такое и какие бывают.
• Введения в платформы и складчатые пояса. Примеры: Сибирская платформа, и др.
• Интерактивный элемент: Использовать слайды или видео, чтобы визуализировать эти концепции. Задать вопросы классу: "Где, по вашему мнению, находятся активные зоны? Почему?
3. Групповая работа: Исследование теорий
• Деление на группы: Каждой группе по 4-5 человек дать одну из следующих тем:
• Гипотеза дрейфа континентов Альфреда Вегенера.
• Тектоника плит.
• Складчатые пояса: образование горных систем.
• Платформы: их возраст и устойчивость.
• Работа в группах: Каждая группа готовит краткий доклад (3 минуты) о своей теме: определение теории, примеры и результат её изучения
4. Презентация результатов групп
• Каждая группа представляет свои исследования другим.
• После каждой презентации — время для вопросов и обсуждений. Что нового? Чем это удивительно?
5. Чтение карты «Строение земной коры»
• Обучение чтению карты: Раздать учащимся специализированные карты и предлагается разъяснить ключевые элементы, как читать карту:
• Легенда карты
• Символы границ, платформ и складчатых поясов.
• Особенности рельефа и его связь с тектоническими процессами.
6. Прогнозирование изменений
• Задание: Посмотрев на картографию литосферных плит, спросите: "Как вы думаете, как изменятся континенты через 50 миллионов лет?"
• Обсудить результаты и способы анализа.
7. Заключение
• Подвести итоги: пересмотреть ключевые моменты урока.
• Задать домашнее задание: написать небольшое эссе на тему "Как я вижу будущее Земли в связи с движением литосферных плит".
Ожидаемые результаты урока:
• Учащиеся получат представление о структуре литосферы и научатся основам теории летосферных плит.
• Разовьют навыки работы в команде и публичного выступления.
• Научатся анализировать карты и делать прогнозы на основе знаний о тектонических процессах.