План- конспект урока изобразительного искусства для 5 класса на тему «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы» .
- Формирование представления о Гербе Курской области.
-Развитие способности анализировать символические изображения и понимать их смысл.
- Нарисовать Герб Курской области.
-Формирование гражданской позиции учащихся.
-Формирование основ художественной культуры.
-Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.
- Развитие ассоциативно- образного мышления, фантазии, навыков работы с художественными материалами.
Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Формулирование и развитие гражданской позиции, мышления и умения применять его в социальной практике.
Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, воспитывать интерес к истории, уважение к культуре и символике своей области.
Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.
Компьютер, проектор, презентации по теме со слайдами герба Курской области ,лист формата А3, линейка, простой карандаш, краски, фломастеры.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Организационный момент | Организация местоположения каждого ученика. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости. Я рада видеть Вас. А какое у Вас настроение? А теперь давайте поделимся хорошим настроением, возьмите друг друга за руки и улыбнитесь. Повернитесь к гостям улыбнитесь. Вот теперь у нас у всех хорошее настроение. | Занимают свои места, приветствуют присутствующих Ответ: Отличное. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
2.Этап мотивации и актуализации знаний | -О чем мы говорили на предыдущем уроке? -Откуда произошли гербы? -Для чего нам нужен герб? - Где можно встретить изображение герба? -Как называется наука по изучению гербов? -Много ли деталей используется в изображении герба | Ответ: О эмблемах и гербах Ответ: Герб - немецкое слово, в переводе на русский означает «наследство». Ответ: Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца. Ответ: Государственный герб обязательно изображается на всех важных государственных бумагах, давая всем, кто видит эти бумаги, понять, что они важные и государственные. Например, государственный герб украшает все указы Президента России, а также паспорта российских граждан и другие документы, выдаваемые российским государством. Есть герб на печатях, на денежных знаках (деньгах), на приграничных столбах, на государственных орденах и медалях. Ответ: геральдика объясняет расположение и цвет символов на гербах Ответ: (щит, щитодержатели, корона или шлем, намёт –завитки ,девиз ,мантия.) - | Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
3.Постановка учебной задачи | Давайте вместе сформулируем тему урока. Он дополняет гимн и флаг, Любой страны то главный знак. В Курской области он особый, Ты назвать его попробуй. Сегодня вы познакомитесь с… … Мы живем с вами в курской области, у нас есть свой герб. Вот как он выглядит (Слайд) Герб Курской области был утвержден 17 декабря 1996 г. Описание герба: "Герб Курской области в основе своей имеет изображение старинного герба Курской губернии. В серебряном щите, увенчанном короной, лазурная перевязь с тремя летящими серебряными куропатками. Щит обрамлен золотыми дубовыми листьями, перевитыми голубой лентой. В верхней части герба корона и дубовые листья соединены лентами красного цвета". | Ответ : Герб Курской области Ответ: с символическим языком геральдического искусства на примере герба Курской области | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: самостоятельное выделение – формирование познавательной цели. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | - Ребята, скажите, можно по гербу рассказать о стране, о городе, которому он принадлежит? - У нас с вами возникла проблема. Нам нужно найти выход из этой проблемы. Что нужно для этого знать? -Особое значение в геральдике имеет цвет. Прочитайте. Каково символическое значение цвета? Кроме того в гербах использовались изображения животных. В украшении гербов использовались фигуры условно-изобразительного характера, каждое условное обозначение имеет свое значение: Все эти фигуры называются негеральдическими. Познакомьтесь с ними, прочитайте: | Ответ: можно, но для этого надо знать символику. - Символику и значение цвета. Нужно уметь и знать как правильно составлять гербы. Символика цвета в геральдике В геральдике используются 5 цветов и 2 металла: 1.Червленый (темно-красный)- символ любви и смелости; 2.Черный - мудрость и печаль; 3.Зеленый- символ изобилия и надежды; 4.Голубой - символ красоты и величия; 5.Пурпурный (оттенок красного)- могущество; 6.Белый (серебро)- символ чистоты; 7.Желтый (золотой)- символ богатства, справедливости. Лев - мужество и благородство; Дуб, медведь - крепость, сила; Факел, раскрытая книга - знание; Пчела - трудолюбие; Лавр - слава; Крылатый змей - зло; Змея - ум, изворотливость; Дракон - могущество; Собака – преданность; Солнце – свет, богатство, изобилие; Феникс – бессмертие; Овца – кротость; Рука- храбрость. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Первичное закрепление | Учитель устанавливает осознанность восприятия. Ребята, давайте распределим по пунктам, что нам нужно сделать: | Отывет: 1.Рассмотреть форму герба; 2.Изучить символику, её значение; 3.Изучить значение цвета на гербах; | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Динамическая пауза | Учитель танцует под музыку Олега Газманова « Россия вперёд» | Выполнение движений за учителем | Личностные смыслообразование |
Творческая практическая деятельность | Закрепление знаний о значении цвета в символике герба Курской области | Учащиеся выполняют творческое задание. | Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение |
Рефлексия деятельности | Учитель организовывает рефлексию. -Я знаю… -Я понимаю… -Для меня было открытием… -У меня получилось… -Мне понравилось… Учитель показывает наиболее удачные эскизы эмблемы класса. | Дети осуществляют самооценку собственной деятельности. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные; Рефлексия; Личностные: смыслообразование |
Домашнее задание | Нарисовать эскиз герба своей семьи | | Личностные |