План-конспект урока географии в 6 класс Тема урока: « Ветер. Практическая работа № 16. «Построение графика розы ветров.»
Цели урока: сформировать представление о причинах образования ветра;
познакомить с видами ветров;
познакомить с приборами, позволяющими измерять скорость и направление ветра;
научить приёмам построения «розы ветров» и определения направления и скорости ветра;
продолжать формирование навыков сравнительного анализа.
Тип урока: комбинированный
.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания:
СЛАЙД№1
Деятельность учащихся: учащиеся кратко записывают условие задачи в тетрадь
Задача №1. Лётчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм.рт.ст.
Задача №2. Шахта глубиной 200 м, на поверхности атмосферное давление 752 мм.рт.ст. Найдите давление на дне шахты.
Задача №3. На вершине горы высотой 3,5 км барометр показал 720 мм.рт.ст. Каково давление у подножья.
Деятельность учителя: Проверка и оценка решения задач.
3. Изучение нового материала:
Деятельность учителя: Объявляет цели и задачи урока, организует деятельность учащихся.
Деятельность учащихся: учащиеся записывают в тетрадь дату и тему урока. Разгадывают загадки.
Учитель: Что это?
Без рук, без ног
А дерево гнёт.
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.
Учащиеся: Это всё ветер.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием «ветер». Что такое ветер знает каждый, может, даже кто-то задумывался о том, как он образуется?
Учитель: Разные участки земной поверхности нагреваются по-разному. Суша нагревается быстрее, а водная поверхность медленнее. Воздух, нагревшийся над земной поверхностью, поднимается вверх и давление над сушей падает. Над водной поверхностью атмосферное давление высокое. Воздух перетекает из области с высоким давлением в область с низким атмосферным давлением. Так образуется ветер. И чем больше разность в атмосферном давлении, тем сильнее ветер .
Учитель: Скажите, что является главной причиной образования ветра? Что такое ветер?
Учащиеся дают определение
Учитель: организует работу с учебником.
Учащиеся выписывают определение в тетрадь.
Учитель: Ветер – это горизонтальное перемещение воздуха из области повышенного
атмосферного давления в область пониженного атмосферного давления. Поэтому на берегах крупных рек и морей, ветер меняет своё направление несколько раз в сутки. Давайте посмотрим, как это происходит. Объясняет образование дневного бриза.
Слайд№2 (Образование дневного бриза)
Учитель: Мы с вами рассмотрели образование дневного бриза. А как образуется ночной бриз?
Ученики: объясняют образование ночного бриза.
Деятельность учителя: для закрепления изученного материала, предлагает учащимся ответить на вопросы.
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы учителя.
Вопросы:
Почему летним днем из леса веет прохладой?
Каково происхождение ветерка на берегу реки летним жарким днем?
Учитель: На юге Дальнего Востока России, образуются ветры, которые меняют своё направление два раза в год. Это муссоны.
Слайд № 3 (Зимний и летний муссон)
Учитель: Ребята, используя схему, объясните механизм образования муссона. Запишите определения в тетрадь.
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы учителя, объясняют образование постоянных ветров – муссонов.
Деятельность учителя: Давайте подведём итог. Какие ветры образуются на поверхности Земли? Назовите виды ветров.
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы учителя.
Слайд №4

Учитель: Ветер может дуть с разных сторон. Как определить направление ветра?
Направление ветра определяется с помощью флюгера.
Слайд №5 (Флюгер)
Флюгер – это прибор, свободно вращающийся на оси и устанавливающийся по направлению ветра. Если ветер дует с севера, то он называется северный, а если с юга, то южный.
Вопросы: Как будет называться ветер, дующий с востока? Как называется ветер, дующий с запада?
Учитель: Ветер дует с разной силой. Сила ветра определяется по 12 – бальной шкале Бофорта. Давайте проанализируем её (форзац учебника). Чем больше разность атмосферного давления, тем сильнее ветер.
Деятельность учителя: А теперь давайте рассмотрим примеры. Как будет перетекать воздух? В каком из данных примеров ветер будет слабее?
Слайд№6
Деятельность учащихся: анализируют примеры, сопоставляют и делают выводы.
760 мм рт. ст – 720 мм рт.ст
740 мм рт. ст – 720 мм рт. ст
Деятельность учителя: рассказывает о приборах для определения направления и силы ветра.
Деятельность учащихся: участвуют в беседе, выступают с сообщениями.
Деятельность учителя: предлагает сделать вывод о значении ветра в природе, для человека. Какую роль играет ветер в жизни человека? Каково значение ветра в природе?
Деятельность учащихся полученные данные анализируют, выделяют роль ветра в природе, в хозяйственной деятельности человека.
Обобщение ответов учащихся:
перенос влаги на материк;
источник энергии – мельницы, двигатели, парусники;
способствует образованию морских течений.
Деятельность учителя: Направление ветра можно показать на графике, который называют «роза ветров». Строим «розу ветров».Учитель обьясняет построение « розы ветров».
Деятельность учащихся: самостоятельно построят «розу ветров».
Сдайд №7
Практическая работа №16.
«Построение розы ветров».
Ход работы: Используя календарь погоды, который вы вели, постройте ”розу ветров” 1) Начертите 8 направлений (румбов), соответствующих основным сторонам горизонта (С; Ю; З; В; С-З; С-В; Ю-З; Ю-В ); 2) По каждому направлению (румбу) отметьте направление ветра за каждый день месяца (1 день =0, 5 см); 3) Соедините концы векторов красной линией. 4) Сделайте вывод о преобладающих ветрах за данный месяц. Вариант 1. Октябрь. Вариант 2. Ноябрь. |
Деятельность учителя: Контролирует выполнение задания учащимися.
Деятельность учащихся: Выполняют построение «розы ветров» в тетрадях. Анализируют, делают выводы.
Домашнее задание – параграф 39, вопросы.
Деятельность учителя: Комментирование домашнего задания. Выставление оценок. Подведение итогов урока.