План-конспект урока по географии для 9 класса
Тема: Почвенные и земельные ресурсы Республики Беларусь
Цели и задачи урока:
• Познакомить учащихся с основными почвенными ресурсами и земельными ресурсами Республики Беларусь.
• Развивать навыки анализа пространственной информации на картах.
• Формировать критическое мышление через исследование влияния любых изменений в использовании почвенных ресурсов на экологическую ситуацию.
Структура урока:
1. Стратегия вовлечения:
• Название задания: «Сокровища под ногами».
• Задачная формулировка: как почвенные ресурсы влияют на экономику и экосистему страны?
• Личностно значимый познавательный вопрос:
почему важно правильно использовать почвы для будущих поколений?
2. Преамбула (введение в ситуацию):
• Ситуация: учитель начинает урок с обсуждения того, как земля является основным ресурсом для сельского хозяйства Беларуси. Вопрос для размышления: "Что произойдет, если мы не будем заботиться о состоянии наших почв?"
3. Источник информации:
• Учащимся предлагается текст, содержащий информацию о видах почв Беларуси, их характеристиках, а также о том, какие виды земельных ресурсов используются в стране и как они могут подвергаться угрозам из-за неправильного использования.
4. Основной текст задачи:
• После изучения материала ученики должны ответить на вопросы:
• Какие типы почв встречаются в Беларуси и какая их роль в сельском хозяйстве?
• Как можно защитить почвенные ресурсы от эрозии и загрязнения?
• Как использование земельного ресурса влияет на окружающую среду?
5. Бланк для выполнения задания:
• Задания на работу с информацией:
• На контурной карте Беларуси ученикам предлагается отметить основные сельскохозяйственные регионы и соответствующие им почвенные ресурсы. По желанию можно также добавить данные о климате, который влияет на уровень плодородия.
• Проанализируйте ситуации недовольства местного населения (например, загрязнение или распахивание лесов) и предложите пути их решения, используя информацию о почвах и землях.
• Задание, вопрос или проблема:
• Выберите одну проблему, связанную с использованием или деградацией почвенных ресурсов в Беларуси, и подготовьте краткий проект, в котором предложите решения данной проблемы, опираясь на предоставленную информацию.
6. Инструмент проверки:
• Оценивание проектов осуществляется по подготовленным критериям на основе представленных данных.
7. Критерии оценки выполненного задания:
• Точность и корректность нанесённых данных на карту (0-5 баллов).
• Глубина анализа проблемы и предложенных решений (0-5 баллов).
• Оформление работы и структурность представленной информации (0-5 баллов).
8. Шкала перевода баллов в отметку:
13–15 баллов – «9-10» баллов
• 10–12 баллов – «7-8» баллов
• 7–9 баллов – «5-6» баллов
• 0–6 баллов – «2-4» баллов
Заключение:
В конце урока учитель подводит итоги, акцентируя внимание на важности бережного обращения с почвенными ресурсами и необходимости устойчивого развития земель в Беларуси. Учащимся предлагается домашнее задание: написать эссе на тему "Как я вижу будущее почвенных ресурсов Беларуси" и указать свои личные рекомендации по улучшению состояния почв в стране. Это поможет ученикам лучше понять актуальные проблемы земельных ресурсов и способы их решения.